Кибер... что? - Смотри, опять пошел, надолго? - спрашивала сидящая на лавочке бабушка своего внука.

- Нет, всего на часок!!! - торопливо отвечал ей тот в ответ.

- Каждый день он ходит в этот Интернет, играет во что-то там, куда родители смотрят!

Да, действительно, в наш век развивающихся технологий чего только не придумают, каких только игр нет. И если раньше наши папы и мамы играли в жмурки и прятки, а мы - в тетрис и Sony Playstation, то теперь подрастающее поколение не обделено разнообразными компьютерными играми. А если бы бабушка знала, что эти игры повлияют на ее внука положительно и, скажем так, лет через десять он поступит в ТУСУР, а через 15 станет выдающимся программистом и займет первое место в мировом чемпионате по киберфутболу, что бы она говорила тогда?

Скорее всего, прочитав последнее предложение и увидев слово «киберфутбол», вы задумались, а что же это? Киберфутбол - это популярный во всем мире вид студенческих интеллектуальных развлечений, пришедший из Японии и Южной Кореи. Киберфутбол - это футбол роботов, которые представляют собой машины вроде кубиков на двух колесиках. Эти роботы-кубики (по пять роботов в команде) ездят по специальному полю и пытаются забить мяч в ворота соперника, ну и, разумеется, не пропустить гол в свои. Следит за всем видеокамера, подвешенная над полем на высоте 2,5 метра. Данные от камеры попадают в компьютер, который и управляет роботами. То есть управляют этими роботами не люди, а программа. Это есть «железный» киберфутбол.

В России киберфутбол пока не очень развит, есть группы в Москве, в Московском госуниверситете, которые занимаются этим «спортом». А еще у нас в ТУСУРе, в ТМЦДО тоже готовятся группы студентов для участия в киберфутбольных баталиях. Этим видом интеллектуального киберспорта у нас в университете занимаются уже в течение трех лет. Имеются роботы - участники команд, специальные видеокамеры и футбольные поля. Пока наши студенты только готовятся принять полноценное участие в чемпионатах, создают программное обеспечение, разрабатывают алгоритмы поведения роботов, моделируют игровые ситуации. Но вот играть в «виртуальный» киберфутбол может каждый и совсем без «железных» компонентов.

Матчи «виртуального» киберфутбола проходят на экране компьютера. Соперники создают алгоритмы-стратегии, которые затем загружаются в программу-симулятор и ведут абсолютно самостоятельную игру на победу.

Первый чемпионат ТУСУРа по виртуальному киберфутболу состоялся 11 октября. Руководитель оргкомитета мероприятия, заместитель начальника учебно-методического отдела ТМЦДО - Евгений Станиславович Шандаров рассказал мне где, когда и как прошли соревнования.

- Когда было анонсировано проведение чемпионата?

- В конце августа была размещена информация на сайте ТМЦДО, где всем студентам ТУСУРа предложили поучаствовать в этом соревновании. Мы понимали, что срок для создания своих стратегий «с нуля» - небольшой и немногие ребята сделают хорошие программы за столь короткое время. Поэтому была сформирована группа тренеров-консультантов, сотрудников ТМЦДО. В нее вошли Константин Шатлов и Александр Романенко. Они занимались разработкой методических указаний по написанию стратегий и отлично разбираются в данном вопросе. Тренеры оказывали помощь участникам как в online-режиме, так и при непосредственном общении. Замечу, что те студенты, которые активно пользовались помощью консультантов, и стали в результате победителями чемпионата. Так что, полагаю, поддержка тренеров пришлась кстати.

- Со сроком проведения чемпионата Вы определились заранее?

- В этом году ТМЦДО исполнилось 10 лет. Чемпионат должен был стать одним из юбилейных мероприятий. Кроме того, как все знают, 10-12 октября в Томске проходил «Инновационный форум». Нам показалось весьма логичным связать эти события по времени. Конечно, с одной стороны, мы ожидали большей активности студентов, но с другой, понятно, что в начале учебного года у них и без чемпионата масса забот. Тем не менее, число зарегистрированных участников составило восемь человек, то есть было предоставлено восемь программ-стратегий. В этом случае, по регламенту чемпионата FIRA (ассоциация, которая продвигает интеллектуальные развлечения в мире), игры проходили по схеме «Double elimination». Руководство СБИ «Дружба» любезно согласилось предоставить нам для проведения игр одно из своих лучших помещений с мощным мультимедиа-проектором и большим экраном. Было очень приятно видеть в зале не только участников, но и болельщиков.

-Каковы результаты игр?

