(Субъективные комментарии к публикации "Будем первопроходцами" РЭ № 2 от 25 февраля 2013 года.)

Действительно, доклад президента нашего университета Анатолия Васильевича Кобзева, сделанный на ежегодной научно-методической конференции, слушался "на одном дыхании". В основе доклада - программа глубокой модернизации учебного процесса в ТУСУРе. Обучение студентов и подготовка высококвалифицированных специалистов - это главное направление деятельности университета. И оно касается в той или иной мере каждого, и преподавателя, и научного сотрудника, и аспиранта, и студента. Проблемы в образовательной деятельности назрели. Трудно не согласиться с теми выводами, который сделал Анатолий Васильевич. Здесь и недостаточность ресурсов, выделяемых на образование, и консервативность многих преподавателей в отношении новых подходов и методов обучения, и низкий уровень мотива-ции студентов. Все это происходит при сокращении срока обучения до четырех лет в условиях резкого снижения уровня подготовки школьников и неблагоприятной демографической ситуации.

В первую очередь, эти проблемы проявляются в процессе обучения студентов по циклу естественнонаучных дисциплин (физики и математики). Можно понять озабоченность руководства университета: 30% студентов отсеваются на первых двух курсах "благодаря" несданным экзаменам по этим дисциплинам. С другой стороны, нередки жалобы преподавателей старших курсов на отсутствие у студентов элементарных знаний по физике даже в объеме средней школы и неумение решать задачи, требующие знакомства с простейшими методами дифференциального и интегрального исчисления.

Анатолий Васильевич предложил революционную программу преобразования учебного процесса, успешное выполнение которой, по его мнению, позволит сделать настоящий прорыв в образовательной деятельности. При этом, по оценке Анатолия Васильевича, реализуемая в настоящее время в нашем университете программа стратегического развития может обеспечить необходимые для такого преобразования ресурсы.

То, что предлагается, действительно ново и необычно. Со многими предложениями нельзя не согласиться. Это,, прежде всего, комплекс мероприятий, обеспечивающих условия для трансформации полученных знаний в умения и навыки для практической инженерной деятельности.

Но сомнения и вопросы, к сожалению, остаются. Возможно, это связано с недостаточной информированностью во всех аспектах программы. Попробую хотя бы для самого себя разобраться в некоторых вопросах, непосредственно связанных с предлагаемой модернизацией учебных планов на первых курсах применительно, в первую очередь, к процессу преподавания цикла естественнонаучных дисциплин.

Обратим особое внимание на два аспекта программы. Первый - это распределение (дробление) курса математики на 7 семестров. Предполагается, что читаемые разделы курса математики в том или ином семестре будут привязаны к специальным дисциплинам, изучаемым в этом или следующем семестре. Но трудно предположить, что какой-то из предметов спецдисциплин требует знаний, например, только дифференцирования, и другой - только интегрирования, а третий - только решения дифференциальных уравнений и теории рядов. Даже курс физики, читаемый студентам первого и второго курса, требует знаний дифференциального и интегрального исчисления, а также линейной алгебры в полном объеме. По видимому, такая глубокая модернизация процесса преподавания курса математики не сработает. Возьму на себя смелость сформировать альтернативное предложение, касающееся курса высшей математики. Математика для инженеров - это, главным образом, инструмент для освоения специальных дисциплин. Именно поэтому ее следует изучать с самого начала и достаточно интенсивно. В процессе изучения математики, как и при освоении любого другого инструмента (например программ WORD или POWER POINT) нет необходимости доносить до пользователя мотивацию тех или иных подходов к созданию этого инструмента. Поэтому преподавание математики, как и изучение любой другой инструкции для пользователя, должно практически исключать доказательную базу. Только набор правил, методов и подходов, позволяющий оперировать с моделями процессов, изучаемых на курсах специальных дисциплин. Упор следует сделать на умение решать задачи, которые должны быть связаны с содержанием курсов спецдисциплин. А в начале каждого из спецкурсов следует предусмотреть одну-две обзорные лекции по тем разделам математики, которые точно будут в наибольшей степени необходимы в данном предмете. И лучше, если эти лекции будет читать не математик, а лектор этого спецкурса.

С математикой соприкасается и физика. Но физика для инженеров - это не столько инструмент, сколько фундаментальная база знаний для освоения специальных дисциплин. Казалось бы, разделы физики гораздо легче раздробить и привязать к спецкурсам. При этом не все разделы физики в равной степени востребованы для специальностей нашего университета. С узкопрактической точки зрения механика, термодинамика и ядерная физика важны меньше, чем электромагнетизм, физика твердого тела и оптика. Если не спекулировать громкими словами в "пользу бедных" о важности донесения до студентов всей картины природы и взаимосвязи разделов физики, которая является цельной и неделимой наукой, то остается государственный образовательный стандарт, в котором практически для всех направлений подготовки в нашем университете прописаны все разделы физики. И проверку остаточных знаний по всем этим разделам физики при аттестации нашего университета никто не отменил. Немаловажен и тот факт, что лабораторный практикум по физике. Кроме знаний непосредственно по предмету он прививает студенту начальные азы культуры проведения эксперимента, анализа и обработки его результатов, формулирования выводов. Значит, и физику "дробить" и "кромсать" нецелесообразно.

Вопросы и сомнения вызывает предложение об изучении специальных дисциплин, наиболее привлекательных для данной специальности, начиная уже с первого семестра обучения. Какой же курс инженерной подготовки можно прочитать студентам, если он будет основан на школьном уровне математики и физики? Даже для средне-технического образования требовалась специальная внешкольная подготовка по физике и математике. Понятно намерение повысить интерес студентов к процессу обучения, начиная с первого дня нахождения в университете. Но предлагаемый подход не решит эту проблему, а приведет лишь к снижению общего уровня подготовки. С другой стороны, традиционный метод повышения мотивации студентов к обучению, основанный на изучении с первого семестра дисциплины "введение в специальность", себя не исчерпал. Несомненно, методика преподавания этой дисциплины должна быть кардинально модернизирована и включать в себя, например, элементы PR-технологий. Курс "введение в специальность" может содержать и лабораторный практикум, на котором первокурсники будут скорее играть, чем выполнять задания. Здесь же уместны встречи с наиболее успешными выпускниками специальности, экскурсии на предприятия, где работают выпускники, и многое другое. В нашем городе такие возможности имеются. Представляется, что это будут не только рассказы об "истории успеха" или демонстрация высокого уровня жизни этих выпускников - нужно, чтобы первокурсники поняли, что стать квалифицированным специалистов и иметь успешную карьеру невозможно без упорного труда по освоению всех необходимых знаний.

Отдаю себе отчет в том, что мои сомнения могут показаться необоснованными, а предложения - очевидными и банальными. Но все же выражаю надежду, что эти комментарии найдут отклик среди сотрудников ТУСУРа в конструктивной дискуссии по модернизации образовательного процесса в нашем университете, в многолетнем успешном развитии которого мы все крайне заинтересованы.

Е.М. Окс,
заведующий кафедрой физики