На минувшей неделе, в ТУСУРе состоялся второй чемпионат по виртуальному киберфутболу «Робобол-2009»! Для тех, кто еще не в курсе, о чем идет речь (что такое «киберфутбол»), объясняю: «киберфутбол» - это состязания электромеханических роботов, которые представляют собой машинки вроде кубиков на двух колесиках. Эти роботы-кубики (по пять роботов в команде) ездят по специальному «киберфутбольному» полю и пытаются забить мяч в ворота соперника, ну и разумеется, не пропустить гол в свои. Следит за всем видеокамера, подвешенная над полем. Изображение с камеры попадает в компьютер, где происходит обработка и принятие решений. Сигналы управления передаются роботам по радиоканалу. Принимает решение о том что делать роботу программа-стратегия, которая реализует функции систем искусственного интеллекта. Условно такой вид состязаний у нас в ТУСУРе называют «железным » киберфутболом. Киберфутбол — популярный во всем мире вид студенческих интеллектуальных состязаний. В России киберфутбол пока развит не очень, играющая команда есть только в Московском госуниверситете. У нас в ТУСУРе тоже ведутся работы по подготовке к киберфутбольным баталиям. Разрабатывается системное и прикладное программное обеспечение, формируется команда тренеров-разработчиков.

Кроме так называемого «железных» состязаний отдельного внимания заслуживает виртуальный киберфутбол. Игры виртуального киберфутбола не требуют никакого специального оборудования, достаточно лишь обычного персонального компьютера. Соперники создают программы-стратегии, которые загружаются в программу-симулятор и ведут абсолютно самостоятельную игру на победу. Вообще говоря, было бы неверным относиться к виртуальному киберфутболу как к младшему брату «железного». Задача управления роботами, участвующими в командной интеллектуальной игре, является одной из центральных в исследованиях по искусственному интеллекту и мехатронике. Футбол роботов является одним из наиболее ярких «полигонов», на котором отрабатываются методы решения таких задач. Фактически, в виртуальных состязаниях отрабатываются те алгоритмы и решения, которые затем внедряются в «железные» стратегии. Так, победитель I чемпионата ТУСУР по виртуальному киберфутболу Алексей Качалов осуществил в этом году успешное внедрение своей стратегии в «железный» матч по формуле 2х2. Этот матч был представлен участникам, болельщикам и журналистам в рамках «показательных» выступлений команды «железных» роботов перед началом II чемпионата «Робобол-2009».

I чемпионат по виртуальному киберфутболу состоялся в октябре 2008 года. Дата проведения II чемпионата — 5 мая 2009 года — была выбрана не случайно: в эти дни проходит традиционный фестиваль «РадиоBOOM-2009». Организатором чемпионата является ТМЦДО. Подготовкой мероприятия занимался оргкомитет по руководством Евгения Шандарова. Так же, как и перед первым «Робоболом», участникам помогали тренеры - консультанты, Константин Шатлов и Александр Романенко. Игры проходили в студенческом бизнес-инкубаторе «Дружба».

В этом году для поддержки участников и освещения событий чемпионата был создан официальный сайт «Робобола»: http://roboball.tomsk.ru. Все желающие могли принять участие в соревнованиях могли отправить свою заявку через этот ресурс. Заявки были поданы от 9 команд-участниц: «dipsoclub» - Алексей Качалов, ФЭТ (кстати, победитель соревнований «Робобол-2008»); «Cats» - Александр Ахаев, ФСУ; «250кБ. интеллекта» - Константин Востротин, Леонид Широков, ФСУ; «Lucky Team» - Александр Бернгарт, ФЭТ; «Nova» - Руслан Акчурин, ФЭТ; «Akatsuki» - Дмитрий Якушин, Вадим Кравец, ФЭТ; «Watch Out» - Семен Юрьев, ФЭТ; «Valli» - Антон Костин, ФЭТ; «WormsRF» - Алексей Ушаков, ФСУ. В роли ведущего мероприятия и комментатора матчей выступил студент ФЭТ Артем Емельянцев.

Перед началом соревнований состоялись «показательные» выступления команды «железных» роботов. Были исполнены номера: «Танцующие роботы», «Кошки-мышки», «Пенальти» и «Шайба против Зубило». Последний номер представлял собой демо-матч по формуле 2х2. Как уже было отмечено выше, автор программы-стратегии — победитель «Робобол-2008» Алексей Качалов.

Так же как и в прошлом году, соревнования проходили по схеме «double elimination». В первом квалификационном туре, в интеллектуальной борьбе между «Cats» и «Lucky Team»; «Akatsuki» и «Valli»; «250кБ. интеллекта» и «Nova»; «Watch Out» и «WormsRF» - из игры вышли сразу две команды - «Lucky Team» и «Akatsuki». В следующем туре вышли из игры команды «Nova»; Watch Out»; «Cats» и «Valli». Запомнилась стратегия, правда не совсем понятная, команды «Nova», где защитники почему-то на протяжении всей игры в буквальном смысле кружились на месте. Интересно, что имел ввиду, придумывая данную стратегию Руслан Акчурин, капитан команды?

В целом, если судить об игре по ее началу, то лидеры были видны сразу. В финал вышли «250кБ интеллекта», «WormsRF» и лидер прошлого года «Dipsoclub». У этих команд действительно хорошие стратегии, у каждого из игроков была своя функция, свое место на поле, то есть вратарь находился возле ворот, защитники - защищали, а нападающие атаковали ворота соперников. К тому же, в финале, за выход в суперфинал, за два тайма, в борьбе между «WormsRF» и «Dipsoclub» лидера определить так и не удалось. Пришлось прибегнуть к пенальти, в котором одержала верх команда «Dipsoclub». А вот, что касается суперфинала, то здесь произошел настоящий накал страстей, так как изначально лидировал «Dipsoclub», затем «250кБ интеллекта», потом опять «Dipsoclub», и так продолжалось до счета 4:4 и второй тайм был окончен, вышло время. По решению судейской комиссии победитель должен был определиться в игре «до первого гола» в дополнительное время. И… вот он победитель второго чемпионата ТУСУР по виртуальному киберфутболу: команда «250кБ интеллекта»! Константин Востротин, Леонид Широков новые чемпионы. II место занял Алексей Качалов, команда «Dipsoclub»; III место- Алексей Ушаков, «WormsRF». Победителям были вручены ценные призы. Игровая приставка Sony Playstation Portable за первое место, цифровой фотоаппарат Canon - за второе и внешний жесткий диск 250Гб за третье место.

Судя по отзывам самих участников и болельщиков в этот раз соревнования прошли гораздо интереснее. Появились элементы шоу: демонстрационная часть, яркий ведущий. Представленные участниками стратегии в целом в лучшую сторону отличались от прошлогодних. Игры финала показали динамичную, яркую и оригинальную игру.