На пленарном заседании конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса" (31 января - 1 февраля 2013 года) в своем докладе "Роль вуза в решении проблем инженерного образования" президент ТУСУРа Анатолий Васильевич Кобзев озвучил положения программы повышения качества обучения в нашем университете (см. "РЭ" №1, 2013 "Эпоха перемен"). Смею вас заверить - аудитория слушала этот доклад затаив дыхание, ведь касался он каждого.

Анатолий Васильевич уверен: система подготовки инженеров в вузе (он назвал ее "поточно-групповой") требует существенных изменений.

Президент ТУСУРа признается: многие из идей (введение междисциплинарного экзамена, пересмотр системы преподавания математики в вузе), которые он представил на суд университетской аудитории, были "выношены" на кафедре промышленной электроники, которую он возглавляет, еще десятилетия назад...

- Я уже достаточно давно задался вопросом: почему существующая система подготовки при всех ее недостатках так устойчива к изменениям? Причин много, первая из них - ее дешевизна. Большие потоки лекций, экономия на библиотеках, лабораторные установки на 4-5 человек - все это ведет к минимизации расходов. Не менее важная причина - эта система подготовки всех устраивает, ее легко диспетчировать: здесь минимальная единица не человек, не студент, а группа, поток.

В том что эту систему очень сложно вывести из равновесия, мы убедились на примере введения технологии ГПО в учебный процесс. Первое свое "наступление" мы начали еще в 2004 году. И сразу - неудача. Студенты восприняли занятия в группах как очередную "халяву". Все изменения опять остались только на бумаге. Но мы решили не останавливаться. Был создан коллектив единомышленников. Лев Алексеевич Боков (первый проректор, проректор по учебной работе - прим. ред.) возглавил департамент инновационно-образовательных технологий.

В 2006 году вуз одержал победу в конкурсе инновационно-образовательных программ. Появились деньги на оснащение лабораторий ГПО. Но первым делом мы решили ввести занятия ГПО в учебный план, выделить день ГПО, ввести жесткий контроль посещаемости занятий. Вуз начал платить преподавателям за дополнительную учебную нагрузку. Нужно было мотивировать студентов включаться в проекты: участники групп ГПО получили надбавки из стипендиального фонда. В итоге технология заработала, сегодня у нас нет проблем с формированием групп ГПО. Только вот я прекрасно понимаю, что если мы оставим это дело "в покое", оно снова скатится в "яму", никаких результатов не будет.

- Получается, без "кнута" и "пряника" не обойтись?

- К сожалению, это общероссийская беда. Немного молодых людей идут в вуз, чтобы получить реальные знания и умения, чтобы стать хорошим специалистами. Большинство тут же включаются в борьбу за оценки, начатую еще в школе.

- Опыт внедрения технологии ГПО позволил Вам взглянуть на ситуацию с другой стороны?

- Да, он был очень трудным и помог понять, что нужно менять всю систему подготовки инженерных кадров. Постепенно мы пришли к формулированию совокупности решений, которые позволят запустить новую систему. Важно именно сейчас понять, что нужно сделать, чтобы намеченные преобразования не остались только на бумаге.

Центральное звено всех изменений касается ответа на один вопрос: как от минимальной единицы "учебная группа" перейти к единице "человек", "студент"? Такой подход тут же усложняет работу всех подразделений университета, но все пункты новой программы родились благодаря ему.

Что необходимо для того, чтобы молодой человек выходил из стен вуза отличным специалистом, смог найти достойную работу? За годы учебы он должен освоить определенный и эксклюзивный (!) набор навыков и умений, позволяющий ему опережать своих конкурентов. Поэтому в вузе нужно создать все условия для того, чтобы он получил опыт выполнения реальных проектов, чтобы не только в теории, но и на практике постигал сложности своей специальности. Сегодня в ТУСУРе для 40 процентов студентов - участников групп ГПО, резидентов бизнес-инкубатора, участников хоздоговорных работ - мы такие условия создали. Наших выпускников всегда ценили за их "практическую жилку". Но только вот свои эксклюзивные знания и умения по большей части они приобрели самостоятельно, вне учебного процесса. А что с остальными 60 процентами? Получается, за годы учебы они вообще ничему не научились? Нет, они умеют отделываться показухой, могут "шевелить бумагами", даже сдать экзамен для них не проблема. Но разве этого мы хотим? Совершенно ясно: старую технологию нужно модернизировать. Необходимо каждому студенту дать возможность получать необходимые для будущей профессии знания и опыт, обеспечить его рабочим местом, дать ему в руки нужное оборудование, чтобы он сам, провел на этом оборудовании нужные исследования, довел проект до конца. Если мы не сможем обеспечить такой подход к учебе - снова скатимся к "бумажным реформам".

Все предметы в вузе должны работать на главную цель - освоение специальности на практике. Поэтому такое больое внимание в программе, которую я озвучил на конференции, уделено преподаванию математики. Этот предмет в технических вузах давно уже играет роль "дубины" - выколачивает талантливых электронщиков уже с первых курсов. Отсюда и мое предложение - давать математику не в концентрированном виде в течение двух-трех семестров, а вводить на протяжении всего времени обучения. Каждый блок учебной программы нужно привязать к специальности. Это очень важный шаг. С ним все согласны, кроме, естественно, кафедры математики. Люди привыкли работать по-старому, перестроиться им достаточно сложно. Да, математика - "царица наук", но только одной математики мало для того, чтобы приобрести эксклюзивные знания и умения. А это значит, что этот предмет в первую очередь должен быть ориентирован на специальность.

