Этих людей объединяет одна цифра - 40 лет назал они окончили наш вуз. Так и хочется по этому поводу повосклицать - мол, целая эпоха, "зрелый юбилей". Но ведь не это главное...

40 лет спустя Эдуард Федорович Яук, генеральный директор НИИ ПП.

- Я поступал в 1962 году, когда и образовывался ТУСУР. Правда, изначально мы сдавали экзамены в ТПИ, затем нас перевели в ТИРиЭТ. Наш выпуск был первым - в 1967 году мы окончили вуз.

Почему КТФ? Раньше в школе все чем-нибудь да занимались. Я - радиотехникой, конструированием радиотехнических устройств. Поэтому радиоконструкторская специальность мне больше подходила.

На нашем потоке учились четыре группы конструкторов. Три из них были «рабочими студентами». Первые полтора года мы посменно работали на производстве как обычные рабочие. Безусловно, эта система создавала проблемы для учебы. Допустим, с восьми утра работаешь до пяти вечера. Прибежишь с работы в общежитие, помоешься, покушаешь, переоденешься и дальше с шести вечера до десяти - на лекции. А после, пока в общежитие придешь, приведешь себя в порядок, засыпаешь уставшим. В восемь опять нужно быть на работе. Такой сумасшедший график. Это не супер сложно - были даже и свои плюсы. За то время пока мы работали, посмотрели, что у нас за специальность. Кто-то был настройщиком, кто-то сварщиком, токарем, слесарем... Когда мы окончили вуз, имели полное представление о своей профессии.

Сейчас я являюсь генеральным директором НИИПП. Но начал свою трудовую деятельность в ТИРиЭТе. В 1970 году вуз совместно с НИИПП создал лабораторию микроэлектроники. Я стал ее начальником, а потом перешел на работу в НИИПП.Сегодня около 35 процентов сотрудников, работающих в нашей организации, входящих в ее инженерно-технический состав, - выпускники ТУСУРа.

Что "дал" ТУСУР? Первое, понятно, - знания. Второе - умение работать с людьми. В-третьих, возможность взаимодействия с теми людьми, с кем заканчивал учиться, а также связь с вузом.

40 лет прошло... Первая мысль "по поводу" - быстро пролетело время. 40 лет назад микроэлектроника только начала развиваться (НИИПП - микроэлектронное предприятие). Те элементы, которые раньше занимали целую комнату, сейчас умещаются в ладони.

В наше время те, кто поступали в институт, в большей мере были «привязаны» к конкретным вещам. В школах все что-нибудь проектировали: кто-то - радиотехнические системы, кто-то - механические устройства. В общем, школа помимо знаний давала условия заниматься конкретной деятельностью. Сейчас эта ее функция почти не развита. Подобных кружков мало, в школьников больше закладывают информационную, теоретическую основу.

Сегодняшние выпускники очень хорошо владеют Интернетом, у них немного другое "мировоззрение" - они не привыкли работать руками, они берут информацию по всем источникам и применяют ее в своих целях. В этом есть, безусловно, плюсы и минусы. Это хорошо, когда ты что-то спроектировал, пусть даже с помощью Интернета, но ты же должен ощущать, что делаешь и как делаешь.

Пожелания студентам? С одной стороны - брать больше знаний, с другой - уметь общаться между собой. Взаимодействие между людьми очень важно в жизни. Человек может много знать, но если он не умеет грамотно общаться с другими сотрудниками, его знания так и останутся «его».

40 лет спустя Бронислав Ионович Мисевичус, гендиректор ООО "НовИнТех".

- В Томск я приехал из Иркутской области. После школы год проработал на комсомольской ударной стройке (строили Каршуновский горно-обогатительный комбинат), после этого решил отправиться в Томск. Поступил на факультет электронной техники на специальность "Промышленная электроника", тогда еще политехнического института (шел 1961 год, ТИРиЭТА еще не было).

-Почему Ваш выбор остановился именно на этом факультете и специальности?

- Я по своему складу не теоретик, а практик. Поэтому меня больше интересовали специальности, связанные с практической деятельностью, - такие как "Промышленная электроника". И потом после дипломирования я остался в ТИРиЭТе на кафедре ПрЭ, занимался научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками.

- Где работаете сейчас?

- Когда началась перестройка, я ушел с кафедры ОАСУ, где проработал пять лет старшим преподавателем. Мы создали малое предприятие - "НовИнТех" (от словосочетания «новые информационные технологии»). Это предприятие ориентировалось на разработку программных комплексов для транспорта нефти по магистральным нефтепроводам. Направление нашей работы в целом - создание больших информационных систем для компании «Транснефть» и всех ее дочерних нефтепроводных предприятий, в которых эти комплексы обеспечивают автоматизацию бизнес-процессов, связанных с оказанием услуг по транспорту нефти и товарному учету движения нефти по нефтепроводам страны. Сейчас у нас в заказчиках сама компания "Траснефть" и 13 ее дочерних нефтепроводных предприятий. Нефтепроводы этих предприятий охватывают почти всю страну: от Братска - на востоке до Брянска - на западе и от Ухты - на севере до Новороссийска - на юге. Сейчас строится нефтепровод на Дальний Восток, значит, и он окажется в сфере нашего обслуживания.

