Так держать!И куда же нам, журналистам, во время очередной «летней спячки» в вузе направить стопы свои, чтобы новостей разных набрать? Правильно – в приемную комиссию. Вот где в эти месяцы работа действительно кипела, а страсти (что поделаешь?) порой разгорались не на шутку. Но начали мы разговор с Валерием Николаевичем Давыдовым, начальником отдела набора и распределения студентов ТУСУРа, с информации вполне умиротворяющей.

- Этот год по сравнению с прошлым выгодно отличается тем, что в наборе у нас не было такой нервотрепки – мы перешагнули «административную яму» (если помните, в 2007 году во многих школах в связи с «перескоком» через один класс просто не было выпускников). Получив урок, в течение всего этого года мы проводили, на мой взгляд, очень активную рекламную кампанию. Начнем с того, что в ТУСУРе состоялись не один и не два, а три Дня открытых дверей.

Нашим потенциальным абитуриентам мы не только рассказали о вузе, но и (это впервые) провели акцию - дарили «спецпакеты» с блокнотами, справочниками и ручками с тусуровской символикой. К слову добавлю, что в этом году просто в небывалом количестве мы выпустили разные рекламные буклеты: вот [показывает на коробки] «Справочник абитуриента», обычно мы печатали его тиражом тысяча - две экземпляров. В этом году - шесть тысяч. И раздавали его «на всех углах», каждому отъезжающему и посетителю приемной комиссии, чтобы школьник мог найти в нем любую информацию о нашем университете.

Скажу точно: такой массированной рекламной кампании мы до этого никогда не организовывали. Но важен не столько ее объем, сколько то, что нам удалось определить наши приоритеты. А это оказалось совсем непростым делом. Никто не может сказать, где тот ключ, та кнопочка, на которую нужно надавить, чтобы управлять потоком абитуриентов. Наверное, такая кнопочка есть, но на нее одновременно давят и ТГУ, и ТПУ, и техникумы, и мы… Так вот, надеюсь, нами найдено оптимальное сочетание мероприятий и действий, на которых нужно сконцентрироваться, чтобы добиться нужного результата.

В этом году ТУСУР для привлечения абитуриентов активно использовал телевизионные средства и видеорекламу. Эффективность такой рекламы выше печатной, на мой взгляд, в несколько раз (в пять, а то и десять). Хорошим ходом стала демонстрация нашего рекламного ролика в маршрутных автобусах, которые следуют из одного конца города в другой. Две недели мы «крутили» наш ролик на светодиодном экране на Новособорной.

Что касается газет и журналов, то и здесь мы четко определились, в какие издания и какую именно рекламу надо давать: не забивать страницы газет разрозненными одиночными материалами о кафедрах, а использовать «залповый» прием, когда откупается отдельная страница или разворот, где рассказывается об университете в целом. Пропустить такую рекламу невозможно. Более того, «общая» реклама университета дает возможность сравнить специальности и кафедры, выбрать из них «свою».

Ну, и не надо забывать о том, что традиционно мы используем огромную сеть представительств нашего университета, причем разных «видов»: представительства ТМЦДО, подготовительных курсов, Школьного университета. Правда, со Школьным университетом схема набора у нас только выстраивается.

- Что еще «новенького» для привлечения абитуриентов придумали в ТУСУРе?

- При поддержке ТМЦДО и его директора Александра Фавстовича Уварова мы предприняли беспрецедентную акцию: провели нашу региональную олимпиаду для школьников бесплатно. Все расходы взял на себя университет. На эти цели ТУСУР затратил 1,7 миллиона рублей.

- Считаете, затраты оправдались?

- Да, и не только в том плане, что, узнав, что у нас олимпиада проводится бесплатно, все ринулись в ТУСУР. Между нашим университетом и абитуриентами сложились более открытые отношения. Мы показали школьникам: мы приехали не зарабатывать на вас, просто хотим с вами пообщаться, рассказать о своем университете. Конечно, отношения в этом случае складываются более доверительные.

