Как-то глупо начинать материал с утверждениями «гранты – это хорошо» или «участвуйте и выигрывайте»! Вроде бы и так это понятно и особо тут расшифровывать ничего не нужно. В прошлом номере мы писали о кафедрах нашего университета, которые активно и часто участвуют в разных научных конкурсах, особо был упомянут Гуманитарный факультет: его сотрудники за прошедшие два года победили в двух министерских конкурсах.

Выигрыш принес не только деньги: по условиям одного из грантов сотрудникам кафедры предстояла заграничная командировка. И вот недавно руководитель проекта, доцент кафедры ИСР Валентина Ивановна Зиновьева, заведующий кафедрой Николай Антонович Грик и доцент Максим Валерьевич Берсенев (на фото слева направо, крайняя справа - переводчик) вернулись из Бельгии, где изучали опыт коллег, знакомились с устройством высшего образования. О результатах поездки мы попросили рассказать Максима Валерьевича.

- Да, наша кафедра сегодня «ведет» два гранта. Первый - Министерства образования и науки - мы выиграли этим летом. Его тема: «История становления и развития социальных служб Томской области с 1995 по 2004 год». Поскольку у нас на кафедре работают и историки, и преподаватели дисциплин, связанных с социальной работой, мы решили объединить усилия и исследовать технологии, которые применялись на территории Томской области в социальных службах.

- Так в Бельгию вы поехали по условиям этого гранта?

- Нет, в марте прошлого года наша кафедра выиграла еще один грант Министерства образования и науки. Он посвящен проблеме адаптации инвалидов в условиях высшей школы. В его рамках предполагалось изучить зарубежный опыт, проанализировать то, как наши коллеги решают похожие задачи. В итоге бельгийцы оказались радушнее всех и прислали приглашение.

- И как Бельгия?

- Даже не знаю, с чего рассказ начать. Другая страна, язык, атмосфера… Все здания и корпуса университетов Брюсселя приспособлены для свободного передвижения инвалидов. Это касается и старых домов, при строительстве которых современные требования не соблюдались. Но и там ухитряются пандусы разместить, либо делают так, чтобы пороги были незаметны для инвалидов-колясочников. Но нам в первую очередь был интересен опыт наших коллег в плане индивидуальной работы с инвалидами. Многое из того, что мы услышали и увидели, постараемся применить в нашем Социальном центре в рамках группового проектного обучения.

Как и у нас, в вузах Бельгии учится не так много людей с ограниченными возможностями, как и у нас, многие из них предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, сами справляются с проблемами. Но часто возникают индивидуальные затруднения. В Свободном университете Брюсселя (который нас, собственно, и принимал) был такой случай. Поступил слабовидящий студент, для увеличения написанного на доске во время лекций для него был куплен специальный прибор. Но был он настолько громоздким, что было принято решение проводить все лекции, на которые ходит этот студент, в одном месте. А вот еще: девушка-инвалид хотела стать учителем начальных классов. Но в Бельгии для таких учителей обязательное требование – умение плавать (они выходят с детьми на прогулки к озерам и рекам). В итоге ей выдали «уникальный» диплом, где было отмечено, что квалификация присуждена «с ограничениями».

- Больше информации почерпнули из общения или важна была зрительная «картинка»?

- К инвалидам нас не водили, просто показали, как устроены сами корпуса. Мы видели, как легко перемещаться на инвалидных колясках по коридорам и аудиториям. Мы много говорили, общались, переводчица к концу дня ужасно уставала. Свободный университет Брюсселя имеет прочные связи с другими вузами, поэтому мы побывали в Высшей школе коммуникации, и в Высшей школе Ильи Пригожина (нашего соотечественника), в Высшей школе Брюсселя.

- Какие мысли и идеи приходят после поездки?

- Сейчас идет период изучения материала. Кроме брюссельского, мы оценили опыт наших коллег из Челябинска и Москвы. Пора начинать этап практической реализации идей. На первом этаже главного корпуса выделено помещение под Социальный центр. Это многофункциональное учреждение, его цель - помочь инвалидам адаптироваться в вузе. Будут проводиться тренинги, семинары. Также в планах открыть там аптечный пункт.

- Поговорим о гранте по истории социальной работы в Томской области…& lt; /p>

- Ближайшая наша задача здесь - взять интервью у ветеранов социальной работы, но в основном предстоит работа в архиве, библиотеках. Нужно найти источники информации, попробовать воссоздать общую картину.

- Для Вас, как для молодого ученого, в чем заключается главная «полезность» участия в работе над грантами?

- Очень важно избавление от мыслей из серии «никому ученые не нужны». Государство старается их изжить, вселить уверенность в том, что наука будет развиваться и «поддерживаться». К тому же не может не радовать тот факт, что мы постепенно переходим на «западные рельсы» - в зарубежных вузах главный источник денег не платные студенты, а гранты. Их человек сам находит, побеждает и работает по интересной теме. Инициативность ученых повышается, когда они понимают, что гранты – это не миф, это хорошая возможность для самореализации.