-Призовые места распределились следующим образом:

I место - Алексей Николаевич Качалов, команда «Dipsoclub», кафедра промышленной электроники; II место - Василий Васильевич Туран, команда «tbb», ТМЦДО; III место - Антон Олегович Костин, команда «Valli», кафедра электронных приборов. Победителям были вручены ценные призы. За первое место - цифровой фотоаппарат, за второе - музыкальный плейер, за третье - мобильный телефон.

На мой взгляд, все победители действительно представили очень хорошие стратегии. Они показали динамичную, яркую и оригинальную игру. Обладатель первого места в предварительных играх проиграл своему сопернику, а в суперфинале ему удалось победить. Это футбол, поэтому здесь возможны разные случайности. Ситуация на поле непредсказуема - она зависит от разных факторов.

- Есть ли планы, связанные с этой игрой, например, поиграть, скажем так, с московскими студентами?

- Московские ребята уже участвуют в соревнованиях по «железному» киберфутболу, мы пока нет. Наша задача: ко Дню Радио (7 мая 2009 года), нашему общему празднику, закончить разработку всего комплекта программного обеспечения, необходимого для участия в соревнованиях. А пока с помощью виртуального робобола мы приобретаем навыки, которые пригодятся нам при игре в «железный».

- И какие же?

-Плюс виртуального киберфутбола заключается в том, что стратегии, которые применяются в нем, могут быть использованы и в «железном». Таким образом, те наработки, которые были сделаны нашими чемпионами, никуда не пропадут, они будут внедрены и развиты в систему «железного» киберфутбола. Киберфутбол – это прежде всего игра, где необходимо написать программу, которая будет вести себя неким определенным образом. Мы собираемся внедрить в учебный процесс ТМЦДО курс лабораторных работ по созданию стратегий виртуального киберфутбола. Кроме того, этот курс будет предложен для работы студентов в рамках предмета информатики и на кафедрах всего университета. Нам кажется, что будет очень интересно делать лабораторные работы не только на некие абстрактные темы, но и, возможно, для дальнейшего участия в соревнованиях.

Да, Евгений Станиславович Шандаров подробно рассказал о проведении игры и о самом кибефутболе. А что же думают об этом мероприятии участники, например призер, занявший первое место - Алексей Качалов (на фото слева), команда «Dipsoclub», кафедра промышленной электроники.

-Алексей, как ты узнал о проведении данного конкурса?

-Начнем с того, что меня всегда интересовали роботы, футбол и программирование. А здесь все это слилось в одно целое.

Первый раз объявление о проведении конкурса по киберфутболу я увидел на сайте ТМЦДО еще в августе, а потом информация появилась на главной странице сайта ТУСУРа. В сентябре я принял решение, что буду участвовать.

-А раньше что-нибудь слышали о киберфутболе?

- Пару раз, и то, что он есть только за рубежом. Знал, что это прототип обычного футбола, выигрывает тот, кто забьет больше голов, только соревнуются не люди, а роботы. Это сейчас, после матча я, заинтересовавшись, узнал, что соревнования проходят каждый год, в них принимают участие более 400 команд. В этом году, например, они состоялись в Австрии.

-Много времени ушло на создание стратегии? Сложности были?

-У нас, участников, была одна задача, которая заключалась в том, чтобы написать стратегию - программу, которая бы управляла пятью роботами через эмулятор киберфутбола. Нужно было сделать поведение роботов не таким хаотичным, а более упорядоченным, чтобы была четкая логика поведения у каждого робота, то есть вратарь должен выполнять вратарские функции, защитник - защищать, нападающий - держаться возле чужих ворот и пытаться забить гол. Сложности были на первом этапе: как запустить роботов, сделать так, чтобы они двигались (у каждого робота есть два двигателя). На написание нужной программы у меня ушло две недели. Мне в какой-то мере повезло. Дело в том, что я сломал ногу на настоящем футболе, сидел дома, поэтому у меня было много свободного времени.

- А как писалась программа?

- Организаторами игры нам был предоставлен симулятор программы, все данные. Был показан пример, как управлять роботами, предоставлялась техническая поддержка по ICQ. Мы могли задавать вопросы и довольно оперативно получали ответы. Так как конкурс проводился впервые, многое было непонятно.

- В чем твоя стратегия отличалась от той, что предложили соперники?

- У каждого моего игрока была своя функция. У других участников, например, по 4-5 игроков вместе с вратарем бежали за мячом, пытаясь атаковать соперника. У моих же роботов была своя зона на поле, поэтому они не мешали друг другу. Где бы мяч ни находился, там везде был мой робот, может, и один, но это все равно давало преимущество во времени.

Порой даже один робот против трех эффективно действует.

- Победа легко далась?

- Мне было интересно, какие же стратегии представят соперники. Так как чемпионат проводился впервые, ожидать можно было всего. В день соревнований было много эмоций. В полуфинале я уступил, но удача оказалась на моей стороне, и в финале я выиграл.

Автор: Кристина Паутова