Современнее не бывает

Александр Гешелевич Рипп Филиал ТУСУРа в г. Ленинск-Кузнецкий.
Лиц. А№000052 Рег.№0051 от 25.10.2002
Директор – Станислав Михайлович Шандаров.

Официально открыт в 2003 году (в этом году состоится третий выпуск).

Готовит студентов по специальности «электронные приборы и устройства» (специализация – «информационные системы в электронике»).

В филиале организовано заочное обучение.

Тел. 8-384-45-368-88.

О работе филиала рассказывает заместитель директора Александр Гешелевич Рипп (на фото слева).

- Вся эта «история» начиналась с подготовительных курсов. В 1997 году я приехал в Ленинск-Кузнецкий, открыл учебно-консультативный центр и начал занятия со школьниками, которые хотели повысить уровень своих знаний по физике и математике.

И что же я увидел? Даже после подготовительных курсов ребята вступительные экзамены сдают плохо - в школах учат неважненько, сложно за такое короткое время себя так высоко «поднять».

Было неприятно: и я работаю, и дети стараются, а в ТУСУР все равно поступают единицы. Так вот, только когда мы открыли свой филиал в городе, я с полной уверенностью уже на первом занятии подготовительных курсов говорю: «Даю стопроцентную гарантию, что при желании каждый из вас может поступить в ТУСУР». И это правда – все, кто поступают на курсы и хорошо учатся, становятся студентами нашего университета.

- И не переходят в другие вузы?

- Чаще всего – нет. Это связано с тем, что у нас есть эта единая система: подготовительные курсы - филиал - университет. Конечно, не все, кто идет на курсы, хотят поступать в ТУСУР, но после окончания двухлетнего цикла в филиале людей мы практически не теряем.

- «Ленинский» филиал чем-то отличается от других филиалов ТУСУРа?

- Да, это связано с самим регионом, с более низким уровнем доходов. «Пробить» этот филиал было сложно, как и убедить нашу администрацию, что плата за обучение в этом филиаледолжна быть ниже, чем в других городах. Мы добились своего – теперь в Ленинске-Кузнецком студенты платят даже меньше, чем если бы они учились в Томске. Мы нашли компромисс.

- Чем ТУСУР «берет» своих студентов? Как вы убеждаете поступать к вам?

- Я всякий раз говорю, что ТУСУР дает самое современное образование – «современнее» просто нет. Электроника нужна всем, информатика тоже. А большинство молодых ребят, которые учатся сейчас в школах, просто зациклены на компьютерах. Поэтому они приходят ко мне и говорят: «Хочу поступить к вам, чтобы стать программистом». Я им объясняю, что программистов мы не готовим – это задача техникумов. Мы готовим специалистов разных областей, которые должны знать программирование по определению. Потом я объясняю, что та специальность, на которую мы набираем, лучше просто называть «Электроника». Не физическая или промышленная - просто электроника. Это значит, что вы будете изучать все то, что стоит внутри вашего компьютера. Если вы хотите понять все устройства глубже, поступайте к нам. Объяснять детали - бесполезно.

… Конечно, учиться у нас трудно. И нам учить трудно. Первая причина: кто более-менее хорошо учился, вырывается в Томск, поступает сразу в ТУСУР. Они хотят оторваться от папы-мамы, почувствовать свободу. Но опыт показывает, что «вырваться» для многих значит «утонуть» в этой свободе. Большинство из них не привыкли к большому городу. Клубы-развлечения, а тут сессия подходит – сплошные пропуски, двойки. Эту ситуацию я стараюсь разъяснить. Во всяком случае, у тех, кто поступает в Ленинске-Кузнецком, и учится там два года, есть большая защищенность, уверенность.

- Так все-таки, почему вам «учить трудно»?

- К нам поступают очень сложные ребята, большинство из них гораздо слабее тех, кто сразу поступает в ТУСУР. Правда, есть исключения. У нас учатся ребята и с хорошим уровнем знаний, но родители по каким-то причинам решили оставить их дома еще на два года.

- Вы как-то отслеживаете, как учатся и живут студенты, которые завершили обучение в филиале приехали в Томск?

