Довузовское образование существует в ИДО в форме специализированных классов для учащихся старших классов средней школы. В них углубленно изучают математику, физику, русский язык. Введение ЕГЭ не привело к утрате актуальности этой формы подготовки учеников к поступлению в ВУЗ; мы только скорректировали учебные программы с учетом требований ЕГЭ.

Дополнительное высшее образование подразумевает преподавание отдельных дисциплин, курсов, предметов, не входящих в основной учебный план студентов. После успешного изучения дисциплины и прохождения аттестации (зачет, экзамен) эта дисциплина по желанию студента может быть внесена в приложение к диплому о высшем образовании. К сожалению, эти программы недостаточно востребованы студентами ТУСУРа.

Дополнительное профессиональное образование – это целая система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и руководящих работников с высшим или средним профессиональным образованием. Программы повышения квалификации делятся на краткосрочные (от 72 до 100 часов) и обычные – свыше 100 часов. По их окончании выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации или свидетельство о повышении квалификации. Существуют также короткие курсы (до 72 часов), по окончании которых слушатели получают сертификат ИДО ТУСУРа. Накопление достаточного количества сертификатов дает право на получение документов государственного образца.

Наиболее трудоемкие программы ДПО – это профессиональная переподготовка. Существуют два вида профессиональной переподготовки: для выполнения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов) и для получения дополнительной квалификации (свыше 1000 часов). В первом случае слушатель получает государственный диплом о профессиональной переподготовке с указанием направления (нового вида профессиональной деятельности), по которому проходило обучение. Во втором случае слушателю выдается диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) профессиональном образовании, где указывается присвоенная выпускнику квалификация. Фактически и в том и в другом случае обучающийся получает второй государственный диплом, свидетельствующий об уровне образования, аналогичном высшему и дающем возможность занимать должности, требующие соответствующего высшего образования.

Обучение по программам ДПО мало чем отличается от обучения по основным образовательным программам высшего образования: такие же зачеты, экзамены, итоговая аттестация, по программе профессиональной переподготовки – защита дипломных работ перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК). В системе ДПО обучающиеся называются слушателями и, в соответствии с уставом ТУСУРа, пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и студенты.

В настоящее время в ИДО реализуются более 20 программ ДПО, в том числе три программы профессиональной переподготовки (свыше 500 часов) и две программы для получения дополнительной квалификации (для этих программ нужны отдельные лицензии). Наибольшим спросом пользуются программы профессиональной переподготовки по направлениям «Разработка программного обеспечения», «Администрирование сетей», «Компьютерная графика и WEB-дизайн». Отличительной особенностью ДПО является то, что слушатели здесь очень мотивированы и предъявляют высокие требования к квалификации преподавателей. Преподаватель, озвучивающий разделы учебника («говорящая голова»), вынужден уходить, как правило, после второго занятия именно по настоянию слушателей. Поэтому мы стараемся привлечь к учебному процессу специалистов-практиков, знающих предмет не по учебнику, а по роду своей деятельности. У ИДО много контактов с компьютерными фирмами, творческими дизайнерскими организациями, предпринимателями реального сектора экономики. Именно поэтому выпускники ИДО сразу на несколько ступеней повышают свой профессиональный статус, получают престижную работу, в том числе за рубежом, открывают свое дело.

Компьютерные фирмы предпочитают выпускников ИДО, потому что они не «кот в мешке», фирмы их знают на протяжении всего срока обучения, потому что сотрудники фирм преподавали им отдельные дисциплины, слушатели проходили практику и выполняли дипломные работы в этих фирмах.

Выпускники дизайнерского направления, как правило, выставляют свои проекты (в том числе дипломные) на выставках и конкурсах высокого уровня, как правило, побеждают на этих конкурсах и, как правило, либо уезжают в Москву или за рубеж на престижную работу, либо открывают свои студии.

Отличительной особенностью программ для получения дополнительной квалификации является то, что обучаться по ним могут и студенты (обычно старших курсов, начиная с третьего). В этом случае диплом о дополнительном (к высшему) образовании выдается (в случае успешного освоения программы) после окончания обучения по основной специальности и получения соответствующего диплома о высшем образовании.

