120 км - бодрячкомЕсли вы хотите весело провести время, не уезжая далеко от Томска, тогда эта затея для вас! Хочу рассказать в этом очерке о недавно прошедшем походе по Кемеровской и Томской областям.

Мысль о том, что можно отправиться осенью пеший поход, была навеяна мне еще на строительстве Майского слета (конец апреля) и все лето крутилась в голове. И вот не за горами октябрь, группа и сроки определены, пора ехать.

Старт нашего похода состоялся 30 октября в известном многим музее-заповеднике "Томская Писаница". Место стоит посмотреть, особенно когда там хорошая погода. В "писанице" мы единственный раз за весь поход встретились с медведем, который был в зоопарке. Помимо представителей флоры и фауны, нам представилась возможность увидеть жилища древних людей, календари, различные каменные и деревянные изваяния. Говорят, что там есть еще скала с наскальными рисунками, но на нее мы посмотреть не смогли - она была на реставрации.

Погуляв вдоволь, осмотрев местность и промокнув под дождем, группа собралась в небольшом кафе, чтобы выпить чаю и обсохнуть, а также перепаковать рюкзаки, кому необходимо. Администрация без долгих разговоров пустила нас внутрь вместе с рюкзаками и даже была очень рада, что мы пришли, поскольку туристы в этом месте появляются нечасто.

Собравшись с духом, мы вышли навстречу неизвестному. Идти пришлось недолго, день уже подходил к концу. На ночевку встали возле одинокой березы недалеко от небольшого бурелома. И тут начались наши приключения! В округе не было ни одной сухой травинки, не говоря уже о дровах. В итоге разжигание костра растянулось на полтора часа, а кипячение воды для ужина - на целую вечность. Уже в этот вечер каждый участник похода мог похвастаться умением "синхронно" раздувать костер с помощью различных подручных предметов. Зрелище было очень примечательное: большая часть группы сидит и обмахивает костер со всех сторон, как будто говоря: "Только гори, а мы все сделаем!"

Наши старания не оказались напрасными. Мы поели. И даже попытались перед сном посушить дрова на утро, что увенчалось небольшим успехом. Когда вновь начавшийся дождь окончательно залил костер, мы пошли спать.

Второй день похода я бы назвал так: "Учимся работать с картой, оценивать пройденное расстояние и ходить. Быстро ходить". Проснувшись и, на этот раз более удачно, приготовив завтрак, мы покинули бивак и пошли к берегу Томи. Утреннее небо не предвещало нам ничего хорошего в плане погоды. Так оно и вышло. Идти к берегу через поле по высокой траве было тем еще удовольствием. "Приятно" было ощущать, как вода с травы стекает по мокрым штанам в ботинки, наполняя их и остужая ноги. Не прошло и полгода, как мы вышли на хорошую проселочную дорогу и зашагали по ней вдоль берега в сторону деревни Пача. Идти предстояло еще долго - весь день. Пейзаж вокруг нас не оставался постоянным: постепенно берег становился круче, а потом и вовсе превратился в скалистый овраг. Впереди завиднелась Пача, но чтобы прийти в нее, нам предстояло еще перебраться через речку, которая течет мимо поселка. Найдя на речке поваленное деревце с кучей мусора и накиданных досок, мы условно посчитали это переправой и переправились. В Паче зависли на целый час. Очень всем хотелось что-нибудь купить в местных магазинах, и поэтому скорость группы резко замедлилась. Вышли из Пачи и шли до обеда. Это был единственный в своем роде обед, который был сварен на костре. Больше таких не было. Про промежуток времени от обеда до вечера можно сказать только одно: нам все время казалось, что мы быстро идем, и все разочаровывались, глядя в карту, потому что карта неумолимо показывала пройденное расстояние. Оно было небольшим. К концу дня стало ясно, что норму пройти мы не успеваем, а это значит, что на следующий день идти придется больше. С этой мыслью я лег спать и долго не мог уснуть - палатки наши стояли на склоне, и все мы в эту ночь ехали куда-то вниз...

120 км - бодрячкомТретий день. Позавтракав и настроившись на быструю ходьбу, мы попрощались с местом нашей ночевки, зарекаясь в очередной, а для кого-то в первый раз, что никто никогда не будет больше спать на склоне. Пошли по азимуту, надеясь, что это нам поможет. Помогло. Через какое-то время на горизонте показалась какая-то деревня. Она была ничем не примечательна. Мы даже не встретили там людей. От этого места вела грунтовая дорога в Нижнюю Тайменку. Цель была относительно близко. Интересно то, что на противоположном берегу тоже есть Тайменка, правда, Верхняя. По каким критериям определялся верх и низ у поселков, находящихся на равнине, мы определить так и не смогли. Нижняя Тайменка отличилась отсутствием администрации и официальных магазинов, а также тем, что мы купили в ней молока и устроили обед на автобусной остановке.

