Набор 2009. Цель достигнутаКогда в прошлом году Валерий Николаевич Давыдов, начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУРа, подводил итоги приемной кампании-2008, вместе с радостью и гордостью за отличные результаты и высокие проходные баллы на специальности нашего вуза, он не скрывал своих пессимистичных настроений по поводу внедрения опыта зачисления абитуриентов в вузы страны только по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Конечно, моим первым вопросом к нему в этом году стал такой: что в реальности, оправдались ли прогнозы?

- Своих пессимистичных прогнозов по поводу ЕГЭ не снимаю. Считаю, что нельзя вводить этот механизм повсеместно. Диалектика нашей жизни такова, что для здорового развития необходима конкуренция. Когда появляются монополисты, это приносит только застой и разрушение. Если есть динамика, конкурирующие системы или явления, тогда баланс между ними и дает тот самый нужный «оптимум», к которому нужно стремиться. Вот конкретный пример проявления диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. В системе образования тоже нужно вести своего рода «антимонопольную политику». Пусть школьник сам выбирает, по какому пути хочет пойти: поступить в вуз по итогам олимпиад, сдавать вступительные экзамены или набрать необходимые баллы по ЕГЭ.

По части того, оправдались ли ожидания, хочу заметить: они бы оправдались, если бы не та огромная работа, которую провел наш ректорат, приемная комиссия и вообще все службы, что так или иначе были задействованы в новом наборе. Мы составили очень обстоятельный антикризисный план мероприятий, который состоял из четырех крупных разделов. Все его мероприятия многократно обсуждались как с финансовыми структурами ТУСУРа, так и с исполнителями – на факультетах и кафедрах. Реализация мероприятий этого плана во многом помогла нам пройти набор в этом году без каких-либо серьезных потрясений. Если бы его не было, уверен, мы столкнулись бы с большими сложностями. Совершенно ясно, что отсутствие целенаправленной, четко продуманной и профинансированной политики, наверняка, привело бы к большому провалу. И надо отдать должное нашему руководству, которое вовремя отреагировало на наши сигналы по части ожидаемых проблем с набором и всячески помогало нам в исполнении этой «антикризисной программы». Этот год был образцовым по части взаимодействия верхнего «эшелона власти» с нами, исполнителями. Я просто доволен сложившимся взаимопониманием, оно еще раз показало, что у нашего вуза хороший потенциал не только в области привлекательности своих специальностей, но и в части генерирования новых рекламно-пропагандистских идей и их воплощения в жизнь.

- И что это за идеи?

- Две из них существенно сказались на уровне набора. Первый – организация проекта «Спецназ.tusur». Его суть? Ребята этого студенческого отряда проехали по школам городов Кемеровской области, Хакасии, Красноярского края и выступали со, скажем так, «юмористическо-информационными сообщениями», рассказывая о ТУСУРе, о жизни наших студентов. На этот рекламный ход школьники отреагировали очень хорошо. И по той реакции, какую он оказал, можно говорить о том, что его стоит распространить на те регионы, которым мы уделяем меньше внимания, в частности на Казахстан и города Томской области - Колпашево, Стрежевой, Асино и другие крупные населенные пункты.

Второй наш шаг, который положительно сказался на приеме-2009, – это материальная поддержка тех людей, которые участвовали в новом наборе и проявили себя хорошо. Мы и раньше «материально мотивировали» таких сотрудников, теперь для этой цели появилась стройная и прозрачная система. Вот у меня на столе сейчас лежат списки фамилий по каждому факультету – кто сколько человек «привез». И мы можем взвешенно наградить человека за его работу.

Это два хороших новых хода. Если же говорить о «традиционных» формах привлечения абитуриентов, то большую роль как всегда сыграла работа ТУСУРа в школах Томска и других городов. Представители всех наших факультетов многократно проходили по школам, проводили разные мероприятия, в этом году несколько раз мы устраивали Дни открытых дверей.