- О чем-то думается перед 40-летним «выпускным» юбилеем?

- Во-первых, о том, что великолепно делал и делает наш институт. Он научил нас учиться, постоянно обновлять знания, набирать новые. Второе: студенты ТУСУРа никогда не боятся решать непонятные проблемы. Ведь только в процессе работы можно найти нужный путь и добиться результата.

- По-Вашему, чем сегодняшние студенты отличаются от поколения 60-70-х?

- Нам удавалось совмещать многое. Например, учебу со спортом. В студенческие годы я занимался штангой, туризмом, потом ушел в академическую греблю.

И еще, нам не надо было думать, чем будем заниматься после окончания института - было четкое распределение. Можно было очень хорошо "отучиться" и добиться того, чтобы тебя оставили на кафедре для дальнейшего поступления в аспирантуру. Сейчас же молодежи нужно определиться, что ты будешь делать после вуза, где будешь работать.

-Что бы Вы пожелали студентам?

- Каждому студенту, независимо на каком он курсе, теперь нужно четко представлять, для чего он учится, ставить перед собой цель и этой цели добиваться. Учиться, чтобы просто учиться - сейчас никакого смысла нет.

40 лет спустяАлександр Федорович Селиванов, советник губернатора по вопросам безопасности

- Родился я в селе Подгорном Томской области, но в Томск приехал в 1963 году из села Красный яр Кривошеинского района, где окончил 11 классов.

Учился я на КТФ. Почему? Еще в школе увлекался радиотехникой, посещал радиокружок и пытался что-то конструировать, создавать своими руками, поэтому для меня это было очень интересно. Когда появился новый престижный вуз, я решил, что это мое.

-В чем Ваша деятельность заключается сейчас? Она как-то связана с Вашей профессией, приобретенной в вузе?

- Я думаю, что она сейчас связана косвенно. К сожалению, по специальности мне практически не удалось поработать. Я остался на кафедре конструирования и производства радиоаппаратуры. Буквально сразу меня рекомендовали на службу в органы государственной безопасности, где я прослужил 32 года.

Пригодилась ли специальность? Безусловно, пригодилась. Во-первых, я считаю, что получил в вузе системное образование, которое позволяет решать любые проблемы с точки зрения системного подхода. Любой процесс, в том числе и жизненный, как «черный ящик»: вход-выход, обратная связь. Как инженер-конструктор, я могу любое явление разложить на элементы, проанализировать и тем самым получить выводную информацию. Кроме того, косвенно как-то я сталкивался с проблемами радиотехники, когда работал в органах, поддерживал контакт с соответствующими предприятиями. Мне было легко разговаривать со специалистами, решать проблемы в области контрразведки и разведки, потому что я имел базовые знания.

Сейчас, будучи советником губернатора по вопросам безопасности, косвенно я также сталкиваюсь с этими проблемами. Буквально на прошлой неделе был в Красноярске - на симпозиуме, который называется "Безопасный город-антитеррор". Я знаю, что у нас в институте разработана подобная система - "Безопасность города". Мы попытаемся внедрить ее на практике.

Будучи руководителем управления ФСБ, я "приложил руку" к тому, чтобы в числе первых специальность "защита информации" появилась в моем родном вузе.

Поэтому думаю, что вуз не пожалел о том, что меня подготовил немножко не "по специальности".

Кстати, на наш вуз "на душу населения" приходится больше всего высших офицеров всех систем, и ФСБ, и в армии. Это показатель того, что люди здесь учатся грамотные.

- На Ваш взгляд, чем теперешнее поколение студентов отличается от "вашего"?

- Думаю, что нынешнее поколение более продвинутое. Я смотрю на своего сына, который девять лет назад окончил ТУСУР по специальности «радиотехника» (он пошел по моим стопам). Сейчас другие подходы, учебная база стала богаче. Я каждый год бываю на ежегодной встрече Ассоциации выпускников и могу судить о том, что процесс обучения совершенствуется, и рад, что наш вуз занимает достойную лидирующую позицию, не теряется престиж его специальностей.

-В студенческое время у Вас были какие-нибудь увлечения?

- Я был командиром добровольной народной дружины, участвовал в охране общественного порядка. Сейчас это движение возрождается.

Наша дружина была на очень хорошем счету. В 1966 году она получила имя Сергея Вицмана, нашего товарища по оперативному отряду, который погиб при исполнении общественного долга.

- В группе были какие-нибудь традиции?

- У нас в группе воспитывалось уважение к старшим. В группе было почти 30 человек, пятеро на тот момент прошли службу в армии. Мы их всегда и во всем слушались.

- Что бы Вы пожелали студентам?

- Оптимизма, уверенности в будущем и веры в то, что ТИРиЭТом-ТУСУРом надо гордиться и поддерживать его репутацию.

Автор: Кристина Паутова