Интервью у этого выпускника - Анатолия Георгиевича Белова - пришлось брать дистанционно: он живет и работает в Москве. По сути, его можно без всякого пафоса назвать «птицей высокого полета» - всю свою жизнь он строит самолеты.

- Расскажите о себе, откуда родом, чем увлекаетесь?

- Я родился в Челябинске. В 1969 году окончил среднюю школу там же, на Южном Урале, в Новотроицке - городе металлургов. С 7-го класса увлекался радиолюбительством. В школе «глубоко» изучал физику, астрономию, математику. Бредил полетами в космос, но из-за слабого зрения понимал, что могу быть только техническим специалистом - никак не летчиком-космонавтом.

- Почему из всех вузов выбрали ТИАСУР? Какая о нем шла слава в то время?

- Юношеские увлечения и максимализм были мне советчиками, когда весной 1969 года листал «Справочник для поступающих в вузы». В нем было только два вуза (в Томске и Таганроге), где была прямо указана специальность «радиотехника». Так как посоветовать было некому - рос без отца и первый из семьи планировал получить высшее образование - то выбор был только за мной и лег он на город Томск – студенческую республику, в которой каждый шестой житель был студентом. Более правильное решение трудно было принять!!!

Я стал членом семьи студентов, в которой бурлила жизнь во всех ее проявлениях. Главными ценностями у нас были порядочность, отзывчивость, взаимовыручка. Мне повезло сразу с преподавателями. Еще на вступительных экзаменах большое влияние на меня оказал Борис Павлович Дудко, который был в составе приемной комиссии РТФ. Посмотрев мои документы, он завел разговор о жизни, институте. В результате я переписал заявление, решил поступать не на «радиотехнику», а на «радиоэлектронные устройства». Эта специальность гораздо больше соответствовала моему увлечению космосом, радиоастрономией. До сих пор считаю, что именно такое решение предопределило мое будущее на долгие годы, я до сих пор работаю в военной авиации. Борис Павлович в дальнейшем был куратором нашей группы 29-1 и остается до сих пор в моей памяти светлым человеком, очень положительно повлиявшим на мою судьбу. Огромное ему спасибо!

- Учиться тогда было легко? Что помогало справиться со сложностями?

- Вначале учиться было легко - сказывались прочные знания, полученные в школе. Затем, на втором курсе, наступил кризис, который чуть было не привел к отчислению из института из-за задолженностей по зимней сессии. Я настолько увлекся альпинизмом и горным туризмом, что остальная жизнь стала казаться менее значимой. Я уже мысленно распрощался с учебой и, что важно, не видел в этом большой беды. В этот момент меня пригласил для разговора наш преподаватель и наставник по альпинистскому клубу Анатолий Михайлович Молодежников. Более откровенного и по-отцовски заинтересованного разговора я в своей дальнейшей жизни не встречал. Очень жесткий разговор, на него имел право только сильный, неравнодушный старший товарищ, с чистой душой. Дурь из моей головы вышла сразу. Нижайший Вам поклон, Анатолий Михайлович, и долгих лет жизни.

- Как развивалась карьера после окончания вуза?

- После защиты диплома на кафедре радиотехнических систем РТФ весной 1975-го, в мае этого же года приступил к работе на Иркутском авиационном заводе. В апреле 1975 года мы отпраздновали в Томске свадьбу со студенткой ФЭТа Наташей Архипкиной, тоже ТАКТовкой. Затем она окончила свое образование в Иркутском университете. У нас выросли два сына, они оба пошли по моим стопам и стали авиаторами, причем оба работают в очень сильном авиационном конструкторском бюро – ОКБ имени П.О. Сухого. Это был их самостоятельный выбор, о котором они не жалеют.

Сам я с 1975-го по 1997 год прошел все ступени роста - от инженера до заместителя гендиректора на Иркутском авиазаводе, где строил самолеты типа МиГ и Су, участвовал в их испытаниях, поддержке эксплуатации. С 1997 по 2007 годы работал в Москве вице-президентом Корпорации «Иркут» - по проектам самолетов типа Су-30. В 2007-08 годах работал генеральным директором и генеральным конструктором Корпорации «МиГ». Сейчас авиационная отрасль России серьезно преображается, поэтому работаю в Корпорации «Сухой» и в Корпорации «МиГ» заместителем гендиректора. Где бы ни работал, душа остается с радиосистемами и авиацией.

- Какие знания из полученных в ТУСУРе пригодились больше всего?

- Работая в авиации, я всегда отмечал, какие глубокие и прочные знания получил в ТИАСУРе. В первые годы работы на летных испытаниях запаса институтских знаний теории и практики было вполне достаточно, хотя техника в ВВС СССР была наисовременнейшей. Особенно нужны были знания при решении проблем сложного бортового оборудования (радиолокаторы с ФАР, прицельные телевизионные, лазерные системы и оружие, пилотажно-навигационные системы, лазерные гироскопы и многое другое) боевых самолетов. Что немаловажно, в дальнейшем при принятии многих организационных решений выручала и выручает полученная в ТИРиЭТе школа системного анализа любой ситуации, возникающей в жизни.

К сожалению, в Томске не бывал уже около 20-ти лет, хотя несколько раз собирался. Боюсь разрушить тот прекрасный образ города молодости, который остался в моей памяти… С другой стороны, по рассказам товарищей-томичей, город преобразился, стал еще краше. Это манит и вселяет жизненный оптимизм.

До встречи, дорогие мои томичи!!!

С огромным уважением ко всем вам, кто творил и творит историю нашего славного ТИРиЭТа, ТИАСУРа, ТУСУРа.

Анатолий Белов