Валерий Анатольевич КормилинКто еще не знает - в ТУСУРе вводится новая балльно-рейтинговая система. О причинах и целях ее появления рассказывает Валерий Анатольевич Кормилин, начальник учебного управления нашего университета.

- С 2004 года в ТУСУРе действовала прежняя "рейтинговая система оценки успеваемости студентов". За прошедший период довольно ясно обозначились как преимущества этой системы, так и некоторые недостатки. Инициативная группа преподавателей с радиотехнического факультета после осмысления всех обстоятельств, около двух лет разрабатывала новую систему, которая была названа "Балльно-рейтинговой системой оценки знаний и обеспечения качества учебного процесса", сокращенно БРС. Еще примерно год текст положения о БРС широко обсуждался и корректировался с учетом пожеланий и предложений, поступавших от кафедр, деканатов и отдельных преподавателей.

Потребовалось три заседания научно-методического совета ТУСУРа для приведения текста БРС к окончательному виду. На мой взгляд, довольно успешно были учтены весьма разные и трудносочетаемые требования для очной, очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения и обучения с применением дистанционных технологий. Положение о БРС введено в действие приказом ректора от 23.01.2009 № 495. Все учебные подразделения и преподаватели с 01.09.2009 года обязаны вести учебный процесс в соответствии с требованиями БРС.

- Какие достоинства и недостатки прежней рейтинговой системы Вы можете отметить?

- К ее достоинствам следует отнести объективность формирования итоговой оценки по дисциплине, вовлеченность студентов в контроль результатов своей учебы. Студенты могли сразу по выставленным баллам определить уровень качества своей учебы при защите отчетов по лабораторным работам, при проведении различных тестов, выполнении домашних работ...

Да, были студенты, которые горячо одобряли эту рейтинговую систему, использовали ее полностью для своего блага. Были и недовольные, особенные обиды возникали в случаях нехватки 1 - 2 баллов. Но однозначно скажу, что прежняя рейтинговая система не оставила равнодушных ни среди студентов, ни среди преподавателей.

Среди недостатков можно отметить отсутствие учета ритмичности работы студента. Не было разницы между студентами, своевременно выполняющими все требования учебного плана, и "нерадивыми", сдавшими все задания, лабораторные отчеты, тесты в последний день семестра. У преподавателей возникали "авралы" в конце семестра, студенты не стимулировались на ритмичную работу.

Отрицательное влияние на качество образования оказала возможность массового получения оценок за экзамен "автоматом". Экзаменационные оценки "хорошо" и "отлично" чаще всего формировались лишь по сумме баллов, набранных в семестре. Но полученные по конкретной дисциплине знания не могут соответствовать простой сумме сведений из прослушанных студентом лекций, выполненных заданий, лабораторных работ и других видов учебных занятий. Это можно сравнить с горкой фрагментов мозаики или "паззлов". Здесь не хватает знаний, получаемых студентом в результате самостоятельного осмысления всего материала, как и для мозаики необходима еще работа по составлению некоторой картинки.

Вот этого важного элемента учебного процесса - осмысления дисциплины - и не хватало в прежней рейтинговой системе.

- Что принципиально нового в балльно-рейтинговой системе, внедренной в 2009 году в учебный процесс ТУСУРа?

- Одно из важных введений: на протяжении всего семестра текущая успеваемость оценивается только в баллах 100-балльной шкалы нарастающим итогом, в том числе учитываются и результаты контрольных точек. Традиционная пятибалльная оценка на протяжении семестра не выставляется. В формы ведомостей для контрольных точек, зачетов и экзаменов вносятся необходимые изменения.

Другое важное введение - сдача предусмотренного по дисциплине экзамена является обязательной. Результат экзамена оценивается в баллах. Итоговая сумма баллов содержит две составляющие: "семестровую" и "экзаменационную". В случае дифференцированного зачета (для курсовых и дипломных проектов/работ, практик и др.) экзаменационная составляющая названа "отчетной".