В общем, большое спасибо нашему руководству, которое пошло на такую акцию. Главный итог: в этом году проблем с набором у нас не было.

- И какие цифры об этом говорят?

- Самый главный параметр, по которому наше министерство оценивает набор в вуз, это так называемый коэффициент К1 - соотношение поданных заявлений к числу бюджетных мест. В этом году мы более корректно считали только поданные заявления (все знают, что часто абитуриенты подают сразу несколько заявлений на разные факультеты). Конечно, в цифрах в этом году мы немного потеряли, но зато избавились от разных неясностей и путаницы. Так вот, даже «заниженный» К1 – 4,1 человека на место - в этом году выше, чем в прошлом – 3,8. Если бы мы считали как раньше, то эта цифра выросла бы до 6 - 6,2.

И средний уровень знаний абитуриентов выше, чем в прошлом году, когда мы испытывали в этом отношении некоторое недовольство, пусть и не на всех специальностях.

- Это школы «взялись за ум»?

- Не думаю. За один год невозможно изменить уровень обучения в школах. Дело в другом.

- «Хороший» ли набор - это по результатам ЕГЭ стало проще определить?

- Как раз нет, и тут я бы хотел покритиковать эту систему. Остаются полной тайной те самые контрольно-измерительные материалы, по которым проводятся экзамены, и то, как потом оцениваются работы школьников. Зачем все это нужно? Ну вывесили все билеты на сайт, пусть ребята решают. «Натаскался», говорят. Ну и что, решил ведь? На экзамене главное, чтобы ты показал свои знания, что ты понимаешь, как составляются уравнения, высчитываются логарифмы. Нет - полная тайна!

Вот и в этом году результаты ЕГЭ по математике по всей стране были провальными. Если в прошлые годы уровень двойки начинался после 37 баллов, то в этом планку пришлось снизить до 25 баллов. Когда начертили кривую оценок ЕГЭ по математике (традиционно она имела форму колокола - больше всего работ были троечными, двойки и пятерки – на «хвостиках»), то выяснилось, что она сместилась в область двоек. Если бы кривую «отрезали» как раньше, до 37 баллов, то пришлось бы констатировать, что уровень подготовки по математике в школах по всей стране неудовлетворительный.

Мы провели свое сравнение итогов ЕГЭ и нашей олимпиады и сделали вывод, что школьники глупее не стали. Возможно, задания ЕГЭ были либо слишком сложными, либо при их оценке критерии были выбраны неверно. С тем чтобы компенсировать эту ошибку, в ТУСУРе был введен коэффициент 1,3 на результат ЕГЭ по математике. И я считаю, что мы предприняли верное решение. Когда об этом нашем шаге было рассказано на заседании ГЭКа Томской области, другие университеты нас не поддержали (по федеральному законодательству у любого вуза есть возможность установить свою внутреннюю шкалу баллов вступительных испытаний, чем мы и воспользовались). Вскоре ТПУ ввел свой коэффициент, а затем к нам присоединился и ТГУ. Фактически, повторив наши действия, университеты признали правоту введения такого коэффициента.

- Что касается конкурсов на факультеты ТУСУРа...

- Условно все факультеты мы делим на две категории - гуманитарной направленности (экономический и гуманитарный) и технической - все остальные.

Как всегда, на гуманитарные факультеты ТУСУРа был очень высокий конкурс. Но вот какая штука, надо знать, как по министерским положениям этот конкурс рассчитывается. Часто, выбирая специальность, абитуриенты смотрят, сколько заявлений подано, выбирают, где поменьше - ой, всего двадцать, я тоже туда документы подам. Но не смотрят на количество бюджетных мест. В итоге получается следующее. Например, на специальности «Организация работы с молодежью» (ГФ) всего два бюджетных места. Заявлений было подано 78. Делим 78 на два, получаем 39 человек на место (это рекордный К1 этого года). Астрономическим стал конкурс и на «Финансы и кредит» (ЭФ) - 33 человека на место. Но и в целом общий конкурс на этих факультетах был очень высоким: на ГФ - 13,7 человека на место, на ЭФ - 13,6.

