Такая у нас традиция сложилась - перед 8 марта мы в газете обязательно берем интервью у самых интересных (конечно, с нашей точки зрения) женщин ТУСУРа. В прошлом году вообще весь номер состоял из «дамских повестей», в этом же мы решили не размахиваться так широко, зато выбрать для беседы женщину особенную. Посмотрели-посмотрели... Ага, Лидия Порфирьевна Ранцева - доцент кафедры спортивного совершенствования по академической гребле, недавно получила звание «заслуженный работник физической культуры РФ». Так, что еще? Тренер высшей категории, пятикратная чемпионка РСФСР, лично подготовила 30 мастеров спорта... еще и юбилей на днях отмечает? Надо «брать»!

В гребном бассейне стоял привычный, судя по всему, шум - новички учились правильно разворачивать весла. С Лидией Порфирьевной мы разместились на втором этаже, и она сразу принялась тушить мой пыл: «Ну что вы обо мне напишете? Работа и все...». Наверное, она действительно была в чем-то права - главной героиней ее рассказа стала ее Величество Гребля, о жизни самой Лидии Порфирьевны мы поговорили как-то вскользь. Ну а начали, конечно, с самых «истоков».

- Родилась я в Саратове. Наш дом стоял в ста метрах от Волги. Папа - рыбак, мама - домохозяйка. В семье было шестеро детей - три мальчика и три девочки. Я была второй «по счету» и старшей из девчонок - помощница мамы. Семья была дружная, мы и до сих пор стараемся помочь друг другу. Правда, все мои от меня далеко - в Томск 33 года назад я приехала на работу. Так и осталась. Мне с самого начала вода здесь понравилась.

- Что значит «понравилась вода»?

- Наша Курья тогда не пересыхала, роза ветров здесь такая, что на водоеме почти никогда нет волны - очень похоже на гребной канал. А я с 14 лет занимаюсь греблей и без воды просто не могу. Еще мне очень понравилась природа вокруг Томска - такой возле Волги не увидишь.

- Но по самой Волге вы, наверное, скучали?

- Нет, такой уж ностальгии не было - все время была на воде, мы много ездили по стране, участвовали в соревнованиях. Но вот несколько лет назад я поехала на поезде в Саратов, и когда появилась из-за поворота Волга, у меня внутри все «поднялось», даже слезы подступили.

- Как получилось, что Вы начали заниматься таким «аристократическим» видом спорта, как академическая гребля?

- Мой старший брат увлекался греблей на каноэ. Гребная база была в 500 метрах от нашего дома. Наверное, сам бог велел мне заниматься этим видом спорта. Я не думала, что он какой-то «аристократический»: очень многие тогда увлекались греблей, по реке то и дело проплывали лодки (мы их называли «щучками»). Мне нравилось смотреть из окна, как красиво и быстро они проносились по воде. Пошла на гребную базу, меня взяли. Я сразу решила, что умею все. Села в «одиночку»... раз - перевернулась, села еще - снова в воде оказалась.

- Когда Вы решили заниматься греблей профессионально, не только «для себя»?

- После 10 класса я поступила в институт - на факультет физвоспитания. Так и стала гребля моей профессией. И я теперь не представляю себе жизнь без нее.

- А Вы как-то отличаете гребцов от других спортсменов? На характере, поведении человека этот вид спорта сказывается?

- У нас командный вид спорта. В «одиночках» мало людей гребут, в основном ,в «четверках» и «восьмерках». Когда я сюда приехала, больше всего в ходу как раз «восьмерки» были. Вот Инесса Михайловна (Инесса Михайловна Богомолова, доцент кафедры СПС. - прим. авт.) сейчас внизу занимается - слышите шум? Она как раз начинала в «восьмерке». Сама я выступала и в «одиночке», и в «двойке», и в «четверке». Так вот, эта связь, которая создается в команде гребцов, отличает их от других спортсменов. Ни в одном виде спорта вы такого не увидите. Восемь человек сидит в лодке, и ни один не должен выделяться, всем нужно грести как один человек: в одно время подъехать, оттолкнуться ногами, уцепиться за воду, закончить гребок. В игровых видах тоже важен командный дух, но там у каждого своя роль, свои задачи. В гребле все по-другому.

Этот вид спорта «сплачивает» людей... Вот этим летом гребле в ТУСУРе будет 44 года. До сих пор все поколения наших спортсменов дружат, собираются вместе, приходят к нам. Им интересно пообщаться, увидеть друг друга - они стали друзьями на всю жизнь. Правда, время сейчас стало более прагматичным, что ли, народ изменился. Вот наша гребная база на Курье построена была студентами - за две недели и совершенно бесплатно они три домика поставили. Да еще и тренироваться успевали, а потом поехали на соревнования и все призы привезли.

- С чего вы начинаете работу с новичками? Настоящий гребец «воспитывается» или все-таки изначально нужно обладать какими-то качествами, чтобы прийти к вам?