Каждая из перечисленных составляющих имеет ограниченное по максимуму значение: "семестровая" составляющая не превышает 70 баллов, а "экзаменационная" ("отчетная") - не превышает 30 баллов (70/30). Оговорены особые случаи, когда утверждается распределение баллов 50/50.

Причем баллы одной составляющей не могут заменять отсутствующую другую составляющую. В семестре нужно полностью выполнить все необходимые по рабочей программе для дисциплины виды занятий. Преподаватель имеет право не учитывать набранную студентом в семестре сумму баллов до ликвидации им текущих долгов по дисциплине. Аналогично, неудовлетворительная сдача экзамена (менее 10 баллов из 30 возможных) не дает возможности выставить студенту итоговую оценку в традиционной пятибалльной форме. То есть набор 60 и больше баллов семестровой составляющей при "провале" экзамена не позволяет выставить итоговую оценку, а студент считается неуспевающим.

Итоговая оценка в традиционной пятибалльной форме после успешной сдачи сессии получается преобразованием итоговой суммы баллов по таблице, приведенной в положении о БРС.

После окончания семестра для каждого студента запланировано вычисление семестрового и итогового рейтинга. Для обеспечения этого процесса вносятся необходимые изменения в АИС "Университет". По значению семестрового рейтинга студенты имеют право на материальное поощрение, по значению итогового рейтинга - на определенные льготы. Это прописано в положении о БРС.

- У студента не остается возможностей для получения экзамена "автоматом"?

- Такая возможность имеется. Процитирую пункт положения о БРС. Преподаватель может в исключительных случаях выставить баллы за экзамен без его сдачи, если студент в течение семестра набрал не менее 65 баллов, и дополнительно имеет: сделанный на конференции доклад по тематике дисциплины, опубликованную или представленную к печати статью по тематике дисциплины, призовое место в предметной олимпиаде или победу на конкурсе студенческих работ по тематике дисциплины.

Можно сказать, что получение такого "автомата" по дисциплине предполагает дополнительные самостоятельные усилия со стороны студента, которые дают результат, свидетельствующий о хорошем уровне усвоения конкретной дисциплины.

- Понятно, что предметы, заканчивающиеся экзаменом или дифференцированным зачетом, курсовые проекты, отчеты по практикам легко учитываются при расчете семестрового и итогового рейтинга студента. А как в рейтинге учитывать дисциплины, заканчивающиеся обычным зачетом?

- Именно для этого в течение семестра оценки по всем видам учебных занятий по дисциплинам выставляются в баллах БРС. Для дисциплин, заканчивающихся зачетом, все 100 баллов относятся к "семестровой" составляющей. Таким образом в конце семестра, после сдачи сессии, для всех дисциплин, независимо от формы промежуточной аттестации, имеется оценка в диапазоне от 0 до 100 баллов. Следовательно, становится просто учитывать в рейтинге студента все дисциплины: с экзаменом, зачетом, дифференцированным зачетом. В положении о БРС оговорены ситуации для дисциплин, растянутых на несколько семестров и не имеющих отдельных форм промежуточной аттестации.

- В таблице преобразования баллов в итоговую оценку бросается в глаза некоторая непропорциональность интервалов в баллах и оценок.

- Да, на первый взгляд может показаться несправедливым распределение от 90 до 100 баллов - оценка 5 (отлично), от 70 до 89 баллов - оценка 4 (хорошо), от 60 до 69 баллов - оценка 3 (удовлетворительно), менее 60 баллов - оценка 2 (неудовлетворительно) или (не зачтено).

Диапазон от 70 до 89 баллов для оценки "хорошо" явно шире диапазонов для "отлично" и "удовлетворительно". Этому есть несколько объяснений.

