OpenTeam - надпись на кружках, плюс у каждого добавлен личный e-mail. OpenTeam - так назвали себя Дмитрий Бараксанов (bdn), Дмитрий Лихачев (lda), Евгений Лапин (jenkek) и Алексей Левин (lex), выпускники ТУСУРа, сотрудники лаборатории веб-технологий Центра ТУСУР-телеком. Как переводится эта надпись, знает самый последний двоечник, который учил английский. Учили испанский? Не вопрос. OpenTeam - открытая команда. Что это значит? Они с удовольствием возьмут к себе и пятого, и шестого, и десятого? И правда, на их сайте объявление: требуется сотрудник. Требуется. Подойдет не всякий.

jenkek: - Очень хочется притянуть разработчиков на удаленку, есть же в ТУСУРе люди, которые интересуются opensource. Нашли студента, сейчас обучаем, ну посмотрим, что из него выйдет.

bdn: - Да он уже лучше тебя шарит. Его последнее решение - я бы до такого не додумался.

jenkek: - Проблема в другом, он редкость. Людей в ТУСУРе учат Delphi и Oracle.

bdn: - Слава богу, Oracle, а не Access.

jenkek: - Смысл в том, что студентам нужно не только учиться по программе, но и пробовать себя в реальных проектах. Тогда специалисты получатся подготовленные к рынку.

lda: - Нет, и без такой практики выпускники пользуются спросом на рынке, находят работу.

bdn: - Но при работе над проектом они требуют Oracle, а тот стоит как крыло от самолета, и себестоимость проекта получается - мама не горюй.

jenkek: - Так как в России все равно пока многие воруют софт, до каких-то пор это будет прокатывать.

lda: - Мы делаем основной упор на то, что работаем только на свободном программном обеспечении. Весь софт, что у нас стоит на рабочих станциях, - это opensource.

bdn: - Мы принципиально используем только opensource, он бесплатный, что существенно удешевляет проект, и то, что разрабатываем, отдаем заказчику с исходными кодами. Заказчик получает не закрытый продукт, а открытый.

- Грубо говоря, заказчик захочет - может пригласить продолжить работу другую команду? Это вам выгодно для привлечения клиента.

bdn: - Именно.

- Кого из солидных заказчиков уже привлекли? Какими проектами можете похвастаться?

bdn: - Ну, областная администрация. Давно уже мы им сделали сайт, занимаемся его сопровождением... Госстройнадзор, сибирский электромашиностроительный завод, областной департамент здравоохранения...

lda: - Сайт обладминистрации, был первым сайтом, который мы сделали не на php. До него каждый проект наш практически с нуля создавался. Для каждого свою CMS писали.

bdn: - А на самом деле существует масса готовых систем управления содержимым, в том числе и бесплатных. Мы в итоге остановились на OpenCMS. Больше всего в нем нам нравится мультисайтовость. На одной инсталляции могут функционировать несколько сайтов. Ну, пример, в ТУСУРе - это основной сайт, сайт абитуриентов, "Радиоэлектроник", сайт заочно-вечернего факультета и так далее. Проще администрировать.

А http://tomsk.gov.ru, да, это был первый наш сайт по новой технологии (OpenCMS). Из последних надо отметить http://zdrav.tomsk.ru, сайт департамента здравоохранения, потому что это тот проект, которому удивительно нужное внимание уделило руководство, что редкость. Руководство наняло двух журналистов, настоящих профессионалов, те занимались наполнением этого сайта. За содержание - не стыдно.

