20-21 мая в главном корпусе ТУСУРа прошли ежегодные соревнования школьников и студентов по робототехнике "РобоRoom 2013". Организатором мероприятия выступила лаборатория робототехники и искусственного интеллекта 2i ТУСУР.

Человеку непосвященному вообще трудно сходу разобраться, что происходит перед его глазами в актовом зале - именно здесь и проходили соревнования.

Меня очень поразило, с какой сосредоточенностью и с каким волнением юные робототехники наблюдали за своими высокотехнологичными подопечными. Некоторые настолько погрузились в этот виртуальный мир, что не слышали того, что происходит вокруг - всё внимание было устремлено на поле, по которому ковылял запрограммированный робот.

Соревнования включают в себя две секции - киберфутбол и общую робототехнику. Лего-роботы оснащены всевозможными датчиками (освещенности, цвета, угла поворота), и благодаря им роботы передвигаются по довольно сложному маршруту, выполняя при этом задания. Разумеется, главными критериями оценки являются время и качество выполнения.

Вот что рассказал о "Роборуме" один из организаторов соревнований Алексей Ушаков:

- Какие правила на этих соревнованиях?

- РобоRоом 2013 года - это уже четвёртое соревнование по робототехнике, которое мы проводим в ТУСУРе. Все команды можно разделить на две лиги: "Лего" - это общая робототехника и "Киберфутбол" - это футбол маленьких роботов как в железном исполнении, так и в симуляторах (на мониторе компьютеров). В "Лего" участвуют как школьники, так и студенты, но в "Киберфутболе" - только студенты, в основном нашего университета

Правила придумываем сами. Основная их идея в том, что в каждой лиге есть три задания. Первое - классическое, из общей робототехники, проезд по чёрной линии; второе - лабиринт; третье - более творческое: нужно уметь ориентироваться в реальности по карте, считать ее, а затем выполнить некоторые действия.

У студентов задание "Город" (или иначе - "Срочная доставка"), в этом году мы решили сделать ориентацию на скорость. Идея в том, что робот движется по городу, составленному из больших белых блоков, которые представляют собой здания, нужно найти мячик и отвезти его на финиш. Сложность задания в том, что мячик нужно определить по несколько нестандартным датчикам, например, ИК датчику поиска. Сам мяч излучает в ИК-спектре. И еще (это задача лабиринта, хоть и неполного, так как в городе нет стенок) - нельзя выезжать за пределы района.

Что даёт школьнику или студенту участие в таких соревнованиях? В первую очередь - навыки программирования, мехатроники. Когда школьник изучает информатику за компьютером - это одно, но ведь программа, действующая в реальном физическом мире по реальным физическим законам - это другое. Задания, с которыми справляются школьники, порой не под силу даже студентам. Не знаю, как в университете, но на производстве человеку, умеющему решать такие задачи, будет проще работать.

Своими впечатлениями поделился Александр Владимирович Багинский, руководитель кружка робототехники, Красноярск:

- Мы участвовали в самом первом "РобоRooме", со вторым не получилось - сюда коллеги приезжали. Сейчас привезли только одного ребенка. Конец года - очень неудобно, старшие готовятся к экзаменам, со студентами не получилось. Школьников у меня 30 человек занимается (из тех, что куда-то ездят) и, наверное, еще пять-шесть студентов.

Зачем нужно участие в подобных соревнованиях? Детям обязательно надо куда-то выезжать, это как экзамен - здесь они учатся больше, чем за месяц-два, а иногда - и за год.

Подобные соревнования раньше проводил Железногорск, сейчас "знамя принял" Томск. Три поля, из них два не меняется. Это позволяет заработать хоть сколько-нибудь баллов, ведь когда в соревнованиях дети выступают по нулям, они говорят: "Мы больше не хотим, нам неинтересно". А так - у каждого есть шанс.

Как сообщается на сайте Института Инноватики: "В соревнованиях по общей робототехнике приняли участие команды воспитанников лаборатории робототехники 2И ТУСУР: две команды школьников "Молния" (младшие школьники) и "Фотон" (старшие), четыре команды студентов: две от кафедры управления инновациями по направлению "Мехатроника и робототехника", одна команда от кафедры информационной безопасности электронно-вычислительных систем и одна - от кафедры электронных приборов.

По итогам соревнований по общей робототехнике команда "Фотон" заняла II место.

В секции по киберфутболу проходили соревнования команд в лиге SimuroSot (виртуальный кибер-футбол) и MiroSot (футбол железных роботов). В соревнованиях по футболу роботов традиционно участие принимали только команды студентов ТУСУРа. В лиге SimuroSot I место завоевала команда ClearLogic (ИИ), В лиге MiroSot уверенную победу одержала команда Sleeping Forest под руководством победителя RoboCup Japan Open 2013 Дмитрия Якушина".