Технологии будущего Центр корпоративного развития ТУСУРа с 13 по 19 мая провел цикл семинаров «Технологии работы с Будущим». К участию были приглашены все заинтересованные - преподаватели, сотрудники разных подразделений университета, участники проектов СБИ, студенты. Всего в семинарах участвовало около 80 чел. Эти семинары являются одним из этапов в разработке концепции корпоративной культуры ТУСУРа.

При чем тут корпоративная культура?

Основной задачей Центра корпоративного развития на 2008 год является разработка и реализация проекта «Корпоративная культура ТУСУРа». Корпоративная культура является управленческим инструментом, и необходимость в ней у университета появляется только тогда, когда у него есть стратегия - устремленность в будущее. Желаемый образ будущего должен быть описан, а конкретные действия по его достижению определены. Корпоративная культура, безусловно, должна опираться на лучшие традиции университета, но в их новом, свежем прочтении, ведь главное ее назначение - обеспечивать шаг развития.

Кому важно работать с будущим?

Корпоративная культура никогда не насаждается сверху - она должна стать результатом работы всего ТУСУРа, точнее тех людей, которым небезразлично развитие университета. Важно, чтобы в проектировании университетской корпорации участвовали заявители разных интересов, внося свой вклад в выстраивание образа будущего.

Форсайт: технология работы с будущим

Всего было проведено три семинара. Первый - «Форсайт - технология работы с будущим». О чем на нем шла речь? Научно-инновационное развитие определяется, прежде всего, инновационными разработками и новыми технологиями. Научные центры и инновационные команды предлагают десятки новых разработок, среди которых есть и «прорывные», обеспечивающие шаг в будущее, но есть и бесперспективные.

Форсайт - это инфраструктура долгосрочного технологического прогнозирования, позволяющая выявить из всего спектра предложенных разработок те, которые приведут к реализации желаемого образа будущего.

Для проектных команд, предлагающих инновационные разработки, Форсайт является ориентиром в долгосрочном временном промежутке.

Второй - «Roadmapping («дорожные карты»): технологические карты будущего». В рамках этого семинара были рассмотрены «технологические дорожные карты». «Дорожные карты» - это один из методов Форсайта, основной задачей которого является прорисовка пространства вокруг проекта (обозначение ресурсов, ключевых фигур, заинтересованных лиц) для организации разработки и внедрения новой технологии. Построение технологических дорожных карт как форма технологического планирования помогает проектам справиться с возрастающей конкуренцией на рынке, разрабатывать стратегию внедрения инноваций.

И третий - Результаты Форсайта организации Cordis «Профессии будущего: прогноз до 2015 года и дальше». Здесь были рассмотрены конкретные итоги, полученные в результате Форсайта организации Cordis. Понятно, что мир через 15 лет будет сильно отличаться от того, который мы видим сейчас. Развитие информационных технологий, биоинженерии и нанотехнологий существенно повлияет на образ жизни человека и, как следствие, на его деятельность. Будет меняться структура и организация компаний. В такой ситуации профессионалу необходимо будет понимать, какими трендами будут определяться ключевые компетенции специалистов в будущем, как будет изменяться структура и организация знаний, какие направления в науке и технике будут перспективными.

Что происходило на семинарах?

Участники заявляли свою позицию и свои интересы в нашем университете, а также пытались назвать тот временной интервал будущего, который они себе явно представляют и о котором могут думать в проектном залоге. Оказалось, что наиболее структурированно будущее видится большинству в пределе 3-5 лет, размыто - в пределе 10 - 12 лет, и совсем уже фантазийно, на уровне воображения видится то будущее, что ожидает нас за пределом 15-летнего рубежа. Поэтому встали вопросы использования предложенных технологий, которые обрисовывают будущее на 15-30 лет вперед:

Что должно произойти, чтобы наш взгляд в будущее стал более «хронозорким» (термин проекта «Стратег» www.stra.teg.ru)?

Откуда берется стратегия университета и как мы можем «вложиться» в ее формирование?

Как мы можем и хотим участвовать в ее реализации?

Главным итогом семинаров стали именно эти вопросы, вставшие перед участниками.

Каков следующий шаг?

По итогам семинаров участники составили перечень тем, обсуждение которых видится важным в связи с будущим нашего университета. Центр корпоративного развития решил провести круглый стол, где будут обсуждаться поставленные вопросы. Рабочее название первого круглого стола - "Корпоративная культура и будущее университета".

Перечень обозначенных тем не закрыт, круглые столы находятся в стадии проектирования. Присоединиться мыслями, идеями, разработками можно, связавшись с нами: e-mail: ckr@sbi.tusur.ru, тел: (3822) 42-15-79 доп. 201.

За развитием проекта можно следить на нашей страничке: http:www.tusur.ru/ru/centers/ckr/.