- Специально не отслеживаю, но все равно так получается. Они привыкли меня видеть в роли «папочки», чуть что ко мне идут.

Скажу без преувеличений, наши студенты выглядят не хуже, чем те, кто учились в Томске с первого курса. Первый выпуск из Ленинска-Кузнецкого (они учатся сейчас на четвертом курсе) на фоне остальных ребят не выглядел «белыми воронами», выпуск второй уже составил отдельную группу, которая показывает себя в чем-то даже лучше, чем параллельные.

Так что в плане «вживания» в томскую жизнь я у них каких-то проблем не вижу.

А теперь дадим высказаться самим студентам из филиала в Ленинске-Кузнецком. Как им живется? (заодно мы расспросили и их родителей, узнали, как они относятся к самой идее филиала)

«Если есть желание, то учиться здесь можно без особых проблем», - уверен Вячеслав Илюшик. Пока он учится в филиале в Ленинске-Кузнецком и, судя по всему, серьезно задумывается о всех плюсах и минусах этой системы. Своей главной целью на сегодня считает перевод на бюджетное место (что же, у него есть все шансы).

- Когда полтора года назад я окончил школу, то вопрос «Куда пойти учиться?» оказался довольно сложным. Поскольку в школе у меня были хорошие оценки, то главным было поступить в вуз на бюджетное место (я считал, что это мне вполне по силам). Но, видимо, так считал только я. Ни в один из вузов на «бюджет» поступить не смог. Тогда хороший друг нашей семьи рассказал, что в нашем родном городе открыт филиал ТУСУРа. Я и раньше знал, что томские вузы - чуть ли ни лучшие в Сибири. Буквально на следующий день мы сходили в филиал и узнали об учебе более подробно. Через неделю я успешно сдал экзамены.

Не могу сказать, что учиться здесь очень сложно, и в то же время легко и непринужденно.

Эту форму можно одновременно назвать и тяжелой, и легкой. Легче в том плане, что у меня не возникает тех проблем, которые имеются у студентов в Томске. Я не думаю, что буду есть на обед или ужин, нет проблем с деньгами - их я могу попросить у родителей.

Что касается моего будущего трудоустройства, то я бы хотел работать там, где зарплата побольше, а трудиться поменьше. А если серьезно, то пока особо не задумывался над тем, куда пойду с дипломом в руках. Думаю, что здесь проблем с трудоустройством не будет.

Если кто-то из нынешних школьников думает о поступлении в филиал, то я могу сказать только одно: главное - сдавать все экзамены и зачеты вовремя, учить и делать все, что задают.

Похоже, мама Славы не сразу согласилась с его выбором вуза. Зато теперь не жалеет и может многое рассказать о плюсах филиальной системы.

Лариса Геннадьевна Илюшик, приемосдатчик готовой продукции на хлебозаводе:

- О ТУСУРе идет хорошая слава, подготовкой будущего нашего поколения занимаются специалисты высшего качества, выпускники ценятся больше других вузов, а это надежда, что после окончания сын найдет хорошую работу.

Очень удобно, что существует филиальная форма обучения, ведь студентам вначале надо привыкнуть к учебным нагрузкам университета, а я теперь вижу, что учиться в ТУСУРе очень нелегко: огромные нагрузки, Слава все время в учебе. Сын старается, я вижу, ему нравится учиться, а это, я думаю, главное. Если бы он сейчас учился в Томске, помимо этого, надо было бы привыкать и к другому городу, к другой жизненной обстановке. Мне кажется, все родители боятся отпускать своего ребенка далеко от себя, я - не исключение. Но сын должен узнать и настоящую студенческую жизнь с ее плюсами и минусами.

Что я жду от обучения моего сына? Надежды огромные. Хочу, чтобы он стал грамотным, востребованным специалистом, чтобы нашел хорошую работу, приносил пользу обществу, но при этом был самодостаточен.

Преподавателям хочу пожелать терпения, удачи во всех их делах и всего самого доброго. Спасибо за внимание к нам и нашим детям!