Кроме того, мы кратно увеличили суммы на рекламные мероприятия.

- Вы уже несколько лет подряд говорите об этой «кратности»…

- Да, по количеству рекламных акций, материальных средств, затраченных на рекламу и сувенирную продукцию, этот год стал совершенно беспрецедентным. Вот перед вами на столе лежат кепки, магниты, ручки с символикой ТУСУРа. Такие комплекты рекламных материалов этим летом можно было выиграть в викторине по истории ТУСУРа, которую мы проводили на радио «Шансон» и радио «Тройка». Это очень хороший ход, мы будем его использовать и дальше. К тому же такие вот «сувениры» очень хорошо поддерживают работу менеджеров в регионах.

И последнее, в этом году мы больше сконцентрировались на рекламе в виде видео-аудио материалов. Это не значит, что печатной продукции мы теперь внимания уделяем меньше (нельзя со школьниками «просто поговорить», после рассказа о вузе у них должно что-то остаться в руках). Но теперь нашу печатную продукцию мы дополняем хорошими видеоматериалами. Потенциальным абитуриентам мы дарили диск с фильмами о специальностях ТУСУРа, о спортивной и культурной жизни ТУСУРа. Важно показать школьнику, что ТУСУР не «сухой» вуз, где студенты только учатся, он включает в себя широкую инфраструктуру культурной и спортивной жизни. Этими фильмами, я считаю, мы хорошо проинформировали школьников и дополнительно привлекли много ребят.

Кстати сказать, в этом году набор у нас был увеличен и составил 905 человек. Мы выиграли конкурс на дополнительные 183 места. Теперь приходится за эти цифры «отвечать»: думали ведь по старинке - попросим много, дадут половину, а тут дали все, что запросили. В итоге мы были поставлены перед сложной задачей: вся наша инфраструктура приема нацелена на меньшее количество абитуриентов. Нам нужно расширять круг менеджеров в городах соседних регионов, укреплять те точки, где ведется подготовка к поступлению в ТУСУР. Наряду с традиционными курсами, где подготовка ведется по нашим учебникам и куда приезжают читать лекции наши преподаватели, мы планируем открыть несколько структурно новых подразделений – назовем их пока условно Центрами довузовской подготовки. Они будут отличаться более высоким статусом, мы будем поддерживать их материально, обеспечим новой оргтехникой, новыми учебниками (они разработаны и уже готовятся к тиражированию), и последнее условие – обязательное преподавание в этих центрах наших доцентов и преподавателей. Это, несомненно, поднимет уровень подготовки школьников – ведут лекции в нашем университете профессионалы высокого класса, они могут открыть для ученика особый взгляд на предмет, дать знания такого уровня, что часто по ряду причин недоступны школьным учителям. По сути, с помощью таких центров мы открываем для школьников дверь в университет: к ним приезжает человек, который, если они поступят в ТУСУР, будет их учить. Фактически, слушая его, они уже являются студентами – он несет им тот же дух, ту же идеологию, что принята в вузе. Проникновение университета в школьное образование и учебный процесс – это явление уже неизбежное, и к нему нужно отнестись с максимальной поддержкой. Два таких центра мы уже открыли, еще два – на очереди.

- Но вернемся к итогам набора этого года. Неужели проблем совсем не было?

- В целом я набором доволен, прошел он организованно, четко. Правда, возникло много вопросов в связи с изменениями правил приема, еще зимой его в вузы «спустил» Рособрнадзор. Первый вариант новых правил был по существу недоработан, многие детали, которые неизбежно встают в ходе работы приемной кампании, в них были не отмечены, что-то было упущено – не была описана технология работы с заочниками и вечерниками, иностранными студентами. Потом пошли исправления, мы получали их почти до последнего дня окончания приема. К примеру, дополнения к целевому приему к нам пришли 15 июля, когда целевой прием уже шел вовсю. Как что-то изменить, если «машина запущена» - заключены договоры, оговорено число выделяемых мест и прочее? Все это мешало и нервировало технических исполнителей.

