Много лет минуло с тех пор, когда в последний раз в Крыму появлялись аквалангисты томской "Наяды". За это время изменилось и оборудование, и терминология. Теперь вам не удастся найти аквалангистов с корочками федерации подводного спорта СССР и аквалангами АВМ-1М или "Украина". Их полностью вытеснили дайверы со скубой на BCD и международными сертификатами. Этот факт учитывался участниками экспедиции при планировании поездки в Крым.

С собой в дальнюю поездку (7500 км) взяли все необходимое современное снаряжение (кроме воздуха и грузов). Недостающий инвентарь брали в аренду в дайв-центрах на месте.

Прибыв в Симферополь, мы знали только номера телефонов местных дайв-клубов. Решено было начать знакомство с черноморской Мекки дайверов - мыса Тарханкут на западном берегу Крыма. Затем последовательно осмотреть южный берег вплоть до Севастопольской бухты и Балаклавы. На автобусе отправились в поселок Черноморское.

Мыс Тарханкут - красивейшее место. Недаром в этих местах проводились съемки таких известных фильмов, как "Человек-Амфибия", "Пираты ХХ века". Побывав в месте, где находился подводный дом человека-амфибии, будто оказываешься участником давно забытых кадров. "Вот здесь, - говорит экскурсовод, мчась на скоростной лодке, - снимались "Пираты..." "Тысяча чертей!!!", - доносится издалека.

Чтобы поведать обо всех надводных красотах, не хватит и книги, поэтому перенесем взгляд в глубину Черного моря. Дождавшись хорошей погоды, начали погружения, постепенно увеличивая глубину. Дикие каменистые и песчаные пляжи, скалы и гроты, древние греческие городища и многое другое можно встретить на Тарханкуте. Во время погружений у "Бабушкиного причала" в бухте "Узкой", "балке Ожиной" и других мы были поражены подводным рельефом и разнообразием морской живности. Крабы, рапаны, разные виды рыб, медузы, морские коньки и даже скаты-хвостоколы больших размеров встречались каждый раз.

Совершая ежедневные погружения на глубину 12 - 15метров, мы готовились к серьезному погружению - на глубину 45 метров. Погода улучшилась, и море "разрешило" отправиться в пучину - к "Цесаревичу Алексею".

Наследник Цесаревич и Великий Князь - пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Родился 30 июля (12 августа) 1904 в Петергофе. В его честь было названо грузопассажирское судно "Цесаревич Алексей". Оно было построено в 1912 г. в Бельгии и куплено Россией для совершения рейсов из Одессы в Крым и на Кавказ.

Поиск информации о пароходе в Интернете выдал следующее:

2-х винтовой 2-х палубный 2-х мачтовый пароход длиной 90,6 м, шириной 12,6 м и водоизмещением 5472 т благодаря паровым машинам мощностью 3000 л.с. развивал скорость до 12 узлов. На борту могло находиться 1010 человек, включая команду, в четырех трюмах размещался груз. Во время Первой мировой войны судно было мобилизовано для перевозки продовольственных грузов и получило номер 78. 16 июня 1916 г. бывший "Цесаревич Алексей", следуя обычным маршрутом, в районе мыса Тарханкут напоролся на мину, выставленную германо-турецким крейсером "Мдилли" ("Бреслау"). Экипаж успел покинуть судно, которое медленно ушло под воду. В советские годы "Цесаревича" пытались поднять на поверхность. Достали груз, завели понтоны, но поднять не смогли.

Судно лежит на глубине 52 м носом к берегу, на правом борту, мачты поднимаются до 39 м. В правом борту возле кормы - большая пробоина, рядом лежат три понтона. Деревянная палуба сильно разрушена, само судно заилено.

На пароход водят донецкие дайверы клуба "Амфора", они расположились на берегу в палаточном лагере вблизи деревни Оленевка. Созвонившись, стали ждать хорошей погоды. 16 июня случился шторм - в дату гибели судна спустя 93 года. Через трое суток погода наладилась и погружение началось.

Утро. Перед началом дайва собрание на судне. Начальник лагеря просит показать логбук - личный журнал учета всех погружений. Полистав и обнаружив штампы из Байкала, Иссык-Куля, Инголя и пр., допускает к дайву. Всего идет пять человек. Образуются две группы. Садимся за стол, и начинается планирование погружения.

