Прыжок в инновационность19 февраля Центр корпоративного развития Института инноватики (ИИ) ТУСУРа провел семинар «Проекты подразделений и использование их результатов в ТУСУРе (на примере проекта «Корпоративная культура ТУСУРа») для сотрудников и студентов вуза. Были представлены результаты проекта по разработке нового видения корпоративной культуры нашего университета. На семинаре предполагалось обсудить возможные способы употребления этих результатов другими подразделениями.

Проект «Корпоративная культура ТУСУРа» включал исследование, аналитику и разработку перспективных проектных направлений корпоративного развития ТУСУРа на 2009 год. Основные результаты работы по проекту были представлены в документе, названном «Рабочая тетрадь», которую раздали всем участникам. Однако семинар предлагал не просто некий отчет о проведенной деятельности. Главная задача семинара - попробовать выработать способы употребления этих результатов другими подразделениями, заинтересованными в них.

Проведенная в 2008 году Центром корпоративного развития работа показала, что в работе кафедр и других подразделений постоянно появляются новые идеи и проекты, у которых есть свои интересные результаты, и эти результаты признаются важными внутри подразделения. Но часто эти результаты не фиксируются в традиционной вузовской системе существующих учета и контроля, что приводит к потере энергетики сотрудников ТУСУРа, к нежеланию что-то делать, к невосприимчивости к новшествам.

При этом «рывки в инновационность» многих европейских университетов были сделаны за счет того, что в них были названы и перечислены неучтенные до этого ресурсы, которые стали работать на развитие университетов. Действия в этом направлении могут начаться с запуска переговорных площадок, где можно содержательно обсуждать вопросы развития вуза и смотреть, какие из неучтенных результатов действительно работают на его развитие, и, следовательно, какие идеи и проекты надо усиливать и поддерживать. Организацию таких переговорных площадок Центр корпоративного развития считает одной из своих задач. Для этого и был проведен этот семинар. Такие события призваны усиливать внутреннюю интеграцию в университете, его адаптацию к внешней среде, готовность университета к запуску изменений.

Что говорит о способах запуска изменений в университетах мировая практика? В 1998 году профессор Калифорнийского университета (США) Бартон Кларк опубликовал книгу «Создание предпринимательских университетов: организационные пути трансформации», где он описал десятилетний опыт запуска изменений в пяти европейских университетах, вставших на инновационный путь развития. Университет предпринимательского типа появляется благодаря нескольким факторам. Во-первых, это усиление управления за счет того, что подразделения университета включаются в управление вузом. Во-вторых, должна расти роль нетрадиционных для системы высшего образования подразделений, решающих новые для университета задачи, создающихся бок о бок с факультетами как второй основной путь концентрации университетской деятельности. В-третьих, необходима диверсификация источников дохода: предпринимательский университет зарабатывает различными способами, а не только получает финансирование от государства. В результате в университете изменяется доминирующая система убеждений и формируется корпоративная культура, в которой изменения (в том числе те, которые касаются коммерциализации) признаются ценностью.

Какие же изменения в ТУСУРе видится важным запускать в первую очередь? Важнейшими стратегическими направлениями работы были названы обеспечение преемственности научной и инженерной культуры деятельности в ТУСУРе, формирование четкой кадровой политики, формирование предпринимательской культуры деятельности и развитие культуры использования интернет-пространства для повышения качества управления вузом и для развития инновационных технологий в образовательном процессе.

По итогам семинара возник ряд инициатив со стороны деканов и зав. кафедрами по возможным следующим шагам совместной работы по теме семинара. В настоящее время через встречи и переписку вызревают темы новых переговорных площадок.

Отзывы некоторых участников о семинаре:

М.Т.Решетников, директор ИДО ТУСУР: «Видно, что проделана большая серьезная работа. Это не значит, что я со всем согласен, что прозвучало на семинаре, но очень хорошо, что она вообще начата, и эта работа, безусловно, должна продолжаться».

Н.Е.Родионов, кафедра ЭлеСи: «Очень рад, что такая структура появилась в ТУСУРе. Я обнаружил ее совершенно случайно: в одном из «Радиоэлектроников» сотрудники Центра писали про проведенные ими семинары, посвященные форсайту, и я, прочитав, подумал, неужели в ТУСУРе есть люди, которые «про форсайты понимают». Очень здорово, что вы есть, такие молодые, амбициозные, не боящиеся трудных задач. Я считаю, что любая организация должна иметь подразделения, которые осуществляют аналитические работы. Вы очень похожи на такое подразделение.

Для того чтобы сформулировать новую миссию ТУСУРа, нам надо ответить на вопрос: что есть будущее образование? Где есть ТУСУР в будущем образовании? Как он будет это образование строить? Настала эпоха радикального пересмотра концепции и образа образования во всем мире. И построенные вами карты миссий и стратегий ведущих мировых университетов об этом же говорят».