В докладе президента нашего университета Анатолия Васильевича Кобзева на ежегодной научно-методической конференции [«Будем первопроходцами» РЭ № 2 от 25 февраля 2013 года] четко сформулирована главная цель современного инженерного образования – «освоение специальности на практике» и проблемы, подлежащие решению научно-педагогическим корпусом ТУСУРа в сложившихся реалиях современной жизни. Предлагаемые подходы к решению проблем повышения мотивации обучения и организации самостоятельной работы студентов вполне конструктивны, проходят апробацию на кафедре промышленной электроники, а после завершения педагогических экспериментов и должного критического осмысления вполне могут быть использованы другими выпускающими кафедрами.

Названные проблемы весьма важны, но не менее важны график учебного процесса и содержание учебных дисциплин. В создавшихся условиях необходим пересмотр системы преподавания всех учебных дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, профессиональных и специальных. Проблемы современного инженерного образования касаются всех учебных дисциплин и всех кафедр. Однако в упомянутой публикации президент ТУСУРа А.В. Кобзев основное внимание сосредоточил на пересмотре системы преподавания математики в ТУСУРе. По предполагаемой реорганизации возникает много разнообразных вопросов, часть которых на страницах РЭ обсудил зав. кафедрой физики Ефим Михайлович Окс [«Что же нам делать с математикой и физикой в ТУСУРе» РЭ № 4 от 25 марта 2013 года]. Считаю, что комментарии Е.М. Окса интересны и они должны быть учтены при экспериментах с преподаванием математики. Вскоре на очередном крупном университетском мероприятии (конференции трудового коллектива ТУСУРа) ректор Юрий Алексеевич Шурыгин в своем докладе, комментируя итоги зимней сессии, также отметил необходимость реорганизации всей системы преподавания математики, буквально цитируя президента ТУСУРа. Он выбрал в качестве примера теорию автоматического управления (ТАУ). Отмечу, что ТАУ, как и физика, требует предварительного знания вузовского курса математики в полном объеме, а не поблочного его введения. Возможно поблочное введение, но только дополнительных глав математики, то есть введение того, что не читается в основном вузовском курсе математики, например, эта необходимость возникает при изучении цифровых систем автоматического управления. Свою точку зрения по обозначенной теме подкрепляю далее известными прописными истинами.

Всякое образование, в том числе математическое, должно быть непрерывным. При этом математическое знание легче усваивается именно в молодые годы: чем раньше, тем глубже и основательнее. Проблемы математического и инженерного образования в ТУСУРе решались бы гораздо проще, если бы в структуре нашего университета был технический лицей, в котором в 10-х и 11-х классах учились бы наши будущие студенты. Кстати, подобные лицеи имеют многие ведущие университеты. Роль добротного физико-математического образования трудно переоценить: немало примеров, когда известные математики и физики, сделав научную карьеру в своих науках, начинали плодотворно работать в технической сфере, философии или в промышленности, но обратные примеры мне пока не известны. Не известны также примеры, чтобы в головной мозг молодого человека, не обладающего элементарными математическими знаниями, в нужный момент «вводился» бы нужный блок математических знаний. Отмечу, что в науке о человеке анализируются различные типы мышления: образного (непосредственного, неформального) и логического (формального, знакового). Исследуется врожденная предрасположенность к разным типам мышления, и связывают эти крайние типы мышления с разными полушариями головного мозга. Трудно экспериментально проверить возникающие при этом гипотезы, так как оба типа мышления обычно развиваются у человека одновременно. Чистый эксперимент возможен только «с пеленок». В научном мире известен один подобный эксперимент, описанный в книге «Мысли» Б. Паскаля [Ф. Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. Ж. де Лабриер. Характеры. – М: Мир, 1966]. Эксперимент с Блезом (1623 – 1662 гг.) - провел его отец Этьен Паскаль (юрист и математик (алгебраическая кривая – улитка Паскаля (кардиоида) носит его имя). Имя Б. Паскаля известно практически каждому человеку, вычислительная машина Паскалина (1642 г.) – это его создание. Сравните годы: 1623 и 1642 (а в некоторых источниках – 1641). В год создания Паскалины Блез был моложе наших бакалавров. На эту тему можно много бумаги исписать, но факты есть факты: за прошедшие века и тысячелетия человек по своей сути мало изменился, а мир вокруг него совсем иной. Наша задача, как преподавателей вуза, адекватно вписать в стремительно меняющийся вокруг нас мир наших выпускников – бакалавров. С 2011 г. они учатся у нас только 4 года, не 5 лет, как было при специалитете. При этом не надо надеяться на магистратуру: есть как бы еще 2 года на «доучивание» бакалавров. Но перед магистратурой ставятся совсем другие задачи! Итак, на смену дипломированным специалистам на производство, в промышленность уже через 2 года придут наши бакалавры и они должны быть подготовлены к практической работе на предприятиях. Так что в целевых установках у меня полная солидарность с президентом нашего университета А. В. Кобзевым [«Будем первопроходцами» РЭ № 2 от 25 февраля 2013 года]. Но начинать нам надо с себя, с дисциплин, читаемых на наших выпускающих кафедрах, а к своим партнерам по общему делу, в том числе к кафедре математики, выставить требования, не нарушая при этом ФГОС-3.

Что касается современного инженерного образования, то в наш век Интернета достаточно сослаться на то, что широко обсуждается в Сети. Наиболее обсуждаемой является концепция CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate, то есть Осмысление – Проектирование – Реализация – Эксплуатация). Из этой расшифровки следует, что её суть заключается в реформировании инженерного бакалавриата таким образом, чтобы обучение студентов было ориентировано на практику. Проект CDIO построен по принципу «4П» – «Планировать – Проектировать – Производить – Применять». При этом все преобразования направлены, главным образом, на бакалавриат. Отмечу, что дисциплина «Введение в специальность», традиционно читаемая первокурсникам в течение одного семестра, стандартами CDIO заменяется на вводный курс «Введение в инженерную деятельность». Наполнение этого курса более глубокое, не описательное и нацелено на практическую работу в коллективе. В курс «Введение в инженерную деятельность» вполне могут быть включены системные методики инженерного творчества и то, что предлагает в своей публикации зав. кафедрой физики Е.М. Окс. В становление бакалавра как инженера неоценимый вклад могут внести преподаватели дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла: мировая и отечественная история хранит память о многих выдающихся деятелях науки, техники, космонавтики, экономики и промышленности. Что знают о них наши студенты? Так что всему нашему профессорско-преподавательскому сообществу надо совместно решать назревшие проблемы современного инженерного образования и не сомневаюсь, что наши математики и физики внесут свой достойный вклад в общее дело.

Заведующий кафедрой АСУ А.М. Кориков