Сергей Сластёнин не особенно-то измучился с выбором вуза - он так много хорошего слышал о ТУСУРе и его филиале, что других вариантов для себя не рассматривал.

- После начала обучения в филиале моя жизнь очень изменилась. Хоть и хожу на учебу в то же самое здание (я окончил школу №8), но университетское образование - совсем не школьное. Заниматься нужно много, вникать в каждый предмет глубоко. Зато я знаю, что нагрузки в филиале нисколько не меньше, чем в самом ТУСУРе, и, когда приеду в Томск, с учебой сложностей возникнуть не должно.

Наша группа можно сказать, дружная. Мы стараемся отмечать все праздники вместе (дни рождения, 23 февраля, 8 Марта...).

А будущим студентам ТУСУРа я бы посоветовал, начиная с первого курса, не расслабляться, не пропускать лекции, тогда не будет проблем, например, с физикой или математикой.

Александр Николаевич и Елена Викторовна Сластёнины - родители Сергея, оба работают на ОАО «Шахта им. 7 Ноября». Считают, что выбор учебного заведения должен определяться способностями и интересами ребёнка. Но не без участия родителей.

- ТУСУР - учебное заведение, в стране подобных ему два-три, не более. Здесь готовят эрудированных, высококлассных специалистов. Мы видели, что наш ребёнок тянется к современным технологиям и только в ТУСУРе есть возможность эту «тягу» реализовать.

Филиальную форму обучения выбрали потому, что понимали, что за эти два года у сына будет возможность повзрослеть. Хотя все равно отпускать в Томск его боимся - на то мы и родители.

Еще одной причиной, по которой мы решили остановиться на филиале, было то, что оплата за обучение здесь ниже, чем в самом Томске - это тоже важно.

Павел Петров «Не было бы филиала, сюда бы я не попал», - признается Павел Петров. Учится он теперь в Томске (специальность «электронные приборы») на третьем курсе. Но было бы глупо спрашивать его о сложностях привыкания к чужому городу, к новой обстановке. Дело в том, что…

Сам я не из Ленинска-Кузнецкого - из соседнего города - Белово. Поэтому переезжать в Томск мне было попроще, чем остальным: уже два года в чужом городе отучился,

- Ты для этого какую-то «систему выживания» изобрел? Так что же нужно, чтобы в ТУСУРе хорошо учиться?

- Если не знаешь, научись, или найди способ, как сдать предмет. Надо разобраться, понять, в чем суть. Если не смог, экзамен ни за что не сдашь. Не знаешь - иди дальше учи.

- А на бюджетное место была возможность перевестись?

- После двух лет в филиале у нас в группе перевели троих. Вот сейчас сессию закрыли без троек еще три человека - на бюджетные места попали. И я в их числе.

- Требования преподавателей в Томске изменились?

- В общем-то, нет. Уровень лекций был и остался высоким. У нас ведь сейчас преподают многие из тех, что вели занятия в филиале.

- Так что же изменилось?

- Появилась возможность «потрогать» современное оборудование. Например, мы занимались вакуумной установкой - изучали и тут же работали на ней. Это, наверное, был первый предмет, где все «давалось в руки». В Ленинске я бы такого никогда не увидел.

- Так не жалеешь, что не сразу, не на первый курс приехал в Томск?

- Не было бы филиала, я и большинство моих одногруппников сюда бы не попали. Я тут посмотрел в общежитии - единицы, тех, кто смог вырваться из дома и приехать в Томск на первый курс, очень уж это сложно. В 17 лет ты и сам-то толком не понимаешь, что тебе нужно в жизни, никуда особо не стремишься, да еще и родители боятся отпускать в крупный город. Повторюсь - единицы вырываются.

И еще: если бы филиала не было, я бы никогда не узнал, что существует такой вуз - ТУСУР, не захотел бы узнать о нем побольше.

- Перед отъездом в Томск родители тебя от чего-то предостерегали?

- Как обычно - туда не ходи, то не делай. Приехал: город тихий, уютный. Сразу понял, что - много молодежи, университеты-техникумы на каждом шагу. Чувствуется особый «студенческий» дух.