- Вы ведь не только сайтостроители?

bdn: - Также мы занимаемся разработкой прикладных информационных систем. Сейчас скажу умную фразу: они нацелены на автоматизацию бизнес-процессов. Пример ТУСУРа. Мы создали АИС (автоматизированную информационную систему) организации ГПО, которая поддерживает весь жизненный цикл ГПО. Обеспечивает ведение проектов: организацию, создание проектов приказов, все отчетные и выходные формы. В ней хранится информация о текущем состоянии ГПО в университете.

jenkek: - Руководители проектов ГПО на кафедрах имеют доступ в систему, в любой момент могут оценить в онлайновом режиме состояние дел.

bdn: - Весь процесс автоматизирован. Подобную систему мы разрабатывали для инспекции госстройнадзора. У них тоже сделали автоматизацию ведения дел, на ней вся работа теперь в инспекции построена. Какие еще системы? Для обладминистрации писали по учету всех наград, которые получают жители Томской области.

Для пресс-службы обладминистрации написали систему. Пресс-служба формирует пресс-релизы, потом публикует их на сайте и рассылает получателям. У нас в системе прописаны три роли, первая - оператор, который вводит "грязную"новость. Потом вторая - корректор, он этот текст вычитывает, исправляет и передает третьему - публикатору, тот говорит куда на сайте текст разместить и по какому списку СМИ пресс-релиз разослать.

lex: - Это был первый опыт, когда внешнюю систему интегрировали в сайт.

bdn: - Теперь любая пресс-служба, которая занимается связями с общественностью, может освоить эту систему. Она, кстати, легко интегрируется с сайтом, потому что она в xmlе отдает данные.

- А последнее, над чем работаете?

bdn: - Принципиально новый поисковик по томским ресурсам http://naidi.tomsk.ru.

lda: - Он, конечно, тоже на основе оупентехнологий. Причем на его базе можно сделать поиск по ТУСУРу, поиск по сайту администрации, да мы кому угодно можем сделать поисковую систему, которая работала бы на их вебпространство.

bdn: - У конкурентов проблемы с периодичностью индексации, а у нас индексация в реальном времени. Или же используют яндексовский, гугловский поисковик. А тонет-то чем уникален - он самодостаточен, здесь трафик бесплатный по области. И в Томске есть все: интернет-магазины, блоги, торренты. Но пользователю, чтобы найти в томском интернете информацию, надо идти на тот же яндекс, тот же гугль, платить за внешку и потом возвращаться в Томск.

jenkek: - И еще не факт, что тот же гугль проиндексирует ресурсы Томска, ведь многие местные сайты закрыты для внешки. Их закрывают просто чтоб за внешний трафик не платить.

lda: - Есть такая штука Solr, она очень гибко настраивается. Даже в базовой комплектации учитывает русскую морфологию, соответствия, в нужном порядке поднимает результаты. В общем, должно быть прикольно.

bdn: - Сейчас у нас три сервера считают это дело.

lda: - Здесь кластерная система, есть главная машина и слэйвы. Технология очень расширяема: надо будет - можно прицепить дополнительные слэйвы.

bdn: - А началось всё с того, что стали делать поисковую систему по тусуровским ресурсам.

- Понятно, тусуровский сайт, естественно, ваш. И ваша же подпись на принципиально новом гениальном абитуриентском сайте...

lex: - С информационным центром абитуриентов задача ставилась интересная. Не сухим официальным языком рассказать, а нормальным человеческим.

bdn: - Даже не так, не задача ставилась сверху, а это было наше совокупное видение с Центром корпоративного развития. Нам не дали четкого ТЗ. Какая на абитуриентском сайте будет информация, придумывали мы и ЦКР. Показали Давыдову, Бокову, они все это одобрили. Все знают, контент в любом сайте - 90% успеха. Но тут ЦКР вообще «отожгли», настолько проработали содержание! Каждая страница перелопачивалась по нескольку раз!