Статистически установлено, что распределение оценок успевающих студентов в итогах сессии примерно выглядит так. Оценку "отлично" получают не более 20% студентов, оценку "хорошо" - от 60 до 80% студентов, оценку "удовлетворительно" - менее 20%. Следовательно, оценка "хорошо" имеет наибольшую вероятность.

В указанной в положении о БРС таблице преобразования баллов, на оценку "отлично" и "удовлетворительно" приходится по 25% активной части диапазона (10 из 40). На оценку "хорошо" таким образом приходится 50 % диапазона (20 из 40).

Да и сам механизм преобразования суммы баллов в пятибалльную оценку выглядит просто и линейно: нужно разделить сумму баллов на 20 и вычислить результат по правилам округления. Тогда 90/20=4,5 преобразуется в "отлично", а 89/20=4,45 преобразуется в "хорошо". Этот же алгоритм (путем умножения на 20) позволяет просто преобразовать пятибалльные оценки, полученные, например, в предыдущих семестрах или в других вузах, в балльный эквивалент.

Именно из диапазона оценки "отлично" рекомендована величина компонента своевременности - 4 балла. Этот компонент начисляется только тем студентам, которые не нарушают сроков сдачи отчетов, заданий, тестов и т.д. Это, можно сказать - "пряник для радивых". Получается, что суммарная потеря 12 баллов из-за нарушения учебной дисциплины (по итогам контрольных точек и перед сессией) не позволит получить "отлично". Думаю, что это справедливо. Так в БРС реализуется стимул для равномерной работы в семестре.

Если же распределить активную часть диапазона равномерно на оценки от "удовлетворительно" до "отлично" (по 33 %), это расширяет не только диапазон для отличников, но и увеличивает число троечников. Трудно сказать, что это улучшает общую ситуацию. Считаю, что в настоящее время рано делать выводы и вносить изменения с целью ужесточения или смягчения распределения баллов.

Именно в противоположность нашей, фактически трехбалльной системе, западные оценки содержат пять градаций: А (отлично), В (очень хорошо), С (хорошо), D (удовлетворительно) и E (посредственно). В этом случае есть возможность более равномерно распределить диапазон баллов и оценок. Для нашей системы образования, видимо, это вопрос будущего.

- Как работает новая балльно-рейтинговая система?

- Каждый преподаватель заранее составляет и утверждает в учебном управлении ТУСУРа балльную раскладку по своей дисциплине. В этой раскладке расписаны элементы объема (учебные работы), завершающиеся элементами контроля (выставление оценки в баллах). В балльную раскладку преподавателям рекомендовано закладывать компонент своевременности. Все это привязывается ко времени: контрольные точки, сессия. Данная раскладка должна быть доведена студентам в начале изучения каждой дисциплины. В ведомостях по КТ преподаватель должен выставлять только балльную оценку.

После успешной сдачи экзамена подсчитывается итоговая сумма баллов. Эта сумма выставляется в экзаменационную ведомость, по таблице преобразуется в итоговую пятибалльную оценку и проставляется в зачетную книжку и в ведомость.

- С нового учебного 2010 года все вузы в обязательной форме переходят на двухуровневую подготовку в высшем профессиональном образовании. Мы будем готовить бакалавров и магистров. Кроме этого для учета трудоемкости изучения дисциплин вводится система зачетных единиц. Не потребуется ли в этих условиях новая балльная система оценки знаний?

- При разработке БРС была заложена возможность учета трудоемкости освоения дисциплин, заданных как в часах, так и оцениваемых в зачетных единицах. Это касается, в первую очередь, расчетов семестровых и итоговых рейтингов. А подготовка бакалавров, специалистов или магистров никак не влияет на использование БРС в учебном процессе.

В БРС заложена возможность работы и в условиях перехода, когда вуз будет доучивать специалистов по ГОС второго поколения, а набирать и учить бакалавров и магистров по ФГОС следующего поколения.

Данная балльно-рейтинговая система имеет все шансы работать и в новых условиях.