Ответственный за погружение берет тетрадь с ручкой и начинает показывать: - Мы выходим на лодке в море на буй, который идет от судна. Первая группа (в которой нахожусь я) - общий осмотр. Максимальное время - 10 минут на дне. Вторая группа - учения по декомпрессии с разными смесями. Уходим строго вниз по бую до шлюп- балки. Отклонения вправо-влево от корабля строго контролируем и не забываем: под нами 52 метра. Рабочая глубина - 45 метров. Течения, видимость, температура воды - реагируем на месте. Отход нашей лодки от пирса не фотографируем - дурная примета. Обращаю внимание, что нос и мачты сильно запутаны сетями за 93 года, поэтому всем проверить ножи. Фонари - рекомендуются...И осторожно с острыми краями при донном течении...

Отправляемся готовить снаряжение. Привезенное с собой не позволяет совершать погружения такого уровня, поэтому пришлось взять необходимое на месте за дополнительную плату. Выполняя сборку и проверку, планирую свое погружение:

- С собой будет 3,5 м3 воздуха. При обычных условиях его бы хватило человеку на 6 часов, а на глубине 45 метров - не более 20 минут. По плану работаем 10 минут. Давление 4,5 атмосферы, такое же, как в водопроводе. Вентиляция легких (вдох/выдох) будет проходить с такой же силой, как полностью открытый кран в ванной - 120 литров в минуту или грубо 2л/сек. После четырех минут на дне аварийно всплыть уже не получится - потребуются декомпрессионные остановки, иначе кессонная болезнь. Надеюсь на свое снаряжение и напарника.

Провожу проверку всех основных и дублирующих систем. На такой рэк (затонувший корабль) мне еще не приходилось погружаться, хотя близкие глубины были. Вроде все готово, собрано. Одеваю на себя 35 килограммов снаряжения. Креплю 20-сантиметровый нож к ноге. Так как оборудование чужое, проверяю руками и запоминаю расположение всех вентилей и направление их вращения. Последняя проверка качества воздуха, обнуление глубиномера, и можно грузиться в лодку.

Погрузились и быстро уходим на точку. Последняя проверка снаряжения, падаем за борт и начинаем погружение. Видимость около 15 м. Быстро растет глубина. Стрелка глубиномера приближается к красной зоне. Доходим до 35 метров, и начинает появляться его Императорское Высочество. Мокрый костюм стягивает кожу: вода внизу +9 градусов. Становится зябко.

Из сумрака глубин появляется корабль, он совсем старый. Очертания более угловатые, чем у современных кораблей. Заканчиваем набор глубины. Бросив друг другу несколько жестов, начинаем медленно идти в толще воды над 90 -метровым судном. С течением повезло - оно слабое и не препятствует движению. Надстройка, шлюпбалки... Проходим над поваленной выхлопной трубой. Заглядываю внутрь. Ровный слой прилипших улиток. Корабль основательно разрушен, но еще держится. Кругом давящая тишина и легкие сумерки. Все видится в черно-белых тонах. Бросаю взгляд на красную нашивку на костюме - она тоже серая на этой глубине. Проходим вдоль высокого борта местами высотой почти с трехэтажный дом. Пустые мрачные иллюминаторы. Встречаем открытый дверной проход.

Внутри - пустые заиленные трюмы. В отличие от других, более доступных затонувших кораблей нет никакого намека на то, что до тебя здесь были дайверы. Все находится в застывшем после катастрофы положении. Незаметно приходит время всплывать. Общаемся с напарником, проверяем остаток воздуха. Надо возвращаться. Держим направление на буй. Бросаю взгляд на свидетеля Первой Мировой войны, и начинаем подъем наверх. Царская семья, постройка "Титаника" и его гибель, развитие дирижаблестроения и великий Гинденбург. Все это было во времена гибели "Цесаревича". За время осмотра корабля успел замерзнуть на глубине в зимнем мокром костюме (толщиной 14 мм неопрена) и с радостью встречаю облако медуз в теплом слое воды на первой остановке декомпрессии. Мимо проходит вторая группа дайверов. Пройдя все необходимые остановки, выходим на поверхность и ждем вторую группу в лодке. Наконец все в сборе, и мы мчимся к берегу довольные и счастливые к заждавшимся нас на берегу родным и близким.

К нашему приезду уже готов обед и накрыты столы. Принимаю пару теплых слов и поздравления с "боевым крещением" от начальника лагеря. Хочется надеяться на следующую встречу с мысом Тарханкут.

Кирилл
Клуб "Наяда", ТУСУР 2009 год