И сайт действительно интересно читать - не оторваться. Именно то, что нужно абитуриентам, именно таким языком, чтобы им было понятно. Просчитывали, анализировали, что по-настоящему интересует поступающих, чего боятся, о чем хотят услышать рассказ. Не просто номера специальностей. Ну, об этом лучше расскажут те, кто контентом занимался.

bdn: - Скорее всего, им (ЦКР) по шапке по сих пор прилетает от отдельных кафедр, что там где-то чего-то не так написали. Но! У нас сами кафедры настолько инертны... Мы-то знаем, ведь сопровождаем официальный сайт ТУСУРа. Наплыва контента туда нет. А нам надо показывать жизнь университета. Все же элементарно - чтобы сайт был интересен, на нем что-то должно происходить. А там ничего не происходит. Конечно, разговор сейчас не обо всех. Есть замечательный сайт кафедры КСУП, я его всегда привожу в пример. Там и интерактивные учебники, и социальные сервисы, все это есть. А есть сайт кафедры ТУ. Посмотрите, увидите, какие антиподы.

- Абитуриентский сайт...

bdn: - Абитуриентский сайт читать, конечно, интересно.

lex: - Одна из ключевых проблем главного официального сайта - безадресность поступления информации. Если сайт ориентирован на всех подряд, значит не ориентирован ни на кого. Появилась задумка создать платформу, на основе которой можно будет делать прикольные нестандартные штуки. Мы решили приспособить ее пока под сайт абитуриентов, а потом она разрастется. Это http://my.tusur.ru - "Мой ТУСУР" - социальная сеть нашего университета. Пока ее главная функция - ответы на вопросы абитуриентов. Причем отвечает не только администрация, советы дают сами студенты.

jenkek: - Студенты отвечают гораздо человечнее, развернутее, интереснее.

lda: - "Братан, ты иди вот туда-то, делай то-то"

Это точно, абитуриенты задают любые вопросы: сколько стоит обучение, имеют ли силу экзамены, которые принимала выездная комиссия в прошлом году, не будет ли коротка стандартная кровать в общежитии для двухметрового студента. Отвечают, бывает, сразу несколько человек.

bdn: - Не устаю приводить в пример Игоря Владимировича Осипова. Когда появилась социальная сеть, я смотрю, вопросы туда прилетают по заочному и вечернему обучению. Так он сам зашел в "Мой ТУСУР", зарегистрировался и отвечает на них, несмотря на то что декан факультета.

lex: - Пока сайт в самом-самом начале: блоги особо не пользуются спросом, основной инструмент сейчас - вопросы. "Мой ТУСУР" работает на информационный центр абитуриентов. Но какой потенциал у социальной сети! Если фантазировать, каким сайт будет дальше... Каждому студенту-участнику сети мы теоретически сможем давать электронное расписание. Еще один инструмент, который очень был бы полезен - это календарь. Чтобы собирать в него в кучу все события, которые должны произойти в ТУСУРе. И так далее. У социальной сети границ практически нет.

- Чувствуете интерес к "Абитуриентскому центру" и "Моему ТУСУРу"?

bdn: - Лучше цифры скажут. В первую неделю, как запустили, по сравнению с февралем роста не наблюдалось. Это просто объясняется: до 1 марта поступающие должны были определиться со специальностями и экзаменами. Но мы начали некие движения, чтобы http://ica.tusur.ru пропиарить. Провели анализ ключевых слов, по которым идут запросы. ЦКР написал статью. Из этих ключевых слов мы сделали ссылки. Областная администрация распространила пресс-релиз о новом тусуровском сайте с этими ключевыми словами. 219 газет, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий получили этот текст (столько получателей у пресс-службы, мы знаем точно - систему ж им сами ставили). И это оказалась классная штука, чтобы кормить поисковых ботов. Тут же пошла обратная волна. Сразу штук 10 ресурсов эту новость продублировали. Один пресс-релиз сразу дал прирост посещаемости в два раза. Сейчас у нас 200-300 посетителей в день. Надо провести такую рекламную кампанию, чтобы посещаемость взлетела до тысячи человек в день.

В общем, болеет OpenTeam за свое детище. Посмотрите сайты, которые упоминались в этом интервью. OpenTeam подписывается под каждой сделанной работой. К логотипу у них есть две приписки. Если написано "Сделано" - то продукт сделан максимально качественно, на совесть, если написано "Сделано с любовью", значит в него разработчики вложили душу.