Дамы, обед, этикет…Этой субботы ждали с нетерпением. Перебирали в голове варианты, что надеть, как уложить волосы, какой выбрать галстук под парадную рубашку. Не каждый день рядовому студенту удается посетить такое заведение, как ресторан. Настоящий ресторан, а не какую-нибудь там местную забегаловку.

Поход в кафе для нас не являлся уже чем-то сверхъестественным, скорее делом привычки, обычной процедурой. Здесь не нужно особенно думать, в какой руке держать нож, в какой вилку, для чего нужны многочисленные бокалы, блюдца, сложенные домиком бумажные и тряпичные салфетки. Все эти предметы изыска были просто отброшены и заменены пластмассовыми тарелками, стаканчиками и ложками, которые можно было набрать в любом количестве на кассе. В кафе ходят покушать, а ресторан - для души. А чтобы душа отдыхала полностью, необходима и обстановка подобающая, и люди интересные, и настроение хорошее. И, конечно, меньше всего хочется испортить эту атмосферу, выйти из ресторана с горящими ушами, красными щеками и сконфуженным выражением лица.

Накануне долгожданного события многие лихорадочно листали свои конспекты, жадно вычитывали каждую строчку из книг о хорошем тоне, старались запомнить как можно больше о культурном поведении. Если бы можно было сделать шпаргалки, как на экзамен, то непременно бы в ход пошел и этот вид хитрости. Но джинсы с многочисленными карманами были сменены на юбки и брюки, теплые свитера с длинными рукавами - на элегантные белые блузки и рубашки, спасительные записки никак не подходили под этот образ, да и прятать их было просто некуда. Пришлось освежать в памяти то, что было заложено с детства и то, чему уже удалось научиться в университете.

С первых дней в университете нас превращали в светских львиц и львов. Студентами первого курса предмет «Культура поведения и деловой этикет» на доске с расписанием был замечен сразу. Сложно было поспорить с его необходимостью в учебном плане. Образование в ТУСУРе направлено не только на то, чтобы слепить из мягкого куска глины взрослого, развитого, начитанного человека с обширным кругозором, но еще и на то, чтобы создать личность культурную, знающую правила хорошего тона. Пожалуй, никто не может назвать себя образованным человеком, несмотря на то, сколько книг он прочел и сколько задачек по физике решил, если теряется, когда его приглашают на торжественный приём, не может правильно подобрать деловой костюм, не понимает, как надо ухаживать за дамой и когда принято дарить подарки.

Кто бы мог подумать, что этикет - это целая наука, знать которую, хотя бы в какой-то мере, должен каждый уважающий себя человек. А сколько интересных обычаев и традиций хранит она в себе! Раньше, если мужчина не соблюдал правила этикета, вряд ли мог претендовать на руку и сердце благородной дамы, на высокое положение в обществе. История человечества знает моменты, когда короли и королевы рисковали жизнью, отказываясь нарушать правила хорошего тона. Порой ситуации доходили до смешного. Так, например, во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели первыми обратиться к нему. Когда же сам король заговорил с ними, долгое время спорили, кому же отдать почетное право докладывать, не обращая внимание на то, что промедление может плачевно отразиться на ходе битвы.

К сожалению, сегодня изучению этой интереснейшей науки отводится меньшее внимание. Люди позволяют себе более халатно относиться к тем или иным нравственным правилам. Законы, написанные на бумаге, просто вытеснили их из жизни современного человека. Мы торопимся, куда-то бежим, порой у нас просто не хватает времени на то, чтобы лишний раз озадачиться и подумать над тем, что мы говорим, как одеваемся, как ведем себя за столом, что делаем и как смотрят на нас окружающие.

Утро субботы выдалось морозным. Чтобы не испортить с таким трудом сделанные кудряшки, многие девчонки отказались от шапок и теперь стояли у входа в ресторан, кутаясь в капюшоны.

Мерзнуть пришлось недолго. Двери нам открыл доброжелательный администратор, пригласил в раздевалку, после чего провел в сам банкетный зал. Столы уже были аккуратно накрыты, салфетки сложены в замысловатые фигуры, бокалы с соком собирали на своих стенках первые утренние лучи солнышка.

Посреди зала стоял накрытый золотыми скатертями стол. Некоторые столовые приборы и посуду я видела впервые. Специальные бокалы для разных напитков, тарелки глубокие и мелкие, лопаточки для деликатесов, имевшие просто невообразимую форму. Убранство стола подчеркивали декоративные свечи и звезды.

Столы были рассчитаны на 4-5 персон, студенты стали суетливо толкаться, чтобы занять место у окна, да еще и успеть прихватить стул для друга. То и дело раздавались щелчки фотоаппаратов, всем хотелось оставить что-нибудь на память об этом дне, жаль, не догадались тогда прихватить использованные бумажные салфетки. Но вот, наконец все собрались, расселись поудобнее и стали ждать кульминации. В зал вошла директор ресторана. Она должна была прочитать нам познавательную лекцию о столовом этикете, показать на примере некоторые хитрости. Надо сказать, что это была, пожалуй, самая необычная и интересная лекция за весь прошедший семестр. Когда еще нам удавалось во все глаза смотреть на преподавателя и потягивать сок из бокала, не прячась за спины одногруппников.

После окончания образовательного часа нам предложили попробовать блюда местной кухни. В наше меню входил салат и горячая картошка с мясной котлетой. Особенно рекомендовали фирменные маленькие хлебные булочки с кунжутом, который пекли в соседней комнате.

Время близилось к обеду, солнышко стало пригревать немного сильнее, и за окном пошел белый пушистый снежок. Сытые и довольные студенты лениво одевались и покидали ресторан, на ходу жуя шоколадки, которыми в конце обеда их угостила администрация ресторана. Многие бы предпочли остаться здесь еще и на ужин, и на завтрак следующего дня… Уж больно располагала к себе атмосфера уюта, улыбчивые официанты и вкусная горячая еда.

Автор: Елизавета Сухушина, 1 курс ГФ