Стакан-лимон - это он! У рейтинговой системы, все-таки много преимуществ: именно благодаря ей слово «сессия» уже не повергает в трепет и ужас студентов ТУСУРа (что с легкостью проделывало с предыдущими поколениями). Но все равно знаменитое «от сессии до сессии...» нет-нет, да мелькнет при встрече с очередным «мучеником», судорожно сжимающим в ладонях свой «курсовик». Вот мы и решили поднапрячься и найти для страждущих полезные советы, рекомендации психологов и терапевтов и, наконец, просто приметы (все-таки иногда и соломинка помогает), призванные уберечь мозг от взрывания при подготовке к особенно сложному экзамену или зачету.

Итак, что говорят психологи? Для начала немного «заумностей». Оказывается, лишь семь процентов человеческого сознания лежит на поверхности. Хранящееся там относится к оперативной информации. Этими знаниями мы оперируем целенаправленно и осмысленно, в том числе и при сдаче экзаменов. 93 процента нашего сознания - бессознательное, куда также входит информация, полезная для сдачи экзаменов. Это то, что в нужный момент, как говорится, "выскакивает само" и "неизвестно откуда".

Сразу же возникает вопрос: можно ли перевести "бессознательное" в "сознательное"? Психологи отвечают - да. И помогает это сделать ассоциативное мышление.

Понятно, что сдать, скажем, экзамен по истории, искусствоведению или по истории культуры гораздо легче тому, кто ходит в музеи и у кого дома много альбомов по искусству. Увиденное накапливается в подсознании, а потом в нужный момент логическая цепочка замыкается, и выскакивает необходимая информация.

Психологи не устают повторять: не верьте тем, кто говорит о вреде или неэффективности зубрежки! Без зубрежки обойтись никак нельзя, что бы ни пришлось заучивать - математические формулы или законы Ньютона в физике, правила правописания в русском языке или иностранные слова, исторические даты или географические названия.

Что помогает нам заучивать или даже «зазубривать» текст? Правильно, зрительная и слуховая память. Как лучше использовать зрительную? Возьмите, например, куски обоев и выпишите на них то, что нужно запомнить (даты, формулы, стихи и т.д.), а потом разместите их в тех местах квартиры, где вы чаще всего бываете: на кухне, в своей комнате, в ванной (этот приемчик вполне подойдет и для тех, кто живет в общежитии - тут уж развесьте везде и всюду). Кстати, один психолог поделился своей находкой: очень эффективным оказалось размещение подготовленных таким образом учебных материалов в туалете. Вот уж, действительно, журнальчик не нужен.

То же самое можно сделать на карточках. Скажем, с одной стороны иностранное слово, а с другой - его перевод и примеры употребления. Кроме того, карточки хороши тем, что их можно возить с собой куда угодно и заниматься даже в транспорте.

Что касается слуховой памяти, то здесь психологи советуют читать лекции вслух и записывать их. А потом прослушивать на плеере. Этот прием имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, материал повторяется как минимум дважды: при чтении и при прослушивании (потом при желании можно прослушивать снова и снова). Во-вторых, слушать можно, занимаясь одновременно другими делами: в транспорте, в магазине, на кухне. В-третьих, вы не только получаете знания, но и укрепляете свои навыки устной речи, что особенно важно, если вам предстоит устный экзамен по этому предмету.

Очень продуктивно, кстати, заниматься с кем-нибудь вдвоем (только действительно заниматься, не отвлекаясь).

Ну хорошо, выучил, сдал... И почти сразу же все забыл. Это называется «экзаменационный шок». Чтобы не «шокировать» себя, правило одно: новые знания должны укладываться в память с толком, упорядоченно, в увязке с остальными известными вам данными. Как это ни парадоксально, зубрежка ни в коем случае не должна быть механической. Вызубренные факты – только кирпичики, из которых вы должны построить общую картину, не забывайте об этом.

Уф, с психологией немного разобрались. Перейдем к «врачебным процедурам».

Для начала нужно запомнить: отдыхать надо не периодически, а систематически. Это означает, что вы четко соблюдаете порядок - 15 минут читаю, 10 расслабляюсь. Только не надо глаза, разлученные с конспектом, «направлять» в телевизор или монитор - нисколечко не отдохнете.

