В ТУСУРе прошла акция, посвященная проблемам инвалидов и общества.

5 декабря в холле корпуса ФЭТ собрались студенты. Что они делают?

- Принимайте участие в викторине в рамках декады инвалидов! – говорит мне одна из девушек, - ответите на три вопроса - получите гематоген.

На столе разложены перевёрнутые листочки с вопросами. Поднимаю первый, читаю: «Что такое инклюзивное образование?»

- Наверное, это специальное дистанционное образование, которое призвано помогать людям-инвалидам, - отвечаю я.

- Немного не так, - поправляет меня волонтёр Света, - инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, чтобы люди с ограниченными возможностями могли учиться вместе со всеми.

Вытягиваю следующий вопрос: «Что такое безбарьерная среда?»

На этот раз я отвечаю правильно:

- Среда, позволяющая людям с ограниченными возможностями жить и функционировать беспрепятственно, вместе со всеми.

Читаю последний вопрос: «Почему происходит дискриминация лиц с ограниченными возможностями?», делюсь своими мыслями:

- Думаю, что в наше время как таковой дискриминации уже нет, потому что люди стали с пониманием ко всему относиться. Если она где-то и осталась, то только в школе, где ребёнок ещё толком не осознаёт, что перед ним вполне обычный человек.

Получаю гематоген. Рядом со мной руководитель межвузовского центра ИНТЕГРО (центра сопровождения студентов с инвалидностью) и один из организаторов акции - Максим Валерьевич Берсенев.

Прямо перед нами библиотекарю Любови Сергеевне Войтовой завязывают глаза. Она пытается идти, опираясь на трость. Подниматься по лестнице ей помогают волонтёры.

- Это зачем? – спрашиваю у организатора.

- В рамках акции. Мы хотим изменить отношение к инвалидам, чтобы люди ощутили, как людям с ограниченными возможностями сложно жить.

- Часто у вас такие акции проводятся?

- Сегодня проходит второе мероприятие на этой неделе. В дальнейшем мы планируем создать серию подобных акций.

Тем временем библиотекарь уже успела подняться и теперь идёт обратно:

- Ой, а спускаться-то страшно и трудно, - Любовь Сергеевна аккуратно спускается и чуть не падает на последней ступеньке. Её успевают подхватить волонтёры. Она прощается с повязкой и облегчённо вздыхает.

- Как ощущения? – спрашиваю я её.

- Когда можешь смотреть и не можешь – это разные чувства. У меня огромное облегчение от того, что со мной не случилась беда, и я могу видеть.

- Видите, как все происходит? – говорит Максим Валерьевич. Такие мероприятия тревожат общественное сознание. Вот что вы знаете об инвалидах?

- Ровным счётом ничего.Только периодически вижу их, - отвечаю я.

- Мы хотим напоминать, что люди с ограниченными возможностями - такие же, как мы. Ведь кто сказал, что человек-инвалид не сможет стать классным программистом? Напротив, среди таких людей очень много талантов.

- А в ТУСУРе сколько людей с ограниченными возможностями?

- У нас обучается около 1300 человек, из них 20 - с инвалидностью. Например, старший преподаватель кафедры истории и социальной работы, кандидат психологических наук Максим Петрович Шульмин незрячий, но успешно преподаёт нашим студентам, ещё и на пробежки по стадиону периодически выходит!

Возвращаюсь к девушкам, проводящим викторину, и пытаюсь уловить, кто что отвечает:

- Назовите выдающихся людей-инвалидов?

- Хокинг, - отвечает студент ФСУ Виталий Дзюин.

(Стивен Уильям Хокинг - главный астрофизик современности)

- Почему происходит дискриминация лиц с ограниченными возможностями?

- Они не такие, как все, - отвечает студентка 2 курса ФЭТ, забирает гематоген и убегает.

Услышанный ответ девушки мне показался странным.

Тем временем студент 3 курса ФЭТ Костя Власов, открыто посмеиваясь над акцией, отказывается принимать участие в викторине:

- Больше нервов потратишь с викториной, - отговаривает он друга, - а гематоген 10 рублей стоит!

Но пройти «вслепую» Костя соглашается. Сколько в нём уверенности и веселья сейчас. Парень натыкается на предметы, но продолжает идти и довольно быстро. Поднялся вверх по лестнице, заглянул в библиотеку:

- Я здесь, я здесь! – отзывается библиотекарь.

Волонтёр ставит лавку перед Костей, чтобы сделать ему препятствие:

- Представь, что это машина! – говорит волонтёр.

Костя ложится на лавку. Препятствий он не боится.

- Ого, как светло! – говорит Костя, когда возвращается на предыдущее место и ему развязывают глаза.

Ещё один человек пробует пройтись с повязкой:

- Я не понимаю, где я! – говорит студентка 3 курса ГФ Ксюша Филатова. Девушке снимают повязку.

- Ну как? – спрашиваю я Ксюшу.

- О-о-о, я совсем сбилась с ориентира, я не поняла, почему я пошла обратно, хотя планировала дойти до второго этажа. Вроде знаю курс движения, но все равно ошиблась в направлении.

- Я тоже хочу так поиграть, - прошу я у Максима Валерьевича.

- Да без проблем! – отвечает он.

Всегда казалось, что это проще простого: хватит ловкости и поможет «третий глаз». Поднимаюсь по лестнице с уже завязанными глазами. Хочется увидеть ступеньки, по которым я так не люблю подниматься. Слышно, что вокруг все также ходят студенты и преподаватели. Уже с первой минуты мне некомфортно и неуютно без информации, которую можно воспринимать визуально. Ведь так хочется посмотреть, кто шумит, кто с кем разговаривает, кто как выглядит. Это даже не любопытство, а необходимость. Стараюсь анализировать только то, что слышу. Волонтёры мне помогают, поддерживают за руки, чтобы я случайно не ударилась обо что-нибудь. Но мне все равно страшно, как только представлю, что я по-настоящему не вижу. Так хочется увидеть этот мир! Хочу все вернуть обратно.

- Все, снимите, пожалуйста, повязку, - прошу у волонтёров.

Не думала, что эта акция так потревожит мое сознание. Я начинаю ценить способность видеть окружающий мир. А ещё, акция помогла мне лучше понять людей с ограниченными возможностями. Теперь, когда встречу инвалида, присмотрюсь, вдруг ему нужна моя волонтёрская помощь?

Автор: Анастасия Колесникова