Гуманитарному - десять Десять лет - странный юбилей. Вроде бы по-прежнему многие факультеты ТУСУРа к гуманитарному относятся как к «младшенькому», мол, все у него впереди...  А с другой, эти десять лет - целая эпоха не только в жизни ГФ, но и всего нашего университета. Да, много всего произошло, начнем с того, что совсем исчезли вопросы из серии «Зачем нужен гуманитарный факультет ТУСУРу?» Не просто «нужен» - без него теперь невозможно представить себе наш вуз. Это уж точно!

Ну да ладно, меньше восклицаний, больше информации. Поможет начать рассказ об истории гуманитарного факультета его декан Татьяна Ивановна Суслова. Причем первым делом она обратилась к общей истории «гуманитарного вопроса» в стране.

- В начале 90-х активно шла реформа высшего образования: в вузах были переименованы многие кафедры, изменены государственные образовательные стандарты, многие дисциплины гуманитарного профиля уши, другие - появились. Чтобы в рамках ТУСУРа этот процесс был проведен не просто «с меньшими потерями», но и квалифицированно, был создан Совет отделения гуманитарного образования, выбрано новое научное направление работы - гуманитаризация инженерного образования. Руководил этим направлением Вадим Прокопьевич Денисов (в то время - декан РТФ).

В эти годы я как раз вернулась из аспирантуры, была достаточно молодым преподавателем. Конечно, меня тоже захватила эта «волна», захотелось поучаствовать во всем «новом». Вместе с коллегами мы ломали свое сознание, планировали изменения не только в своем гуманитарном блоке. Мы оценивали, как проще и действеннее вписаться в новые условия. Итогом нашей работы стала унификация всех учебных планов факультетов и специальностей, определение набора дисциплин по новому образовательному стандарту. Была проведена действительно колоссальная работа (для этого потребовалось объединение всех усилий представителей технических и гуманитарных дисциплин) - по этому учебному плану мы и работаем по сей день. Последовали изменения: появилось отделение гуманитарного образования, кафедра политэкономии слилась с кафедрой «экономики, общественности и финансов». Общественные кафедры потеряли свой статус: вместо кафедры «истории КПСС» появилась кафедра «истории Отечества», кафедра «философии и политологии» разделилась на две - «культурологии и социологии» и «философии».

Когда ТУСУР получил статус университета, мы, гуманитарии, поняли, что «настало наше время» и предприняли попытку открыть новую специальность. Нам хотелось реализовать себя в научном и образовательном плане и у нас получилось: в ТУСУРе появилась специальность «социальная работа», мы получили статус факультета.

Сегодня в состав ГФ входит шесть кафедр, наш коллектив объединяет около 130 преподавателей и сотрудников. Это один из самых крупных факультетов в нашем вузе.

Вначале то, что в состав ГФ вошли кафедры спортивного совершенствования и физического воспитания и спорта, воспринималось как явление временное. Но прошло 10 лет, и я уже не представляю наш коллектив без преподавателей этих кафедр. И у нас сложился «факультетский» коллектив, где приняты элементы определенной корпоративной этики, мы объединены одним духом, и в нужные моменты все наши усилия прилагаем вместе.

Гуманитарному - десять У всех наших преподавателей очень высокий уровень (у нас работают восемь профессоров, три академика, несколько десятков кандидатов наук). Есть преподаватели, которые для студентов ТУСУРа служат образцами ораторского искусства. Читая общие курсы на технических факультетах, они работают, в известной степени, «народными артистами». Не секрет ведь, что заинтересовать студента-технаря «нетехнарской» дисциплиной бывает очень сложно. Эмоциональность, неравнодушное отношение помогают нам вызвать этот самый интерес. Правда, в последнее время мы чувствуем, что студент «стал другой», он видит пользу гуманитарных дисциплин, старается получить максимум знаний, иногда требует их и сверх стандарта.

Изменилось отношение к гуманитарным дисциплинам и со стороны руководства. Наш ректор Анатолий Васильевич Кобзев видит их пользу, понимает значимость. И мне очень импонирует тот факт, что он признает женский труд в качестве равноценного. Не сектрет ведь, что большинство наших преподавателей - женщины (особенно это касается кафедры иностранных языков) много молодых. Думаю, что благодаря нашему факультету средний возраст преподавателей ТУСУРа все-таки не 60-70, а значительно ниже.

Когда мы только открывали направление социальной работы, особой конкуренции со стороны других вузов не наблюдалось. Сегодня социальных работников готовят почти везде. Но наша «фишка» в том, что мы даем студентам глубокое знание информатики и программирования. Работодатели это знают. Кроме этого, наш конек - максимальное приближение к практике. Мы находимся в тесном контакте со службами занятости, с Пенсионным фондом, Управлением статистики, у нас есть договоры о сотрудничестве с этими крупными госучреждениями. И, проходя практику, многие наши студенты оказались востребованными, они теперь работают в департаментах городского, областного уровня. Причем работают настолько хорошо, что авторитет нашей специальности с каждым годом все выше. «Наших» берут охотнее, как наиболее ответственных и подготовленных. Выпускники ГФ работают в Красноярске, Якутске, Мегионе, Нягани, Барнауле.

