Как решить проблему студентов с ограниченными возможностями в вузе.

В ТУСУР ежегодно поступает около 11 тысяч студентов, примерно более пятидесяти человек имеют группу инвалидности. В отличие от других университетов города Томска, в ТУСУРе есть Центр сопровождения студентов с инвалидностью и разработана специальная программа, которая помогает этим студентам максимально легко влиться в учебный процесс. О вечной проблеме общества «Радиоэлектронику» рассказала Валентина Зиновьева, которая является руководителем целого проекта по поддержке студентов с ограниченными возможностями.

Проект по теме «Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в техническом вузе» начал развиваться в 2006 году под руководством Зиновьевой Валентины Ивановны - доцента кафедры истории и социальной работы ТУСУРа. В 2009 г. проект получил федеральный грант, который позволил далее продолжать работу и помогать студентам-инвалидам. В настоящее время эта тема разрабатывается в рамках государственного задания «Наука – 2013» в двух направлениях: профилактика умственного здоровья молодежи и управление развитием потенциала лиц с ограниченными возможностями. В работу включены преподаватели и студенты, которые специализируются по данной теме. Из числа хорошо успевающих студентов формируются проектные группы из 4-5 человек. На данный момент 15 человек из числа преподавателей и студентов изучают не только теоретическую сторону проблемы, в то же время они пробуют свои силы в практической социальной работе в Центре сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ).

ЦеССИ открылся в ноябре 2010 года и оснащен специальной техникой для слабовидящих, т.е. он работает еще и как учебная аудитория, куда студенты с ограниченными возможностями могут прийти в любой момент и получить консультацию. В ЦеССИ не только создают комфортные условия для учебы, но и способствуют тому, чтобы подготовить студентов к приему на работу. По закону РФ, установлены квоты на рабочие места для инвалидов на предприятиях с числом рабочих свыше 100 человек, но не все руководители предприятий это соблюдают, а страдают от этого, в первую очередь, люди, которые попали в трудные жизненные обстоятельства не по своему желанию. К сожалению, ТУСУР не может обеспечить всех рабочими местами, однако, есть положительные примеры. Так, на кафедре истории и социальной работы ТУСУРа работает преподаватель – инвалид 1-ой группы по зрению – кандидат психологических наук Шульмин Максим Петрович, который в настоящее время подал документы на должность доцента. Он успешно публикуется в научных сборниках, работает над докторской диссертацией и принимает активное участие в развитии Центра.

Сколько стоит толерантность

В то же время если для студента-инвалида созданы хорошие условия для учебы, то от конфликтов в коллективе никто не застрахован:

- Если в семье ребенок с ограниченными возможностями имел возможность самостоятельно развиваться, без гиперзависимости от кого-либо из родителей, - говорит Валентина Зиновьева, - то ему легче адаптироваться среди однокурсников, они свободно вливаются в общество. Коммуникация зависит, в первую очередь, от личных черт студента. Некоторые стремятся к изолированности, но есть те, кто стремится к общению. Например, на заочном отделении учится Чуржакова Татьяна, у нее 2-я группа инвалидности, девушка может передвигаться только при помощи костылей. Но она очень оптимистичный человек, участвует в различных мероприятиях, и у нее все получается. Татьяна хорошо учится, старается помочь таким же студентам как она и активно участвует во всех мероприятиях ЦеССИ. Она вызывает симпатию и у студентов, и у преподавателей.

Не всем студентам с ограниченными возможностями легко найти общий язык с одногруппниками. По социальным исследованиям, от 7 до 14% студентов вуза относятся отрицательно к людям с инвалидностью. Однако стоит заметить, что человек приобретает инвалидность не по собственному желанию, поэтому помогать ему должны не только родители:

- В западных странах сопроводитель для студента - это нормальное явление. Мы сотрудничаем с университетами Бельгии, Англии, Финляндии, Швеции. В прошлом году ездили на научный симпозиум в университет Гумбольдта (Германия), где общались с зарубежными специалистами и посмотрели на западный опыт работы. Общей практикой западных вузов является назначение сопроводителей студенту-инвалиду, которые помогают передвигаться инвалиду, записывать лекции, принимать участие в мероприятиях. Однако был случай в прошлом году в нашем университете, когда поступил студент с инвалидностью, ему было трудно передвигаться по лестницам наших корпусов, - вспоминает Валентина Ивановна, - я лично просила в группе, чтобы нашлись сопроводители. Мы были готовы за счет гранта оплачивать такую «работу», которая заключалась в помощи студенту. Но в группе никто не откликнулся.

Такой случай показывает, насколько развито отношение к инвалидам в России. Все дело в вопросах культуры. Неприятие всего чуждого – это и есть «интолерантность», т.е. древнейшее сознание, идущее от инстинктов. А «толерантность» как раз развитое сознание, которое отличает человека разумного от человека прямоходящего.

Сама идея инклюзивного образования для детей-инвалидов возникла в шестидесятых годах XX века в Швеции. Нашей стране, которая идет вслед за развитыми странами, есть к чему стремиться, такая проблема требует не только смены менталитета, но и финансовых затрат. Сейчас, к сожалению, только ТУСУР может позволить себе ЦеССИ, где студенты-инвалиды могут найти поддержку и помощь, чтобы преодолеть барьер общения. Другие университеты пока не могут позволить себе подобных вливаний в решение проблем студентов-инвалидов. Однако есть и исключения, например, СибГМУ активно сотрудничает с ТУСУРом, правда, пока только на волонтерской основе, поскольку создание ЦеССИ требует серьезной поддержки ректората.

- Мы хорошо продвинулись в понимании темы и той деятельности, которая необходима со стороны студенческой молодежи для того, чтобы продвигать эту работу в понимании и осознании данной проблемы. Наша цель – это не только помощь студентам-инвалидам, но и формирование сознания людей, – делится Валентина Ивановна.

Областная администрация готова поддерживать диалог, и ведется работа по созданию центров помощи инвалидам в каждом вузе, однако пока инициативы мало и равнодушные все еще остаются. Предстоит еще немало вложить сил и денег, чтобы пробудить толерантность не только в сердцах, но и в умах здоровых людей.

Автор: Анастасия Капустина