Дайте свет!- Привет, Марин, как дела?

- Привет! Да как… вот, света уже третий день нет в общежитии. Я, конечно, слышала, что трансформатор "полетел", но за столько дней можно же его заменить?! Дожились, теперь на студентах так экономят, электричество выключают! Кстати, ты же в "Радиоэлектронике" работаешь, может, узнаешь, в чем дело, а то мы скоро замерзнем без света!

Да, подумала я, надо с этим что-то делать, и отправилась к проректору по хозяйственной работе ТУСУРа Олегу Ефимовичу Трояну и главному энергетику нашего вуза Владимиру Григорьевичу Воротникову с множеством вопросов.

- В связи с чем на несколько дней был отключен свет в общежитиях ТУСУРа?

- Любая техника рано или поздно когда-то вырабатывает свои ресурсы, – ответил мне Олег Ефимович. - В ведении ТУСУРа есть несколько подстанций, которые по договору обслуживаются подрядной организацией. На подстанции ТУСУРа в студенческом городке находится трансформаторная подстанция, которая имеет два трансформатора по 600кВА. Они обеспечивают электричеством общежития нашего вуза (№4, №5, №6) и два жилых дома - Лыткина 4 и 6. Возле общежития №4 находится трансформаторная подстанция 671-26, к которой подключены общежития номер четыре, пять, шесть.

- Когда свет был отключен впервые?

- Вечером в субботу, 14 февраля, "вылетели" высоковольтные вставки. Сразу же приехали специалисты и заменили вставку, но через два дня она вновь перегорела. В понедельник произошло полное отключение этого трансформатора. Тут же была собрана комиссия, которая пришла к выводу, что один из трансформаторов вышел из строя и его нужно заменять.

- И какие действия вы предприняли дальше?

- Нужно сказать, что срок службы этого трансформатора составлял 25 лет. Проработал он гораздо больше. После того как комиссия выяснила, что трансформатор нуждается в ремонте и подлежит замене, самое оперативное что можно было сделать на тот момент - во вторник поставить новый. Поэтому в понедельник все здания были переключены на другой рабочий трансформатор. Но так как всю нагрузку один трансформатор не мог выдержать, мы были вынуждены сделать ограничение нагрузки.

- Как отреагировали студенты на отключение электричества?

- В ТУСУРе дирекция студенческого городка, профком студентов и проректор по хозяйственной работе два раза в год организовывают встречи со студентами, на которых ребята обычно задают все интересующие их вопросы. Так уж вышло, что в этом году это собрание совпало по времени с аварийным отключением электричества. Во вторник я встретился со студентами, проживающими в общежитии №4. Они еще не знали причин отключения электроэнергии, поэтому негодовали. Я им все объяснил, убедил их в том, что трансформатор у нашего подрядчика есть, и завтра он будет заменен. Студенты, естественно, поверили. А в среду вечером выяснилось, что трансформатор оказался не той мощности - вместо 630кВА - 400кВА. Конечно, можно было бы поставить и его (смена трансформатора занимает менее четырех часов), но так как он маломощный, перегрузка была бы неизбежна и он тоже вышел бы из строя. Естественно, в тот момент мы с подрядчиком попали в тупик. Тем более, что в среду состоялась следующая встреча, уже со студентами общежития №5, которым ситуация была объяснена уже с новыми сложившимися обстоятельствами. Чаще всего нам звонили родители первокурсников, но мы им объясняли причину отключения света, и они так же, как и студенты, относились к нам с пониманием.

- А вы обращались за помощью в другие инстанции?

- Безусловно, после того как выяснилось, что тот трансформатор, который у нас есть, не подходит, мы обратились в ООО "Горсети". Его специалисты подтвердили факт выхода из строя трансформатора и предложили сделать предоплату за работу по замене на исправный. Вместе со стоимостью трансформатора сумма составила 480 тысяч рублей. Но так как ТУСУР является государственным вузом, просто взять и отдать такую сумму мы не можем. Мы написали гарантийное письмо на имя Владимира Тихоновича Резникова, генерального директора ООО "Горсети", он отнесся к ситуации с пониманием и в четверг сказал, что в пятницу днем свет будет. В этот день как раз была встреча с ребятами из общежития №6, в КЦ "Дебют". Пришли более 400 ребят, причем не с пустыми руками, а с протоколом, где были изложены претензии по отключению света. Его подписали 450 студентов.

-Когда в итоге включили электричество?

- В пятницу днем, 20 февраля. В итоге более тысячи студентов были без электричества четыре дня. Конечно, замена трансформатора произошла бы оперативнее, если бы со стороны ООО "Горсети" мы нашли взаимопонимание изначально.

- В ТУСУРе раньше подобные ситуации были?

- Были и похуже, когда происходили повреждения кабелей, проложенных в траншее.

(Тут в наш разговор включился Владимир Григорьевич Воротников, главный энергетик ТУСУРа)

- Тогда было произведено отключение электричества на неделю. Конечно, было бы хорошо, если трансформатор, подобный тому, что вышел из строя, был в запасе университета. Но по закону у нас на складах не должно быть излишних объектов.

- Есть ли еще какие-нибудь причины, помимо временных, по которым трансформатор пришел в непригодность?

- Во-первых, мы все прекрасно понимаем, что когда на улице минус 20, в комнатах у студентов низкая температура. И они с помощью различных обогревателей начинают ее поднимать. Студенты пользуются трех-, пятикиловаттными обогревателями, как бытовыми, так и самодельными, а это уже угрожает пожарной безопасности зданий. Ситуация осложняется тем, что этой зимой к нашей электросети несанкционированно подключились два жилых дома: год назад они запитывались от другой подстанции (ООО "Горсети"), но их подвесной кабель срезали.

- Сейчас продолжается борьба за то, чтобы жилые дома отключили от подстанций ТУСУРа?

- Руководство ТУСУРа неоднократно ставило в известность о сложившейся ситуации управляющую компанию ООО "Жилремсервис", УМП "УК Жилремэксплуатация", ОАО "Томские коммунальные системы", просило отключить дополнительную нагрузку с подстанций ТУСУРа. На сегодняшний день трансформатор, конечно, поменяли, но жилые дома так и остались подключенными на нашей подстанции. Гарантий, что подобного отключения электричества не повторится, у нас нет! Надеемся, что в ближайшее время департамент ЖКХ займется отключением жилых домов от нашей трансформаторной подстанции. В свою очередь, мы еще раз приносим свои извинения студентам за столь некомфортные условия. Спасибо ребятам за то, что они отнеслись к данной ситуации с пониманием. Прежде всего, это показало, что у нас действительно умный и технический вуз. Очень хорошо, когда ребята понимают, что трансформатор на подстанции - то же самое, что и сердце у человека!