Так уж получается - большинство из нас всегда выберет "синицу в руках", предполагая, что "журавля" поймает кто-нибудь другой, поактивнее, пошустрее, попредприимчевее. И на первый взгляд ничего плохого в такой позиции нет, но только она постепенно приводит к тому, что все меньше молодых людей могут и хотят проявлять свою инициативу, полагаясь на ту самую "золотую середину".

Недавно в нескольких вузах России среди студентов был проведен соответствующий опрос. Оказалось, что подавляющее большинство респондентов ориентированы на то, чтобы после окончания учебы получить место в бюджетной организации с небольшим, но стабильным заработком. Но (и это очень важно!) запросы при этом у нашей молодежи ого-го: коттеджи, лексусы, отдых за границей. Получается, до большинства наших студентов не доходит одна простая мысль - нельзя сидеть на месте и ждать, когда все твои желания исполнятся, нужно что-то делать самому.

Мы говорили обо всем этом с Ларисой Владимировной Смольниковой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии и социологии ТУСУРа не просто так, а "по поводу". Оказывается, в нашем вузе (так как в эпоху инновационного развития образовательной системы особенно актуален вопрос о подготовке предпринимателей, а ТУСУР как-никак позиционирует себя как предпринимательский университет) в течение нескольких лет разрабатывается специальная программа в рамках учебных курсов "Психология инженерной деятельности" и "Психология профессионального образования" (а недавно на ее основе вышла монография "Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность"). Основной целью программы является создание условий для реализации потенциальных возможностей студентов, а также их профессионального и личностного роста. С точки зрения Ларисы Владимировны успешность профессиональной деятельности определяет развитие личностного потенциала молодых людей.

- Для начала, - признается Лариса Владимировна, - бывает очень сложно донести такую мысль: сказки с "золотыми рыбками" закончились и все, чего вы добьетесь в жизни, зависит только от вас. Постепенно на занятиях мы приходим к понятиям самоактуализации, рассматриваем личностный потенциал. Следующий шаг - понимание того, что только профессионал, человек, который смог реализовать свою идею, свой проект, может зарабатывать деньги и покупать те самые желанные дворцы и машины.

Лариса Владимировна подчеркивает, что создавая эту психологическую программу, она и ее коллеги отталкивались от результатов работы структур, открытых в ТУСУРе для молодых людей с "активной жизненной позицией". Бизнес-инкубатора "Дружба", например.

- Но, данную программу мы можем использовать для студентов практически любого вуза, она не ограничивается только уникальными условиями, созданными в ТУСУРе. На прошедшей в феврале конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса" в рамках доклада я поделилась результатами исследований и апробации данной программы. Интерес был огромный. Коллеги задавали вопросы, я более детально рассказывала о разработанной методике. Надо отметить, что программа включает в себя как авторские разработки, так и уже существующие в психологической науке. Всего в рамках программы оптимизации потенциальных возможностей личности работа со студентами ведется в контексте четырех модулей. Первый - и самый важный - знакомство. Здесь проявить себя, раскрыть свои способности должен каждый. Второй модуль - актуализация скрытых ресурсов личности (креативность, гибкость поведения, ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, мотивация успеха, самопринятие, коммуникативная компетентность, преодоление конфликтных ситуаций, эмоциональная стабильность и т.п.). Третий этап - моделирование профессионального пространства - в его рамках студент с помощью специальных тренингов, упражнений входит в профессиональное пространство, идет процесс ориентации его знаний на инновационно-предпринимательскую деятельность. Четвертый модуль - информационно-аналитический, основной его задачей является подведение итогов работы группы.

У меня тут же возник "сомнительный" вопрос: так получается, любого можно "научить быть предпринимателем?"

- Конечно, была и остается часть аудитории, которая ориентирована только на себя, кроме того, есть люди с пониженной самооценкой, люди-исполнители, сложно работать и с группой "потребителей" (вы мне обязаны, дайте). Но мы обращаемся к основной части молодежи. В любом случае наша основная задача - подтолкнуть человека к реализации каких-либо его идей, замыслов, познать себя и поверить в себя.

Лариса Владимировна считает, что такой подход очень пригодится ее студентам не только после окончания вуза, но и во время учебы, так как именно годы обучения в вузе могут дать толчок к саморазвитию. Условие одно - желание молодого человека самореализоваться.

- Я говорю на занятиях: не ждите от преподавателей, что они должны прийти, все разжевать для вас и выдать знания "в чистом виде". Не ждите, что вопросы на экзамене будут звучать именно так как темы в лекции. В нашей программе проведено конструирование и апробация комплекса активных методов обучения (метод анализа конкретных ситуаций (case study), социально-психологический тренинг (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, консультации специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных ситуаций, рефлексия треннинговых занятий), игровые методы) и дана программа оптимизации личностных ресурсов и потенциала, которая способствует развитию профессионально-личностных компетенций. Таким образом, нет сомнений, студента необходимо подводить к умению обучаться самостоятельно, что даст усвоение, активизацию и обобщение знаний, приобретение опыта решения профессиональных задач, творческой и научной деятельности.

Лариса Владимировна признается, что особую радость ей доставляют пусть даже маленькие победы тех студентов, что прошли обучение в рамках ее курса: этот сформировал "активную жизненную позицию", этот приобрел личный опыт участия в разработке, этот решил заняться целенаправленным самообразованием и выучить еще один иностранный язык, а другой вообще решил сменить профессиональную направленность. А самое главное, молодые люди начинают понимать, что задачи интеллектуального и профессионального роста надо решать сейчас, не "копить", отодвигая на "потом", тем самым расписываясь в своей безвольности и некомпетентности.

- Это значит, что у ребят повысилась профессиональная мотивация, им уже хочется большего, чем просто отсидеть пары и прийти домой. Получается, что с задачей вытянуть на поверхность скрытый предпринимательский потенциал мы справились вместе. Смогут ли они воспользоваться полученными знаниями на практике - вопрос ближайшей перспективы.

Автор: Оксана Коновалова