- Во-первых, нужно, чтобы студент сам хотел чего-то добиться. К тому же, он должен понимать, что ему придется много тренироваться и на учебу много сил тратить. Плохо учиться у нас нельзя: мы много ездим, поэтому у наших спортсменов индивидуальный график, они должны многое осваивать самостоятельно. А так... По тому, как будет тренироваться студент, какое желание добиться победы проявит, будет видно, получится у него «что-нибудь» или нет. Вот пришла к нам Юля Белоусова (теперь - Макарова), вернее, ее мама привела (родители Юли в свое время занимались у нас). Спрашиваем: «Чего ты хочешь, зачем сюда приехала из Казахстана?». Она отвечает: «Хочу стать чемпионкой мира».

Она ничего не умела, начинала с азов. Сейчас Юля входит в национальную сборную России по академической гребле.

Видите, каждый может достичь многого, а мы ему в этом поможем.

- Вы как тренер воспитываете прежде всего «командный дух», или все-таки в спортсмене должно присутствовать это стремление - «стать чемпионом мира»?

- Конечно, должно. А воспитываем мы все: человечность...

- Человечность?

- А как же! Очень важно то, как ты относишься к окружающим, помогаешь ли пожилым людям. Мы ведь воспитываем не только спортсмена, но и человека. Люди, которые занимались у нас, теперь с благодарностью оценивают те качества, что старались им привить. По сути, гребля стала их «путевкой в жизнь».

Не все ведь после вуза и дальше спортом занимаются, разъезжаются по разным городам, работают. Но за годы, что они тренировались у нас, у них «воспитывается» работоспособность, они могут грамотно распланировать свое время, самостоятельно найти нужную информацию. Другие студенты просто приходят на занятия, отсидят - и домой. После защиты диплома не знаю, что из них будет, может, они и станут неплохими специалистами, но вот какими людьми - трудно сказать.

- Но для большинства первым толчком, чтобы прийти к вам, наверняка, служит «красивость» академической гребли?

- Да, гребля - это очень красиво. Утром выходишь - рассвет, отражение деревьев в воде - просто дух захватывает. Красивы лодки и сами по себе - скорость, скольжение... Но те, кто приходит к нам в первый раз, пока не знают, что такое гребля. Многие, особенно девочки, восклицают: «Ой, а у меня плечи не станут широченными?». Вот посмотрите на наших девчонок - на Юлю, на Настю: красивые, стройные, никаких «выдающихся» плеч. Этот вид спорта развивает человека гармонично.

Но в первый раз к нам приходят просто на занятия. Кому-то гребля нравится, кого-то заинтересовывают поездки по разным городам. А потом люди влюбляются в это дело.

- Но в Томске все красоты гребли можно видеть не долго - больно зима у нас длинная.

- Не так и мало: шесть месяцев в году. Наш гребной сезон точно такой же, как в Санкт-Петербурге - с мая по октябрь. Но дело в том, что российские соревнования начинаются в апреле, мы должны быть к ним готовы. Поэтому те, кто выступает весной, выезжают на сборы. Зимой они, конечно, занимаются в гребном бассейне. Но в бассейне ты сидишь на одном месте, не чувствуешь движения лодки. Да, гребок мы поставим - мышцы задействованы те же, что и на воде. Но на воде лодка качается, она «живая», ты видишь, как она «отвечает» на твой гребок. Это очень влияет на подготовку. После бассейна даже опытным мастерам нужно дней десять, чтобы «присидеться», привыкнуть к воде.

- А Вы строгий тренер?

(В кабинет входит Инесса Михайловна Богомолова) - Строгий, строгий.

- Ну, я не знаю, насколько строгий, по-всякому бывает.

- (Инесса Михайловна) Требовательный - это точно.

- Если не станешь требовать, никаких результатов не будет.

- Фигура тренера очень сложна: он вкладывает в спортсмена все силы, а в итоге, когда его ученик побеждает, ему и достаются вся слава и медали.

- Да, побеждает всегда спортсмен, а проигрывает тренер. Так сложилось в спорте. Но это нормально. Мы направляем, подсказываем, что нужно делать, а делает-то все он сам. Представьте: по два часа два раза в день сидеть и работать - не просто кататься, а прикладывать усилия. Приходят наши гребцы после тренировок усталые, мокрые. Это очень тяжелый труд. Но если человек хочет, он может добиться всего. И неудовлетворенность тренера проявляется тогда, когда ты видишь, что твой ученик показал не все, на что способен. И наоборот, приятно осознавать, чувствовать гордость за себя и нашу команду, когда твой ученик побеждает на очень серьезных соревнованиях.

- А как получилось, что большинство преподавателей вашей кафедры - женщины?

- Не знаю, особых причин для этого не было. Правда, я считаю, что женщины более ответственно подходят к работе. К тому же, чтобы содержать семью, мужчинам такой зарплаты как у нас явно не хватает.

- У гребцов есть какие-то фирменные подарки?

- Нет, чаще мы дарим то, что человеку нужно. Вот в прошлом году наши мужчины на 8 Марта подарили нам зеркало (смотрит на стену). Все праздники мы стараемся отмечать вместе - и дни рождения, и...

- Кстати, о днях рождения. Скоро Вы будете отмечать свой юбилей. Какую-то программу праздника уже составили?

- Нет, еще не знаю, как буду отмечать. Скорее всего, в юбилей меня в Томске не будет - уеду на сборы. И вообще, на свой день рождения я редко бываю дома, для меня это такой же рабочий день, как и остальные.

Автор: Оксана Коновалова