Это письмо пришло на имя нашего ректора за несколько дней до начала Дня выпускника в ТУСУРе. А.П.Авраменко окончил наш вуз (вернее - РТФ ТПИ) в 1959 году и очень сожалеет, что не смог приехать на встречу. Но письмо его полно не только ностальгических эмоций. Конкретные рекомендации по повышению качества подготовки специалистов в ТУСУРе - именно эта тема явилась его основой. Надеемся, что некоторые из них станут поводом для дальнейшего обсуждения преподавателями, сотрудниками, а может, и студентами нашего университета. В общем, ждем реакции.

10 июня в Томске собираются выпускники РФ ТПИ 1959 года.

Прошло 50 лет, как мы разлетелись по всей стране. У каждого сложилась своя судьба. После стольких лет хотелось бы встретиться со своими однокашниками, обнять, посмотреть в их глаза, полюбоваться их несгибаемыми торсами и посветлевшими шевелюрами. Но жаль, семейные обстоятельства ограничили мои возможности и существенно сократили радиус дружеских контактов. Все равно я рад этой встрече и сердечно всех обнимаю.

Хотелось бы поделиться своими соображениями по поводу темы конференции - "Повышение качества подготовки специалистов".

Мой трудовой стаж - 40 лет. Служил в ВС, в основном, в аппарате представительства Министерства Обороны. Приходилось заниматься и эксплуатацией, и контролем разработок и производства различной техники. Были здесь и системы управления, ракетная и авиатехника, различные системы связи. Несколько лет посвятил научной работе, занимался вопросами управления качеством.

В процессе службы приходилось встречаться со специалистами различного профиля, выпускниками многих вузов, занимавшими разные уровни в системе отечественной науки и производства. На основании этого могу высказать некоторые соображения насчет высшего образования вообще, и, в частности, полученного на РТФ ТПИ.

В целом подготовка оказалась добротной и достаточной для того, чтобы решать возникающие задачи. Правда, приходилось постоянно заниматься дополнительным самообразованием - время шло, все менялось. На определенных этапах не хватало знаний в математической статистике, теории вероятности и надежности, метрологии, экономике, оптимальном планировании и теории управления.

Не знаю содержание сегодняшних программ подготовки специалистов. Поэтому, может быть, некоторые из моих соображений окажутся неактуальными, но тем не менее...

Из того, что нам читали, вообще не понадобилась химия, школьных знаний было вполне достаточно. Высшая математика - абстрактная наука. Кроме тренировки мозгов и развития логики не вижу пользы в ее преподавании в таких объемах. В практике применения не было.

По-моему, и математику, и другие предметы нужно сопровождать примерами, где и как они применяются в той деятельности, к которой готовят студентов.

Иностранный язык. 12 лет подготовки в школе и вузе так и не дали практического знания языка. Вся система подготовки была построена на изучении грамматики и зазубривании набора слов. До разговорного языка дело так и не доходило.

На мой взгляд и взгляд других выпускников и специалистов, нужно начинать с разговорного языка. Выучить десятка два разговорных тем, активно ими пользоваться на занятиях и попутно заниматься грамматикой и переводами. Язык осваивается, когда в нем есть необходимость.

Был у нас такой курс - "Экономика и организация производства". Знания, полученные по нему, оказались далеки от тех, что были нужны фактически на производстве. Предприятие рассматривалось обособленно, в рамках замкнутой территории. А как оно увязывалось с Министерством, с территориальными органами (бюджет, налоги и т.д.), не показывалось вовсе. Этим и объясняется тяжелая адаптация выпускников к реальной жизни.

Что очень важно сейчас, в условиях рыночных отношений, хорошо, когда студент готовится по специальной программе, по контракту, и будущее его уже определено. Но если это обычный студент. Выйдет он за порог вуза, а дальше что? Законов не знает, как организовать свой бизнес, не знает, налогового кодекса не знает, и много еще чего... придется учиться заново и набивать шишки.

Для того чтобы выпускник был более подготовлен к жизни, на мой взгляд, надо несколько изменить работу кафедры "Экономика и организация производства". Во-первых, изменить ее назначение. К уже существующему названию добавить "...и управления производством" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, создать лабораторию адаптации в виде офиса как центра управления производством со всем набором приемо-передающего, накопительного, множительного, регистрирующего оборудования, факсов и т.п.

В-третьих, по курсу кафедры давать выборочные знания административного, уголовного, трудового, налогового законодательства.

В-четвертых, знакомить студентов с существующими программами управления производством, нормами контроля, контроля технических решений.

В-пятых, ввести по курсу лабораторные работы и курсовую работу на тему "Организация бизнеса" (бизнес-план, регистрация, организация труда и производства, технология продукта и т.д. и т.п.).

За годы после окончания института несколько раз появляешься в родном Томске. Пройдешься, вспомнишь город, спешишь к "альма-матер", узнать, где и как мои сокурсники. Но встречает тебя не родная мать, которая всю жизнь печется о своих детях, а безразличная мачеха. Информация такая в плановом порядке не собирается, и никто тебе ничего не ответит.

Может быть, можно это каким-то образом организовать? Да и анализировать будет проще, кого и как готовим. Вместо стендов, на которых невозможно отразить достижения тысяч выпускников, завести по факультетам альбомы по годам выпуска и вести их через старост и Интернет лет 30, отражая профессиональный рост бывших студентов?

В целом по преподаванию всех курсов.

В лекциях по каждой дисциплине, кроме исторической справки во введении, в конце курса давать перспективу развития той или иной отрасли знаний. Желательно в лекциях показывать достижения своих институтских сотрудников и выпускников. Это будет способствовать воспитанию гордости за свой вуз.

С уважением, выпускник гр. 144-3 ТПИ 1959 г. А.П. Авраменко.

P.S. Конечно, многое из того, о чем говорит автор, уже реализовано (декан ГФ Татьяна Ивановна Суслова, прочитав материал, конкретно показала - что). Но "тем для размышления" от этого не становится меньше. Надеемся, что вы тоже решите высказаться или хотя бы поразмыслить над вопросом: "Как повысить качество подготовки специалистов в ТУСУРе?"