- Наверное, еще больше нервировала работа с бесчисленным количеством «бумаги» - копий заявлений, которые школьники подавали сразу в несколько вузов?

- Эта проблема осталась с прошлых лет, но в этом году явно указала на наличие пробела в правилах приема по части числа подаваемых комплектов документов. В заявлении в наш вуз абитуриенты писали: «В случае непрохождения по конкурсу на данную специальность, прошу зачислить меня на следующие…» Далее давался перечень специальностей по убыванию их рейтинга. Но оказалось, что эта практика влечет много проблем, мы решили доработать ее. Необходимо, чтобы у подающих заявление была более четкая позиция относительно своего будущего. И вот как пример, или, вернее, казус: этим летом в ТГУ одна девушка подала заявления сразу на 30 специальностей, «выдавливая» кого-то из конкурса, внося неопределенность. Министерству нужно более детально продумать всю технологию приема.

- Были случаи, когда абитуриенты забирали документы из ТУСУРа, пройдя по баллам в другие вузы?

- Наш вуз «закрыл» число бюджетных мест на первом этапе – к 4 августа. Работа шла напряженная – нужно было успеть отдать документы тем студентам, что не поступили к нам, чтобы они обратились в другие вузы. Но когда завершился прием в московские институты и университеты, начали приходить ребята, чтобы забрать свои документы. Сначала было распоряжение из министерства «отпускать» таких в течение дня. А как это сделать, когда они уже являются студентами? Нужно пройти определенную процедуру отчисления. Через три дня пришло другое распоряжение, согласно которому мы «должны действовать в соответствии с внутренним порядком отчисления». Я считаю, что нужно быть ответственными за свои решения.

- И сколько таких «отказников» было?

- Меньше десяти. Это немассовое явление. Я знаю, что такая же ситуация была в ТГУ и ТПУ, и там тоже строго следовали порядку отчисления. Выбирать можно до бесконечности. Красиво звучит – «поступил в московский вуз», но в Москве другая жизнь, другой уровень материальных затрат, иная психологическая атмосфера. Это также надо учитывать. Говорят ведь : «отличное - враг хорошего», я думаю, что здесь такая же ситуация.

- Если обратиться к цифрам-баллам, они по-прежнему свидетельствуют о том, что в ТУСУР идут самые подготовленные абитуриенты?

- В этом году мы впервые работали по схеме, когда в качестве вступительных испытаний засчитывались итоги ЕГЭ. Фактически не было олимпиад, поэтому мы можем судить о том, что произошло на образовательном уровне только по результатам ЕГЭ. Картина такова. Начнем с того, что по ЕГЭ минимальный балл по математике, соответствующий положительной оценке, в этом году упал с 37 до 21. Значит, проходные баллы должны также уменьшиться. Что же мы имеем? Скажем, в прошлом году на специальность «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» проходной балл был фантастическим - 197 из 200 возможных. В этом году здесь 208 баллов из 300. Мне лично эта цифра нравится больше, она более взвешена.

Самый высокий проходной балл в этом году был отмечен на нашей специальности «Экономика и управление на предприятии» - 220. Коэффициент К1 (соотношение бюджетных мест к числу поданных заявлений) здесь составил 49,6 человека на место. Но сравнивать по К1 специальностям с разным количеством бюджетных нельзя.

- А на каких специальностях проходной балл был самым низким?

- На РКФ – «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» - около 130 баллов.

Не слишком хорошая ситуация сложилась на ФЭТе – сказывается боязнь абитуриентов бакалавриата (именно на этом факультете много мест со специалитета было переведено на бакалавриат). Как итог – К1 на ФЭТе упал.

Но в целом приемная кампания этого года оставила хорошее впечатление – все прошло организованно.

Я хотел бы поблагодарить сотрудников отборочной комиссии, всех менеджеров, всех, кто участвовал в рекламных акциях, организации и проведении нового набора за их профессионализм, выдержку и большой труд.