- Кто лидирует среди технических факультетов?

- ФСУ- 5,7 человека на место. Многие годы этот факультет соперничает с ФВС (в этом году конкурс там - 3,9 человека на место). Это разница большая. Но подобные «скачки» часто происходят потому, что абитуриенты боятся идти на факультет, где в прошлом году конкурс был высоким. Поэтому, когда рассказываешь о новом наборе, всегда надо помнить: впереди следующий. Надо не пугать ребят, нужно объяснять, что эта цифра не характеризует весь набор в целом.

На самом деле на том же факультете вычислительных систем есть специальности, где собрались отборные медалисты, будущая элита университета – те, что связаны с защитой информации. Получается, на некоторых специальностях каждый абитуриент троих стоит.

Кстати, о том, что в этом году набор «лучше», можно судить уже по тому факту, что поступать к нам пришли около 400 медалистов (в прошлом году их было 285) – это процентов на 30 больше. И жаль, когда на некоторых специальностях складывается конкурс медалистов, а значит, все медалисты лишаются своих привилегий. Это плохо в том отношении, что можно потерять замечательного абитуриента.

Часто слышишь об «обесценивании медалей», но что бы ни говорили по этому поводу, в приемной комиссии ТУСУРа имеется четкое отношение к медалистам: человек, который смог получить такое признание своих знаний и усилий, уже многого достиг. Конечно, мы сравниваем аттестаты, учитываем грамоты, и понятно, что любой заведующий кафедрой с большим удовольствием возьмет человека, который себя уже как-то проявил...

Но вернемся к цифрам. На РТФ - 2,8 человека на место. Это хороший конкурс. Самый высокий - на «антикризисном управлении»: 7,3 человека на место, на специальностях по защите информации - от 4 до 5.

РКФ - 2,4 человека на место. Здесь все специальности по конкурсу примерно «одинаковые».

ФЭТ в этом году явно подкачал - 2,3 человека на место (в другие годы этот факультет был лидером по конкурсу на инженерные специальности). Зато ФЭТ - самый активный в плане набора абитуриентов факультет. Он в значительной степени «кормит» абитуриентами весь вуз. Именно его менеджеры-преподаватели больше других факультетов ездят по регионам, рассказывая о нашем университете, производя набор на выезде. Причина «упадка» простая: здесь активнее, чем на других факультетах начали переходить на двухуровневую систему подготовки. Абитуриенты же боятся непонятных слов: магистр, бакалавр. Но все равно, невзирая на то что К1 там ниже, проходной балл высокий - на ФЭТ идут хорошо подготовленные ребята.

Есть у нас еще две структуры - ВКИЭМ и Институт инноватики, в каждой - по пять бюджетных мест. Конечно, конкурс там высокий: ВКИЭМ - 12,8, ИИ - 9,6 человека на место.

- Для Вас лично какие итоги этой приемной кампании были самыми важными?

- Самый главный итог – это хороший набор на первый курс. Надеюсь, по итогам набора мы продолжаем удерживать свои позиции в ряде регионов, а это основа для хорошего набора в будущем. Хочу отметить четкую работу большинства отборочных комиссий факультетов (как и в прошедшие годы). Тут я, наверное, немного похвастаюсь. Часто папы и мамы абитуриентов говорят - как хорошо у вас в ТУСУРе работают отборочные комиссии: никаких раздраженных фраз, никакого дергания, четкая информация и доброжелательность. В других вузах довольно часто жалуются на такую ситуацию: подал молодой человек документы на один факультет, а оказался на другом, менее востребованном. На вопрос, почему, - молчание.

Внимательность и доброжелательность стали нашими визитными карточками. Так держать!