Малютины-сыновья - и старший, и младший - сегодня признаются, что жизненный выбор пути в их семье буквально "витал в воздухе". Но не будем рассуждать о воздушных сферах, лучше сообщим один из "подталкивающих фактов": братьям довелось поучаствовать в работах отца еще в школе.

- (Александр Николаевич) Папа приходил с работы и усаживал за свои труды нас. Мы приложили руку ко всем его диссертациям, по крайней мере в их оформлении. В то время компьютеров не было, надо было схемы рисовать самому.

- (Николай Дмитриевич) Престиж ТУСУРа всегда был высок. Свой выбор они сделали абсолютно добровольно.

- (Вячеслав Николаевич) Любовь к технике в нас проявилась рано - всегда что-то разбирали. Вот мой сын, в отличие от меня, любит игрушки еще и собирать (смеется).

- (А.Н.) Да и сказалась сама среда обитания. Мы долго жили в университетском доме, потом переехали в тиасуровский. Все люди, которых мы знали, работали здесь, в ТУСУРе.

- (В.Н.) Был еще один момент. Папа часто брал меня сюда на работу: вокруг приборы, паяльники… Когда появились компьютеры, я стал бывать у него еще чаще.

- (А.Н.) Сейчас мы оба работаем в софтверной компании - "Контект-софт", тянем, так сказать, одну лямку. А впервые компьютер увидели здесь, на кафедре у отца. Первая персоналка!..

- (Н.Д.) Им повезло. Когда началась их активная фаза образования, в ТУСУРе были закуплены первые персональные ЭВМ. Я занимался этим вопросом. Именно тогда и началось реальное освоение компьютерной техники.

- (А.Н.) У меня был такой случай. Сделал курсовую на ЭВМ, распечатал исходники программы, вывел результаты и принес сдавать. Преподаватель у меня работу не принял: "Что это такое ты принес?" Смотрит на код и не знает этого языка программирования. Целых две недели мне пришлось доказывать, что вот это программа, а это - ее результат.

- (Н.Д.) Тогда пользовались первой графической программой "ГРАФОР". Для своего времени она была точно космический корабль в Средневековье.

- А преподаватели часто предвзято относились к Малютиным-младшим?

- (А.Н.) Когда я здесь учился, преподаватели понимали своих студентов. Иногда особо сложные предметы принимались по 7-8 раз, но с любовью, а не свысока. Люди понимали, что студент не может освоить всю технику досконально. Если понял предмет - получай оценку. И все с огромным уважением к студенту.

- А отец у вас вел лекции?

- (Н.Д.) Да, и им больше всех доставалось.

- (А.Н.) ... Нет, отношение было вполне объективное.

Мы попали в ту высшую школу, где учат добывать знания и к чему-то стремиться. Другое дело, что это не мешало выйти за пределы своей специальности, найти что-то другое. Никогда не забуду, как я увидел первую "персоналку", а перед ней первого программиста. А потом мне показали - вот это он написал на языке "Фортран". В то время как Томск еще только "догадывался", в ТУСУРе уже работали программисты такой высокой квалификации.

- Так вы же учились на КТФ (РКФ) - вроде бы далековато от компьютеров...

- (А.Н.) Когда мы поступали, "компьютерные" специальности еще не были востребованы - новая сфера. На рынок выходили люди, которые знали просто "про компьютеры". Теперь такого себе позволить нельзя.

- По сути, вам пришлось добывать знания самим?

- (В.Н.) Слава богу, была выработана привычка "добывания".

- (Н.Д.) Первый центр коллективного пользования, первый интегрированный вычислительный центр тоже создавал выпускник КТФ Владимир Лукьянович Пономаренко.

Удивительно, но те, кто занимался техническими проблемами, легче переходили в новую "компьютерную" область. Не только моим сыновьям, но и многим их сверстникам повезло в начале 90-х годов влиться в эту сферу. И кафедра РЭТЭМ (тогда - ТРЭА) во многом оказалась лидером в процессе информатизации обучения. Меня, как заведующего кафедрой, а потом просто профессора обвиняли в "излишнем увлечении" этим направлением. В итоге настала "компьютерная эра" и развивается она не из формализованных задач, а из жизненной потребности.

К первой ЭВМ выстраивалась очередь из студентов, каждый мог поработать только 15 минут. И, несмотря на такой дефицит, нам удалось подготовить, "заразить" ребят новым делом. И все предметы, что им преподавали, тоже "работали" на это - математика, системный анализ... Конечно, сегодня ФВС и АСУ готовят специалистов в области программирования, но "общее движение" зарождалось здесь, на КТФ-РКФ.

- (В.Н.) Если разобраться, то программирование построено на принципах проектирования, на "кирпичиках", из которых можно что-то сложить. Получается, что в "Контект-Софт" мы недалеко отошли от своей специальности - любая программа отражает предметную область из нашей жизни, чтобы ее автоматизировать, нужно в ней разбираться. Мы легко можем "переключиться обратно", стать проектировщиками.