Про автобусные остановки в нашем походе вообще можно написать оду. Они есть в каждом, даже самом маленьком поселке, причем везде одинаковые, с урнами и крышей. После первого обеда в Тайменке они нам так понравились, что мы пользовались впоследствии любой возможностью посидеть на такой остановке, укрыться от дождя, ветра, сделать перекус. Но не будем больше об этом.

Идти от Тайменки до следующего поселка было одним удовольствием - в небе светило солнце, предоставляя последнюю возможность погреться под своими лучами перед долгой зимой.

Остаток дня пролетел не особо интересно. Сегодня у нас был шанс пройти норму, и мы им воспользовались. Ночевка в этот день не показалась нам суровой, поскольку за три дня все уже привыкли к раздуванию костра и сырости в палатках.

День четвертый. Утро ознаменовалось замечательным переходом по грязи. Килограммы ее налипали нам на обувь, замедляя темп движения до критического. И снова дождь, но он не был столь заметным, как в первый день. Дошли до станции Тальменка. Вспомнили, что где-то рядом находятся Тутальские скалы, на которые ТАКТовцы часто выезжают для проведения тренировок и соревнований, ностальгия! Сколько людей получили здесь свой первый опыт работы на скалах... На станции не нашли никого кроме толстой тетки в будке, которая сидела перед пультом и переключала семафоры на железной дороге. Как добраться до следующей деревни, она нам не подсказала. И мы вновь пошли по азимуту. Умение изредка поглядывать на компас не оставило нас без успеха. Вышли в поселок Шахтер. Купили молока и пряников и решили через переход сделать обед. Трапезу устроили прямо на обочине дороги, которая вела не туда, куда нам нужно. Водители проезжающих изредка машин очень удивлялись нашей автономности, кто-то даже остановился, чтобы спросить, кто мы такие и куда идем. Пообедав и пройдя еще ходку, мы свернули с дороги и пошли через поле. Где-то вдалеке мерещился поселок, дойти до которого удалось только к вечеру. Там мы и заночевали.

Пятый день. Утром было два поселка, а затем целый день мы любовались только полем. Несколько раз сбивались с дороги, потом шли вдоль ЛЭП, находили дорогу снова. При этом еще мокли под дождем. К концу дня, когда надо было уже искать ночевку, вышли на дорогу, которая вела в Пашково, очень обрадовались, но не пошли по ней, а оставили на завтра. Отправились в поле к осинникам и заночевали. Мысль об отсутствии воды беспокоила меня. Но беспокойства были напрасными: невдалеке от нас начинался овраг, в котором удалось обнаружить родник с вполне пригодной водой. Поужинав и поговорив на разные темы, мы пошли спать.

Шестой день, вопреки моим ожиданиям, оказался последним. Проснувшись утром, мы поняли, что все наши вещи окончательно промокли. Позавтракали, вышли на дорогу. Уже через час все грелись на автоостановке в Пашково. Местные жители с сожалением поглядывали на нас. Все же в дождь идти не очень приятно... Следующей нашей целью был поселок Косогорово, в который мы шли до обеда. Оказалось, что в поселке в это время года живет всего десяток человек. Узнав дорогу дальше, мы ринулись вперед. У группы был шанс дойти в этот день до финиша и не ночевать в мокрых спальниках. Осознавая это, мы шли очень быстро. И успели к концу дня прийти в Ярское. Уже в темноте нашли остановку, узнали, что автобус нам ждать еще два часа и с бодрым настроением устроили перекус. Все оставшееся время до автобуса мы провели в разговорах о прошедшем походе.

Мероприятие удалось на славу. Приятно было смотреть на немного уставших физически, но отдохнувших духом людей. В автобус сели с мыслью: "А может, теперь в двоечку сходим?!" Не прошло и часа, как мы были уже в городе. Девять человек, сдружившиеся за эти шесть дней, разошлись по своим домам, чтобы вернуться к обыденной жизни. И пусть оставшиеся в памяти впечатления сделают ее не такой сложной. Спасибо участникам за пройденный маршрут!