В ИДО реализуются две программы для получения дополнительных квалификаций «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (WEB-дизайнер)» и «Экономист по международной системе бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита». Обе программы пользуются большим спросом, запись на них идет задолго до начала занятий (сейчас формируются группы на осень).

По направлению «Компьютерная графика и WEB-дизайн» занятия ведут не только IT-специалисты, но и художники, искусствоведы. Слушатели изучают такие дисциплины, как «Основы композиции», «Художественные стили», «Рисунок и живопись», знакомятся с компьютерной анимацией, растровой и векторной графикой, проектированием и дизайном WEB-узлов. На этапе подготовки дипломной работы за каждым слушателем закрепляется руководитель из числа преподавателей ИДО или специалистов-практиков. Поскольку дипломные работы содержат много образной информации и представляют собой законченные дизайнерские проекты, защита дипломных работ собирает большую аудиторию, проходит очень оживленно. На защите обычно присутствуют заказчики проектов, коллеги по работе, одногруппники, представители компьютерных и дизайнерских фирм.

Большой интерес у слушателей вызывает и программа для присвоения дополнительной квалификации «Экономист по международной системе бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита». Первый набор на эту программу объявлен на сентябрь, а до сих пор она существовала как программа профессиональной переподготовки (свыше 500 часов). Бурно развивающиеся международные биржевые рынки, развитие и укрепление рыночных отношений в России, ее вступление в ВТО – все это меняет уровень требований к подготовки кадров. Российские и зарубежные фирмы заинтересованы в притоке специалистов, владеющих современными финансовыми инструментами. Стоить отметить, что аналогичной программы обучения в настоящее время в российской высшей школе нет, и в современных условиях она крайне необходима для подготовки специалистов, обладающих знаниями технологий финансовых операций и практическими навыками работы с биржевыми инструментами.

В процессе обучения слушатели детально осваивают такие области знаний, как экономическая теория, бухучет, анализ хозяйственной деятельности, аудит, налогообложение, деловое и коммерческое право, финансирование коммерческой деятельности, количественные экономико-математические методы анализа и статистики, информационные технологии, международные стандарты бухучета и аудита, техника управления инвестиционными проектами, включая оценку бизнес-рисков, и другие.

Преподаватели, участвующие в программе, – это члены Ассоциации сертифицированных присяжных бухгалтеров (Association of Chartered Certified Accountants, ACCA, Великобритания), директора и ведущие сотрудники финансовых и инвестиционных компаний и холдингов, т.е. люди, знающие финансовую деятельность не понаслышке. Институт дополнительного образования постоянно развивается, ищет новые перспективные направления подготовки кадров. Мы отдаем себе отчет в том, что насыщенность Томска специалистами практически всех востребованных направлений очень высока. Поэтому наличие либо второго высшего, либо дополнительного профессионального образования дает серьезные конкурентные преимущества при выходе на рынок труда. Сейчас много говорят о рисках нетрудоустройства после окончания вуза, принимаются определенные меры для уменьшения этих рисков. Нам представляется, что получение знаний в разных областях профессиональной деятельности дает определенные гарантии успешного трудоустройства. Это будет особенно актуально через год-два, когда начнется выход из кризиса и нужно будет заполнять вакансии, образовавшиеся в кризисный период.

ИДО готов к сотрудничеству с преподавателями, имеющими оригинальные идеи по развитию ДПО и желающими работать в этой сфере.

В настоящее время мы готовим документы на лицензирование еще нескольких программ для получения дополнительной квалификации: «Системный инженер», «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий», «Менеджер социальной сферы», «Менеджер наукоемких технологий», «Эксперт в области экологической безопасности».

Непрерывное образование – это не модный лозунг, а реалия сегодняшнего дня, когда знания должны обновляться непрерывно и использоваться эффективно.

Мы всегда рады видеть преподавателей, студентов, потенциальных слушателей в 127 к. гл. корпуса ТУСУРа, на нашем сайте http://ido.tomsk.ru.

Звоните: 533-077 (Столярова Людмила Владимировна).