А как у них? Все мы, студенты нашего замечательного вуза, живем и учимся, ходим на концерты и посвящения, празднуем День радио, но задумывались ли мы когда-нибудь, как выглядела бы наша жизнь, поступи мы в другой университет, который находится в другом городе. Я однажды задумалась, а произошло это прошлым летом, когда после первого года учебы мы с одноклассниками снова собрались. Кто-то остался в Чите, кто-то, как и я, поступил в Томск, а кто-то поехал покорять столицу. До нашей беседы я и не подозревала, что самоуправление в разных вузах может быть организовано столькими способами! Поэтому, когда этим летом мы в очередной раз собрались вместе, решили попробовать рассказать об этой «другой жизни» с помощью средств информации, которые есть в наших университетах. Так и родилась идея этой статьи. А что из нее вышло, смотрите ниже.

Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

В нашем университете формой студенческого самоуправления является студенческая профсоюзная организация. О профкоме нашем мы, конечно, информированы, но все-таки я считаю, что не лишним будет сравнить его структуру с той, что развивается в других университетах. Итак, как же обычный рядовой студент ТУСУРа может участвовать в самоуправлении?

У профсоюзной организации ТУСУРа есть своя структура, элементы которой охватывают все сферы студенческой жизни.

Во-первых, каждый студент может поучаствовать в выборе руководящего состава профсоюзной организации, поучаствовав в студенческой профсоюзной конференции.

Во-вторых, на каждом факультете ведет свою работу профбюро факультетов, где студенты могут обозначать и решать волнующие их вопросы и задачи. Например, совсем недавно на РТФ представителями профбюро была организована встреча с деканом факультета, где студенты смоги высказать свои предложения по поводу организации учебного процесса.

А как у них? С помощью профбюро можно принять участие во многих общетусуровских мероприятиях и конкурсах, организованных администрацией вуза совместно с профсоюзной организацией. Например, в шествии на 7 мая, «Первокурсник ТУСУР». Немного менее глобальные, но от этого не менее интересные мероприятия проходят и в масштабах факультетов (к примеру, конкурс «Мистер ФВС» или традиционные посвящения и Дни кафедр).

В-третьих, включиться в работу профкома можно с помощью комиссий: рекламно-информационной, культурно-массовой, социально-правовой и комиссии общественного контроля. Думаю, уже из названий понятно, чем каждая из них занимается.

Конечно же, важнейшая роль в системе самоуправления ТУСУРа принадлежит студенческим советам общежитий. Студенческие советы представляют интересы студентов, проживающих в общежитии, организуют работы по самообслуживанию общежитий, координируют культурно-массовую, физкультурную работу.

Еще одной формой самоуправления является студенческий отряд охраны правопорядка. На него возложена миссия поддержания правопорядка в студенческих общежитиях.

С 2004 года Профсоюзная организация и администрация университета ведут работу по возрождению и развитию студенческих отрядов.

Вот так в свободное от учебы время наши студенты добровольно участвуют в творческой, социально полезной и социально значимой жизни вуза.

Наша профсоюзная организация действует на основании Положения (утвержденного в соответствии с Уставом профсоюза), а также на основании коллективного соглашения с администрацией вуза.

Важно отметить, что остальные формы студенческого самоуправления сравнительно молодые и основываются на опыте и документах профсоюза.

А вот как студенты «самоуправляются» в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (материал предоставлен студентом третьего курса факультета кибернетики МИРЭА Сергеем Елизовым).

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) - один из крупнейших институтов России. В нём обучаются около 16000 студентов. И конечно же, в таком крупном вузе очень развито студенческое самоуправление! Уже в 1992 году студенческим активом МИРЭА была организована Межрегиональная молодёжная общественная организация «Студенческий союз МИРЭА». Сейчас в этой организации около семи тысяч членов: студентов, аспирантов и молодых сотрудников института. В 2003 году по итогам конкурса Министерства образования Российской Федерации на лучшую модель студенческого самоуправления в вузе Студенческий союз МИРЭА был признан одним из лучших в России и с тех пор удерживает свое лидирующее положение.

Главным «управляющим звеном» Студ-союза является конференция - собрание представителей от групп с каждого факультета. Здесь выбирают Комитет Студенческого союза, его председателя и секретаря. На каждом факультете МИРЭА есть отделения организации. Информационными центрами Союза являются газета МИРЭА «Ступени», сайт www.sumirea.ru и новостные выпуски, которые транслируются на плазменных панелях-телевизорах в холле.

Самое интересное мероприятие - это ежегодный зимний лагерь-семинар актива «МЫ - команда», который позволяет проявить себя и активистам, и новичкам, раскрыть таланты, познакомиться с новыми яркими личностями. Каникулы на выезде превращаются в увлекательное шоу, состоящее из тренингов, семинаров, игр, конкурсов, импровизационных сценических вечеров и ночей.