Лучше умственный труд перемежать с физическим. Побегайте, попрыгайте, вымойте посуду, погуляйте с собакой наконец! А ночью нужно спать, спать и еще раз спать!

Почаще принимайте душ. Статическое электричество, накапливающееся постоянно, блокирует мозговые импульсы, и знания хуже усваиваются. Вода смывает лишний заряд и помогает извилинам лучше шевелиться!

Носите зеленую одежду или почаще смотрите на зеленый цвет. Он успокаивает. А непосредственно на экзамен захватите что-нибудь фиолетовое - это поможет напрячь память и вспомнить, как говорится, все.

Для улучшения памяти можно попробовать вдыхать запах жасмина. Говорят, действует.

Ешьте витамины, овощи, фрукты! Это касается не только экзаменационного периода, но и вообще периода бренного существования.

А теперь рекомендации, как говорится, «из личного опыта».

Хвалите себя за каждый выученный билет. Надо учиться настраиваться: «Сейчас еще вопросик, а потом скушаю конфетку (позвоню любимой, подшучу над соседями, послушаю любимую мелодию)». Опять же - все вперемежку с отдыхом!

Стакан-лимон - это он! Пишите шпаргалки! Не обязательно совсем, что вы их потом будете использовать на экзамене. Просто это дополнительная помощь в процессе запоминания. Что написано пером, то не вырубит преподаватель! Особенно если написанное крепко застрянет в подкорках мозга.

Перед экзаменом постарайтесь не волноваться. Подумайте, как здорово будет, когда это закончится. Представляйте картину после экзамена: вы счастливы, летите на крыльях отличной оценки! И ничего больше не страшно. Подобный настрой очень важен.

Если преподаватель попался из популяции «зверюга обыкновенный» - возьмите себя в руки. Это не первая и не последняя подобная особь в вашей жизни. На всех нервов не хватит!

Ну а теперь к приметам, куда без них? Некоторые скептически настроенные психологи уверяют, что использование студентами примет - лишь один из распространенных способов снять психологическое напряжение перед экзаменами. Даже проводятся сомнительные параллели с первобытными людьми.

Начнем с черной (в общем, какого цвета хотите) магии.

В ночь перед экзаменами следует нарезать бумажки с номерами билетов и сунуть их под подушку. Утром достанешь - и судьба укажет тебе, на какой билет стоит обратить особое внимание. Той же ночью под подушкой должны находиться все учебники и лекции (в раскрытом виде), в которых есть материал для экзамена, а в ногах должна лежать шоколадка. Говорят, ночью знания могут выскользнуть из студента через ноги. Шоколадка их впитает, а наутро вы ее съедите. И не капли знаний потеряно не будет!

(очень популярный метод!) В полночь перед экзаменом у раскрытого окна нужно потрясти открытой зачеткой и со словами « Халява, прилетай!» закрыть зачетку и не открывать до экзамена, чтобы халява не улетела.

Перед смертью не надышишься, поэтому в ночь перед экзаменом ни- чего не учить, пить пиво, играть в карты и т.п.

Во время сдачи экзамена все родственники, друзья и знакомые должны тебя ругать или держать сомкнутым кулак.

Не забыть зачетку, ручку и чистые листы, одеваться поскромней, не опаздывать, а отвечать хотя и страшновато, но все же лучше в первой пятерке.

Утром перед экзаменом следует встать с левой ноги, вымыть всю посуду, но ни в коем случае не себя самого. Под пятку положить пятак (хорошо, если он у вас уже "бывалый", то есть заряжен энергией удачных экзаменов), а к левому ботинку пристегнуть рыболовный крючок. Из одежды стоит выбирать самую старую или ту, в которой сдавались "отличные" экзамены.

Около здания университета не дай вам бог встретить женщину с ведром или кошку. Входить в аудиторию нужно только с левой ноги, предварительно уронив зачетку и выпросив у товарищей поцелуй в нос. Билет выбирать левой рукой, бубня про себя поговорку: "Стакан-лимон - это он!»

Ну и последняя примета: никому не рассказывайте, какими приметами вы пользуетесь на экзаменах или накануне - иначе они перестанут "работать" и удача отвернется от вас. Ни пуха, ни пера!