Корпоративный стиль - за этим словосочетанием скрывается много чего. В идеале лишь один взгляд на логотип предприятия или университета - и ваш мозг должен выдавать конкретные определения - "стабильный", "уверенный в будущем" или "инновационный", "молодой", "амбициозный"… Так к чему мы ведем? Вроде бы у нашего вуза с логотипом все в порядке. Вот закройте глаза и сразу... Так, фирменная т-антеннка, большие темно-синие четыре буквы - "ТУСУР". Что тут еще добавить. Но в любом деле важен профессиональный подход и глубокий анализ. Поэтому было решено разработать новый логотип университета, который бы не перечеркивал "историчность" старого, при этом учитывал все новые тенденции в развитии вуза. Рассказывает Алексей Викторович Мозгунов, начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУРа:

- Работая над оформлением информации по текущей приемной кампании мы сразу же столкнулись с одной проблемой: материалы факультетов ТУСУРа почти никак не связаны друг с другом и выглядят по-разному. Часто аудиторией просто не "считывается", что они идут от нашего вуза - нет логотипа университета (иногда используются разные логотипы - (см. на таблицу - прим. ред.)). У человека, изучающего информацию по ТУСУРу, в итоге может сложиться впечатление, что у университета нет единой концепции в подготовке данных.

Совершенно ясно, что материалы всех подразделений, всех факультетов должны демонстрировать два важных принципа - единство и целостность. Поэтому разработка единого корпоративного стиля стала для приемной комиссии очень важной задачей.

- Я вижу уже итог этой работы. И сразу вопрос. В общем-то привычные буквы, складывающие название университета, в новом логотипе тут же дублируются латиницей. Зачем? И еще: аббревиатура ТУСУР уже подразумевает, что это университет - "Томский университет систем управления и радиоэлектроники", но рядом с латиницей "TUSUR" мы видим слово "university". Нет ли тут тавтологии?

- Начну с того, зачем в логотипе мы использовали "англоязычное" название вуза. Никто не будет спорить с тем, что ТУСУР должен активнее выдвигаться на "международную арену", привлекая в ряды своих студентов все больше иностранных граждан. Мы проанализировали, как с этой задачей "расширения" справляются, к примеру, азиатские вузы. Оказалось, что у большинства из них часть названия написаны иероглифами, часть - латиницей. Просто и понятно.

Далее. Я считаю, что в логотипе мы совсем не "дублируем" слово "университет". Название вуза ТУСУР уже давно не воспринимается как аббревиатура. Мы спокойно его склоняем - "студент ТУСУРа", "учиться в ТУСУРе". К тому же, англоязычное слово TUSUR уже хорошо знакомо нашим зарубежным коллегам, легко ими воспринимается…

Мы постараемся сделать так, чтобы слово ТУСУР не звучало как аббревиатура, постепенно становилось бы самостоятельным, и введенное в логотип словосочетание "TUSUR university" в этом нам поможет.

- Еще вопрос. Почему в итоге был выбран именно этот шрифт?

- Он отражает суть отрасли, которую представляет наш технический университет. Более округлые буквы (см. логотип-2012 - прим. ред.) являются более заурядными, стандартными. Мы же имеем дело с уникальным, узнаваемым шрифтом. К тому же, быть "историчным" и "преемственным" для вуза неплохо. Правда, и тут с вроде бы привычным начертанием "ТУСУР" пришлось поработать: была выровнена ширина букв, линий, логотип стал более уравновешенным.

- Была идея заменить привычную "антеннку" на другой символ?

- Поначалу да - радиолокационная антенна-символ вроде как сужает общую направленность университета. Вуз развивается в нескольких областях знаний. Но потом мы поняли, что без антеннки нельзя: она узнаваема, является основным элементом наградных знаков ТУСУРа. Да и просто мы выяснили, что наше университетское сообщество пока не готово воспринимать новый логотип без нее.

- Были пересмотрены логотипы и факультетов ТУСУРа. Какие здесь изменения?

- Начнем с того, что эти эмблемы должны вливаться в целостную структуру оформления материалов ТУСУРа, вместе с тем - отражать уникальность каждого из них. Мы провели "ревизию" каждого логотипа. Оказалось, что эмблемы молодых факультетов - юридического, моделирования систем, инновационных технологий - отличаются от остальных. У каждого был свой логотип. Мы провели их ревизию, проанализировали. Часто эти логотипы используются в одном документе, принцип единообразия не соблюдается.

Теперь же все эмблемы выполнены в одной технике. Пусть некоторые стали "проще", зато отлично вписываются в общую концепцию. Индивидуальность проявляется цветом факультета - мы постарались бережно отнестись к истории.

И еще несколько слов о "фирменном силе". Наша задача - позиционировать себя одновременно как технический и как предпринимательский исследовательский университет. На эту цель и должны быть направлены все наши усилия.