  Сделать жизнь студентов интереснее, насыщеннее и предоставить им возможность для самореализации - это самая важная задача активистов МИРЭА. Проведение праздников, фестивалей самодеятельности, команд КВН, авторской песни, выставок, выездов, конкурсов с призами и наградами - это каждодневная работа Студ-союза. Кроме этого, организуется ряд проектов. «День Первокурсников» – большой концерт с участием приглашенных звёзд. «КВН первого курса», где новички показывают, какие они веселые, смелые и находчивые. Конкурс «Мисс МИРЭА», победительница которого представляет вуз на «Мисс студенчество». Праздник «Open-air MIREA» проводится в честь дня рождения студенческого союза МИРЭА с участием рок-групп и известных ди-джеев. «Школа выживания» при поддержке МЧС РОССИИ проверяет умения студентов действовать в экстремальных ситуациях, таких как пожар, захват заложников, разбор завалов, оказание первой медицинской помощи.

  Одним из достижений Студенческого союза является Терминальная станция МИРЭА, где, заполнив анкету, любой желающий обеспечивается информацией от фирм и учреждений по вакансиям для временного трудоустройства, по дополнительному образованию и проведению досуга и отдыха в городе.

Для меня Студенческий союз МИРЭА является одной большой семьёй. Однажды попав в неё, не хочется уходить. Я приобрел в Студ-союзе очень много интересных, весёлых, а главное, настоящих друзей.

А как у них? А вот материал из Читинского государственного университета (написан студенткой Екатериной Турченко) - сравнивайте!

В феврале 2002 года в Институте экономики и управления при ЧитГУ был создан Студенческий Совет - первая студенческая организация, во главе которой стоит избираемый студентами Президент. Членами студенческого совета являются старосты всех академических групп, профорги групп, а также все, кому небезразлична судьба собственного института. Выборы студенческого Президента проводятся ежегодно в ноябре. Стать кандидатом на пост Президента может любой студент Института экономики и управления дневной формы обучения с 1 по 4 курс. Для выдвижения своей кандидатуры любому желающему необходимо заполнить подписной лист и собрать 40 голосов в поддержку своей кандидатуры, затем зарегистрироваться в избирательной комиссии, получить свидетельство кандидата, а затем уже вступить в предвыборную гонку. Президент избирается простым большинством голосов от всех проголосовавших студентов ИЭиУ.

Теперь познакомимся с каждой из должностей Студенческого совета более подробно, потому как люди, занимающие эти посты, координируют все события.

Студенческий Президент. Его основная функция – осуществление взаимодействия Студенческого совета с администрацией института, он является ответственным за проведение собраний Совета студентов, назначение и координацию деятельности министров Совета, а также представляет Совет студентов ИЭиУ на заседаниях Совета ЧитГУ, на молодежных мероприятиях, в органах власти и иных организациях.

Как у любого президента, у него есть свой заместитель, а именно Вице-президент. Его основная функция – непосредственный контроль за работой министров. Вице-президент обладает всеми правами и обязанностями Президента в его отсутствие.

Студенческий cовет осуществляет большую работу по организации и проведению внеучебных мероприятий, поэтому в его структуре предусмотрены посты министров по различным направлениям.

Министр науки и образования привлекает студентов к участию в научно-исследовательской работе, в научных мероприятиях вузовского, регионального, всероссийского и международного уровней.

Министр пропаганды отвечает за оформление плакатов, листовок, освещающих мероприятия, проводимые в Институте; за распространение печатного издания ИЭиУ «Наш взгляд», за рекламу и PR проводимых в ИЭиУ и ЧитГУ мероприятий.

Министр спорта занимается организацией и проведением спортивных мероприятий в Институте, таких как ежегодная спартакиада ИЭиУ, пропагандой здорового образа жизни, а также развитием туристического направления.

Министр печати. С марта 2004 года Институт выпускает собственное печатное издание под названием «Наш взгляд», и потому в функции данного министра входит развитие журналистской деятельности в Институте, подбор материала для выпуска газеты, освещение на страницах газеты «Наш взгляд» всех мероприятий, проводимых в ИЭиУ, взаимодействие со всеми авторами, принимающими участие в написании газеты.

И последняя (конечно, не по значимости) должность - Министр культуры; он организует проведение традиционных и нетрадиционных культурно-досуговых мероприятий (написание программы мероприятия, его проведение), привлекает студентов к организации мероприятий и тесно сотрудничает с администрацией Института в целях материальной и моральной поддержки.

Три разных вуза - три совершенно разные статьи и системы… К сожалению, сказать, какая из них лучше, мы не можем, так как каждая хороша по своему, но теперь мы хотя бы знаем, что существуют разные пути решения одной задачи, называемой, «Организация студенческого самоуправления в вузе».

Автор: Александра Гроховская