И вот что интересно: к нам на факультет, не осилив физику или математику, переводятся многие студенты ТУСУРа с других факультетов, они оказываются «на месте», чувствуют себя комфортно. Многие из них выбирают нашу новую специальность (она открыта с 2007 года) «Организация работы с молодежью». Как оказалось, эти ребята, эта специальность - просто «нарасхват». Мы привели наших студентов на практику в Департамент Ленинского района. Своим не чиновничьим широким взглядом они поразили всех. Тем более, эти специалисты - новые в номенклатуре. В Департаментах по работе с молодежью сейчас в основном работают юристы и экономисты, но они не знают ни особенностей подростковой психологии, ни ювенального права.

Наши специальности находятся на стыке нескольких областей знаний, плюс - имеют прикладной характер. Поэтому их «присутствие» в техническом вузе - закономерно, ведь инженер это тоже узкопрофильная прикладная специальность. Гуманитарии ТУСУРа получают неклассическое образование (хотя и с элементами классики), направленное на практическое освоение проблем.

В правительстве осознают необходимость открытия наших специальностей. Недавно новый премьер выступил с заявлением о том, что стране нужно законодательно внедрить в практику социализацию инвалидов. Мы надеемся, что внимание будет уделено молодежи. Закона о молодежи до сих пор нет. Положение комиссии «О работе с несовершеннолетними» утверждено в 1968 году - с тех пор ничего не менялось. Почему? Нет специалистов, которые грамотно могли бы внести свой законопроект, уровень подготовки и компетенция работников не позволяет это сделать. Думаю, что своим вкладом мы поможем решить многие государственные задачи - как бы это «высоко» ни звучало.

Конечно, наш факультет за эти 10 лет по-особому «вписался» в облик ТУСУРа. Три года подряд мы побеждаем в спартакиаде сотрудников, именно у нас была создана женская сборная по футболу, у нас учились и учатся многие знаменитые спортсмены (Юлия Макарова (Белоусова) - член молодежной олимпийской сборной по академической гребле, Александр Соколовский - чемпион Европы по легкой атлетике, Антон Красильников - чемпион мира по пауэрлифтингу).

Итоги подводить, конечно, рано. Но приятно уже то, что юбилей дает нам повод попраздновать, встретиться с коллегами вне официальных мероприятий.

Николай Александрович Лавровский, доктор исторических наук, действительный член академии социального образования, почетный работник высшего профессионального образования (первый заведующий кафедрой истории и социальной работы) приступил к рассказу о «начале начал» гуманитарного факультета с описания общей обстановки в стране. Итак, вместе с ним мысленно вернемся в 90-е. Страна, ТУСУР, новая специальность...

- Переход к рыночным отношениям фактически «отменил» государственное социальное обеспечение и ввел вопрос социальной защиты тех членов общества, которые оказались в тяжелом положении. Безработица, наркомания, обнищание…

В перечне профессий появилась новая - социальный работник. Раньше социальные службы, в основном, комплектовались за счет профсоюзных, партийных работников, но условия жизни усложнились, в этой сфере стали необходимы профессиональные специалисты.

К моменту, когда в рамках ТУСУРа мы задумали открыть новую специальность, социальных работников уже готовили в ТГУ и ТПУ. Но мы решили пойти своим путем.

Для начала заручились поддержкой местных властных органов и в первую очередь - службы занятости населения. Эта служба оценивает потребность в специалистах данного профиля в регионе и дает (как в нашем случае) согласие на открытие новой специальности.

Нашу идею очень хорошо поддержало руководство ТУСУРа - тогдашние ректор Иван Николаевич Пустынский и проректор по учебной работе Михаил Терентьевич Решетников.

Но необходимо было пройти еще один «рубежный этап» - получить согласие УМО (учебно-методического объединения) вузов России по социальной работе. Надо сказать, что к нашей инициативе в Москве отнеслись с пониманием.

Также большую поддержку мы получили и со стороны социальных служб Томска.

Вот эти подготовительные этапы нужно было пройти: подготовить программы для новых учебных дисциплин, решить организационные вопросы, но главное - обеспечить кадрами нашу специальность. Частично с этой проблемой мы справились за счет преподавателей нашей кафедры, которая тогда называлась кафедрой «истории и политологии» (теперь - «истории и социальной работы»). К примеру, Валентина Ивановна Зиновьева взяла на себя курс «Истории и социальной работы», я - «Теории и социальной работы», «Технологии и социальной работы», Людмила Ивановна Казакевич - «Социальной политики», Александр Лукьянович Афанасьев - «Регионоведения». Но оставалось еще много аспектов социальной работы, которые мы не могли пока «взять» на себя. Пошли по такому пути: для чтения некоторых курсов пригласили первых руководителей социальных служб области. Например, руководитель службы занятости населения Тамара Брониславовна Панкратова подготовила для наших студентов курс лекций «Занятость населения», главврач Наркодиспансера Елена Редченкова - «Наркомания и алкоголизм», заместитель управляющего пенсионным фондом Марина Александровна Киняйкина - «Социальное обеспечение». По этой тематике у нас пока не было необходимых нормативно-правовых знаний и обобщения практики.