Нам предстоит пересмотреть рабочие программы и по другим предметам, заставить их работать на главную цель - выпускать из стен ТУСУРа востребованного специалиста.

Другой нашей задачей является повышение мотивации обучения. Я убежден (на кафедре "промышленной электроники" соответствующий пилотный проект уже запущен), что специальные предметы нужно вводить не с третьего, а с первого курса, с первого семестра. Именно так мы сможем вызвать интерес к специальности.

В итоге всем нам предстоит пересмотреть рабочие планы и составить новые рабочие программы по каждому курсу. И здесь нас ожидает еще одно препятствие. Сегодня вуз обязан выполнять множество контрольных функций: 24 экзамена и зачета в год (для сравнения: в ведущих университетах мира - 3-4 междисциплинарных экзамена). Мы можем уменьшить эту цифру, по крайней мере, вдвое. Только задумайтесь: за все время обучения из 9 тысяч учебных часов больше тысячи уходит только на экзамены и зачеты. А на лабораторные - именно там и должны формироваться зачатки профессиональных знаний - всего 600 часов. 6,5 процентов от общего времени! В два с половиной раза меньше, чем на контроль.

Вопрос с проведением лабораторных работ нам тоже предстоит решить в рамках новой системы подготовки. Заниматься студенты должны не по готовым макетам, подгруппами, а строго в индивидуальном порядке. Каждый должен в процессе работы выполнить определенное задание - спаять, написать программу. Именно поэтому родилась идея создания практических лабораторий - электроники, радиотехники, радиоэлектроники. Пилотный проект уже есть, для лаборатории практической электроники закуплена часть необходимого оборудования. Одна проблема: нет свободного помещения. Здесь нам очень поможет новый корпус на Южной - для подобных лабораторий требуются достаточно большие площади. И вообще, я считаю, что настала пора все практические занятия перевести в разряд лабораторных работ и уйти, наконец, от существующей системы их проведения: парта - бумага - доска - мел.

Если нам удастся реализовать на практике все предложенные изменения, то всех нас ждет настоящий прорыв к высокому качеству в системе подготовки инженерных кадров.

- В своем докладе Вы говорили, что эти положения не потребуют "коренных преобразований"...

- Да, для ее реализации не нужно разрешения Министерства образования и науки. ФГОС-3 (федеральный государственный образовательный стандарт - прим. ред.) дает много свободы - 50 процентов всего учебного плана мы можем формировать сами. Эта система не потребует большого масштабного финансирования. К тому же у нас в руках средства стратегической программы - мы в состоянии вложить их в реализацию пилотных проектов.

- Как Вы считаете, профессорско-преподавательский корпус вас поддержит?

- Уверен - да. Перестроиться, начать учить и спрашивать по-новому в итоге должен каждый - он просто будет поставлен перед необходимостью это сделать. Сейчас же никому меняться не надо: пришел, отвел лекции, принял экзамен, все отлично. А вот в лаборатории практической электроники, например, ему нужно будет каждому выдать задание, проконсультировать, дать свои рекомендации. Он вынужден будет научиться работать по-новому или же будет должен уйти. Думаю, большинство решит остаться, чтобы учить студентов, выпускать их "настоящими", а не "бумажными" специалистами.

Еще один важный момент. Третья часть отведенного на учебу в вузе времени (три тысячи часов) отводится на так называемую самостоятельную работу. В наших вузах нет опыта ее грамотной организации. Между тем, в ведущих университетах мира именно внеаудиторная работа является центральным звеном подготовки. В этом вопросе нам многое предстоит изменить. Мы уже пытались кое-что сделать - вводили дополнительные занятия по математике и физике. Не идут студенты! Значит, если гора не идет к Магомету... Вуз сам должен прийти в общежития.

За рубежом в университетах очень ценят труд тьютора - этот специалист работает с каждым студентом отдельно, составляет вместе с ним индивидуальную траекторию обучения, организует его самостоятельную работу. В ТУСУРе мы тоже сделали попытку перехода к такому типу обучения в пилотном варианте. В прошлом году к каждому куратору группы первого курса были прикреплены 4-5 тьюторов. За каждым тьютором-старшекурсником было закреплено по пять первокурсников. Он помогал им адаптироваться к новой жизни, помогал в учебе. Первые итоги этой работы не очень удачные. Но все равно эту работу просто необходимо продолжать. Наша задача сделать так, чтобы куратор-преподаватель вместе с тьюторами отвечал за каждого первокурсника, постоянно навещал его в общежитии, консультировал, помогал решить текущие учебные и бытовые вопросы. Внеаудиторная работа, сами понимаете, должна идти вне аудитории - в этом ее смысл.

Пока мы прорабатываем детали организации кураторской деятельности. Для начала необходимо вновь вернуться к идее рабочих комнат.

Итоговая наша задача - сделать так, чтобы фигура куратора стала для студента ключевой, ведь именно этот человек помогает ему найти себя, свой путь. Конечно, такой труд нужно оплачивать дополнительно.

... В ТУСУРе есть свои образовательные традиции, свои "сильные стороны", отменять или "забывать" про них мы не будем. Но они не помешают, а только помогут нам в реализации новой технологии обучения. Для этого нужно сделать первые шаги. Переориентировать рабочие программы на практическое освоение специальности, создать условия для эффективной самостоятельной работы, открыть новые учебные рабочие места. Во многом мы будем первопроходцами. Зато если эта технология заработает, мы сможем полностью изменить учебный процесс. И в итоге не единицы, не 40 процентов, а 80 выйдут из стен ТУСУРа эксклюзивными специалистами.

Автор: Оксана Коновалова