- Поговаривают, что сын министра образования не сдал ЕГЭ...

- Да, это правда. Поэтому теперь правильно говорить йогУрт и дОговор...

вместо эпиграфа


Единый государственный экзамен. Экзамен, который перевернул жизнь многих выпускников школ.

Для одних ЕГЭ стал шагом в будущее, проверкой знаний. Для других же, напротив, ЕГЭ – абстракция мышления, неопределенность, непонятность.

Есть ли право выбора у завтрашних выпускников школ России?

Что ждет будущее университетов – прорыв или катастрофа?

С вопросом, как Вы относитесь к ЕГЭ (в чем видите плюсы и минусы этой системы?), мы обратились к студентам и преподавателям нашего вуза.

Валерий Николаевич Давыдов, начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУРа

Валерий Николаевич Давыдов, начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУРа:

- Плюсы, безусловно, есть, и они заключаются в том, что проверяются знания школьников из различных школ, различных городов единой линейкой, то есть единым измерительным материалом. Исключается возможность говорить о том, что на Дальнем Востоке или, к примеру, в Бурятии учителя подготавливают к экзаменам лучше, нежели чем в Москве. Именно такие наглядные примеры были, когда в Бурятии по математике ребята получали в основном пятерки, а в Москве и четверки…

Второй положительный момент… ЕГЭ дает возможность поступить в любой вуз России. Можно также говорить и о том, что введение такого строгого экзамена, как ЕГЭ, дисциплинирует выпускников. Сейчас многие школьники готовятся к выпускным экзаменам практически с 1 октября - автоматически это шаг и к поступлению в вуз.

Главный минус этой системы в том, что ЕГЭ предполагает, что у экзаменующегося так называемые «быстрые мозги». Наличие в одном билете большого количества вопросов оставляет время только на проставление крестиков, большинство школьников не успевают приступить к творческой части С, ограничиваясь частями А и Б. Таким образом, ученик проверяет не столько знания, сколько свои моторные функции, то, как у него работает связь между рукой и головой.

Что же касается нашего университета, то могу сказать то, что нам нужен тот человек, который работает в большей степени головой, а не руками.

Второй минус – отсутствие профориентационного слоя в оценке ЕГЭ.

Человек, который готовился к поступлению на конкретную специальность, может не пойти на нее - не хватает 1-2 баллов. Хотя с точки зрения профессиональной подготовленности он может оказаться выше тех, кто поступил.

Это наглядно можно рассмотреть на примере: схема набора в вуз такова, что обычно абитуриент подает не одно заявление, а несколько, проранжировав свои приоритеты на специальностях.

Например, в ТУСУРе на первом «рейтинговом» месте стоит ФСУ, за ним - экономический факультет и так далее. В случае, если абитуриент не проходит по баллам на нужный факультет, он, подстраховываясь, дописывает дополнительные, где есть подобный перечень испытаний - РТФ, ФЭТ...

И что в итоге получается? Человек, который первоначально ориентировался учиться на экономическом факультете, поступает на специальность радиотехнического, автоматически выталкивая оттуда человека, который целенаправленно шел на РТФ и в своей повседневной жизни, подготовке ориентировался только на эту специальность, но не поступит!

У вузов отняли возможность проводить вступительные испытания по нашим билетам, а в этих билетах особая подборка задач. С помощью них мы пытались сориентировать абитуриента именно на ту специальность, которая ему нужна.

Ну и последнее. Задания по ЕГЭ скрыты, возникает такое ощущение, что госэкзамены - страшная государственная тайна.

На мой взгляд, у школьника должна быть возможность подготовиться к экзаменам и дома, и в школе, и на подготовительных курсах, и с репетитором.

И «секретов» из заданий делать не нужно – по сути они часть обычного школьного учебника.

Ольга Шевцова, заместитель председателя профкома студентов ТУСУРа

Ольга Шевцова, заместитель председателя профкома студентов ТУСУРа:

- На мой взгляд, у ЕГЭ существуют как минусы, так и плюсы…

Просто замечательно, что благодаря этой системе выпускник, сдав экзамены еще в школе, сможет поступить в любой университет страны.

Этот же самый плюс несет и много минусов: абитуриент подает документы в университеты с надеждой поступить хоть в какой-нибудь. Нет четкой заинтересованности в том или ином вузе, факультете, специальности.

Выбор будущей профессии становится неосознанным.

Артем Рублев, гр. 237-2

Артем Рублев, гр. 237-2:

- ЕГЭ – это здорово. На мой взгляд, более достоверной системы проверки знаний человечество пока не изобрело.

Леонид Войко 237-1

Леонид Войко 237-1:

- Многие школьники, которые хорошо учатся, могут и не набрать высокий балл. О какой проверке знаний тогда можно говорить? Даже учителя с трудом решают задания и задачи из части С! ЕГЭ – странный отбор интеллектуалов и бездарностей.

Я думаю что, нужно возвращаться к «былой» форме сдачи экзаменов, где показывается не только ум, но и умение правильно выражаться, излагать свои мысли.

Илья Дудкин, технический директор ЦВР

Илья Дудкин, технический директор ЦВР:

- Пусть я даже и не сдавал этого экзамена, но мое отношение к нему отрицательное. У каждого вуза, факультета должны быть свои экзамены. Нужно принимать тех, кто на самом деле достоин учиться на той или иной специальности, а не тех, кто придет, аргументируя свой выбор тем, что баллов хватило – я поступил.

Константин Поляков, гр. 226

Константин Поляков, гр. 226:

- ЕГЭ не охватывает все знания, школьник независимо от уровня своих знаний может просто «натыкать» ответы. Все же «прошлые» экзамены показывали истинные знания. Тянешь билет и отвечаешь, а в ЕГЭ все расплывчато, ведь там нужен конкретный ответ, к примеру, назовите дату Куликовской битвы, и ты пишешь год. А остальное уже неважно…

Яна Мирошкина, гр.238-3

Яна Мирошкина, гр.238-3:

- Несомненно, поступать в вузы стало намного легче, но с другой стороны…

Бывают ведь те жизненные ситуации, когда ты вроде бы и знаешь ответ, но в минуты волнения забываешь обо всем. В этом случае если экзаменатор видит, что ты знаешь, поможет тебе, а во время сдачи ЕГЭ не объяснишь, что знаешь, но забыл… никто не поймет.

Вячеслав Шараев, гр.849

Вячеслав Шараев, гр.849:

- Я вижу в ЕГЭ только один огромный минус. Здесь главное не ум, а хитрость. Умение списать, наставить крестиков в нужных местах на бланке ответов. Мне совершенно непонятно, для какой цели ввели государственный экзамен. Чтобы упростить схему поступления для абитуриентов? Чтобы появилась возможность один раз сдать экзамены, подать заявление во все университеты нашей страны, пойти на любой факультет, любую специальность?.. О каком интеллектуальном обществе тогда может идти речь? Мы говорим о том, что сегодняшняя молодежь деградирует под воздействием различных факторов, а не задумывается ли тот человек, который вводит единую систему сдачи государственного экзамена, что рисование крестиков – это уже деградация. Я против ЕГЭ!

Инесса Солонина , гр.616-1

Инесса Солонина , гр.616-1:

- В 2006 году произошел такой случай: девочка, которая училась всегда на отлично, сдавала математику, она не набрала всего лишь один балл только потому, что в ее вопросе в одном из заданий было три возможных правильных ответа. Это показатель того, что система до конца не доработана, школьники не могут показать свои знания, проявить себя, на что они действительно способны.

Текст: Жанна Каратаева

Фото: Лидия Грачева