Я считаю, что эта политика «привлечения» высококвалифицированных специалистов полностью себя оправдала и позволила нам сразу же поднять престиж специальности.

К тому же руководители социальных служб, читая нашим студентам лекции, невольно присматривались к самым перспективным, брали их на заметку, и те после окончания вуза без проблем находили себе работу.

Выпускники гуманитарного факультета ТУСУРа теперь работают и в пенсионном фонде, и в службе занятости, и в Областном центре комплексной реабилитации населения. Кстати, директор этого центра Людмила Николаевна Дубовская очень активный наш совместитель, читающий сразу несколько курсов для студентов.

И просто замечательно, что с самого начала у нас наладилось сотрудничество с деканом факультета. Татьяна Ивановна Суслова, наш декан, активно участвовала в становлении кафедры. Я считаю, что это взаимодействие, отсутствие «внутренних трений» между кафедрой и деканатом очень важно для любой специальности.

... За эти годы случалось всякое - были, конечно, и трудности, и проблемы, но ни одно дело не получается легко. За 10 лет нам удалось главное - сформировать и закрепить направление гуманитарной подготовки в ТУСУРе, подготовки социальных работников.

Николай Антонович Грик - новый заведующий кафедрой истории и социальной работы. Понятно, что об «истоках» гуманитарного факультета он нам рассказать не может. Зато он поделился «свежим взглядом» на перспективы развития своей кафедры.

- Очень радует, что томские учреждения социальной поддержки постоянно присылают нам благодарственные письма за подготовку наших студентов. Они пишут, что выпускники ТУСУРа специальности «социальная работа» по сравнению со своими коллегами из других вузов гораздо лучше знают свое дело и быстрее ориентируются. Наверное, в этой оценке сыграл свою роль тот факт, что к подготовке курсов и чтению лекций мы привлекаем специалистов-практиков.

За эти годы мы существенно расширили географию производственных практик наших студентов. Если раньше наша кафедра больше ориентировалась на различные социальные службы Томска, то теперь в этот список мы включаем различные некоммерческие социальные фонды, общественные организации, работающие, например, с инвалидами, проблемными семьями. Особенность таких центров в том, что студентов, которые приходят к ним на практику, учат, проводят для них тренинги, лекции, по итогам подготовки выдают сертификаты. Конечно, это просто замечательно.

Что еще можно отметить? Хотя наша кафедра и «историческая»» (в том плане, что здесь преимущественно работают историки), на сегодняшний день мы сумели «сложить» ядро преподавателей, которые, пройдя соответствующую подготовку, имеют сертификаты специалистов по социальной работе. Валентина Ивановна Зиновьевна, Людмила Ивановна Казакевич, Александр Анатольевич Захаров, Александр Лукьянович Афанасьев… Это дает надежду на то, что в перспективе мы выйдем на более высокий уровень научной работы и преподавателей, и студентов.

Радует и то, что по итогам выполнения инновационной программы кафедра получила серьезную материальную подпитку: открыла лабораторию социального проектирования. Сегодня у нас есть серьезные идеи, как нам использовать эту базу, учитывая «тусуровскую» особенность студентов-гуманитариев: они всегда получали более серьезную «компьютерную» подготовку, чем их коллеги из других вузов.

И еще. Этот юбилей застал нас в творческой фазе: полным ходом идет подготовка к переходу к двухуровневой системе высшего образования. И тот опыт, который наша кафедра накопила за эти годы, вселяет надежду в то, что мы успешно преодолеем этот сложный период.

И, наконец, нам удалось побеседовать с настоящей «гордостью факультета»: Анастасия Жернакова окончила ГФ в 2005 году, без проблем нашла работу у себя в Мегионе и теперь собирается сдавать экзамены в аспирантуру.

- Когда я поступала, то почти ничего не знала о своей специальности (только в общих чертах: помощь бабушкам-дедушкам и несовершеннолетним), просто было интересно, как направление социальной работы будет развиваться у нас в стране.

Поступила, училась хорошо, теперь вот тружусь в Управлении социальной защиты по городу Мегион (это в Ханты-Мансийском автономном округе). Какие из предметов пригодились больше других? Да практически все! Когда я пришла работать, мне говорили, что придется изучать все заново - на практике. Нет, частенько я доставала свои тетрадки, лекции - все пригодилось.

- Ты собираешься в аспирантуру. Как называется твоя тема?

- «Показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания». Тема эта еще не разработана, в ней я попытаюсь выяснить, каким образом оценивать подобные учреждения. Интересно изучить то, что имеется, и предложить что-то свое.

С юбилеем, ГФ! Действительно, с первым юбилеем. Может и не самым «почетным», но уж точно - самым важным. Что еще сказать? Поздравляем!

Автор: Оксана Коновалова