Откуда возьмется новое поколение иженеров?

Ни для кого не секрет, что сегодня профессия инженера - не самая престижная, молодых квалифицированных специалистов в высокотехнологичных сферах производства и в сфере научных исследований катастрофически не хватает, разрыв "старого" советского и нового молодого поколения инженеров растет. Изменение этой ситуации - условие укрепления экономики России и повышения ее конкурентности на мировых рынках. ТУСУР, ставящий себе задачу подготовки предпринимателей, создающих и развивающих наукоемкие компании, не может игнорировать обозначенные проблемы. Поэтому Центр корпоративного развития начал реализовывать ряд мер, первой из которых стало публичное обсуждение "Современная инженерная деятельность: суть и механизмы воспроизводства".

Работа в течение 2008 года над корпоративной культурой ТУСУРа показала, что одной из ключевых культур деятельности у нас в вузе является инженерная культура. Инженерная культура выстраивается вокруг разработок, которые либо заказаны государством (ТУСУР был создан для обеспечения заказов оборонного и ракетно-космического комплекса СССР), либо востребованы рынком (и тогда инженерная деятельность смыкается с предпринимательской). В настоящее время в ТУСУРе эта культура присуща в большей степени тому поколению, которое основывало свои научные школы и развивало их, участвовало в реализации масштабных госзаказов. Однако это поколение Учителей постепенно уходит, и встает вопрос - откуда возьмется новое поколение инженеров?

В течение долго периода (1990ые) четкая государственная политика в отношении сферы образования и науки и их государственная поддержка отсутствовали. Происходил массовый отток талантливых инженеров в другие области деятельности, распадались многие коллективы исследователей и разработчиков, происходил упадок в разработках космического и оборонного комплекса. Эта ситуация не могла не коснуться и ТУСУРа. В последние годы она начала изменяться, но связь поколений инженеров была во многом нарушена.

Поэтому для ТУСУРа актуальной становится задача восстановления оснований и предназначения инженерной деятельности или же проектирования новой инженерной культуры для сегодняшних студентов, молодых преподавателей, аспирантов. 20 апреля в рамках VIII Сибирского форума образования и VI Молодежного карьерного форума Центр корпоративного развития провел дискуссию "Новое поколение технологий и новое поколение инженеров" и Мастер-класс "Мастера и Ученики: что и как передавать?". В дискуссии мы пытались получить ответ на вопросы: в чем главное назначение инженерной деятельности? Кто такой инженер по сути? Чем описывается новое поколение инженеров? Чем оно принципиально отличается от предыдущего поколения?

В дискуссии участвовали и опытные инженеры, и сегодняшние студенты и аспиранты ТУСУРа, ТГУ и ТПУ, и наши недавние выпускники. Одно то, что такая разнообразная аудитория собралась на заявленную тему, говорит о том, что тема эта живая и актуальная.

Почетными гостями и главными героями стали: Герман Сергеевич Шарыгин, зав. каф. РТС ТУСУР, д.т.н., профессор, Ройтман Марсель Самуилович, ТПУ, д.т.н., профессор, Катаев Михаил Юрьевич, каф. АСУ ТУСУР, д.т.н., профессор, Родионов Николай Евдокимович, компания "Элеси", кафедра ЭС ИИ ТУСУР. Это настоящие Мастера, всю жизнь посвятившие инженерному делу, реализующие международные проекты. Их ученики работают сегодня по всему миру в больших корпорациях и крупных университетах. У них есть чему поучиться, и их было очень интересно слушать.

Безусловно, что у приглашенных нами Мастеров есть большая потребность передавать свой уникальный профессиональный опыт. Однако стало понятно, что пока этот опыт они могут передавать лишь через непосредственный контакт со своими учениками и слушателями, т.е. способы их работы напрямую перенимаются учениками, пока они бок о бок работают со своими учителями. На вопросы о том, что нужно передавать и как, чтобы Ваше мастерство не осталось только Вашим, а также через что воспроизводятся ключевые характеристики инженерной деятельности, четких ответов получить не удалось. Приглашенные Мастера говорили о базовых ценностях инженерной деятельности и о том, какие качества требуются для этой профессии, давали присутствующему молодому поколению советы, но выражалось это метафорично ("подводные камни обойти не всегда удается") или как некоторые общепринятые вещи ("инженер должен следить за тем, что происходит в мире, быть специалистом широкого профиля", "инженер не должен бояться сложных задач", "чтобы стать инженером, надо очень много работать"). Прозвучавшие в дискуссии попытки назвать некоторые ключевые для инженерной деятельности вещи были очень важны, но, к сожалению, перевести эту информацию в технологии подготовки новых инженеров пока невозможно.

Это большая проблема, поскольку с уходом человека исчезает и его опыт, а это непозволительно в ситуации, когда настоящих Мастеров в нашей стране осталось не так уж много. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо перевести их опыт в конкретные техники и технологии и тем самым сделать его возможным к употреблению новыми поколениями инженеров. Однако вычленение технологий и техник их работы - это целое сложное дело, требующее отдельной проработки. Видимо, тут необходимо работать и с лучшими учениками, понимать, за счет чего они переняли мастерство и с чем это связано. Это вскрывает целый пласт работ, связанный с циклом жизни инженерной профессии, с основаниями научных инженерных школ, с трансляцией того знания, что было наработано за десятки лет успешными инженерами в ТУСУРе, с изменением образовательных программ современных инежнеров.

Действительно, во время дискуссии стало очевидно, что давно назрел разговор о форматах и содержании инженерного образования. Недавние выпускники показали, что готовы обсуждать, в чем для них оказалась суть инженерного образования и инженерного подхода, а чего им в их образовании не хватило, когда они оказались на рынке труда.

Еще одна значимая часть дискуссии касалась вопроса: что делать инженерам, если государство больше не обеспечивает большими гос. заказами и не включает в мегапроекты? Ждать ли от страны решений или действовать самим? И куда эти действия могут быть направлены? Были даны разные варианты ответов на эти вопросы, что еще раз показало, что есть разные поколения инженеров, во многом непохожие, с разными представлениями и разным опытом, и что связь этих поколений - большая и трудная задача.

Работа по восстановлению сути и предназначения инженерной деятельности, по восстановлению связи поколений инженеров в ТУСУРе, по технологизации опыта инженеров ТУСУРа и по переводу в образовательные модули.

ЦКР