Надежда Ивановна Хлопотникова Надежда Ивановна Хлопотникова рассказывает о филиалах ТУСУРа в Нефтеюганске, Нижневартовске и Когалыме и Сургуте.

Нефтеюганский филиал ТУСУРа (Лиц.А№164565 от 30.03.2005) создан в 1995 году, ведет обучение (как и остальные) по специальности «Промышленная электроника». Число студентов 80 человек – дневное отделение, 190 человек учатся по заочно-дистанционной технологии обучения.
Тел. (346-1) 23-41-27, 22-28-49.

Нижневартовский филиал ТУСУРа (Лиц. А.№164567 от 30.03.2005) открыт в 1996 году. Число студентов: 70 человек (на очной форме), 280 человек по заочно-дистанционной технологии.
Тел. (346-6) 65-16-50, 65-16-50, 65-11-81.

Филиал ТУСУРа в Когалыме (Лиц.А№164566 от 30.03.2005) открыт в 1996 году. Сегодня учатся 55 очников и 290 человек по заочно-дистанционной технологии.
Тел. (346-67) 4-85-11, 4-89-30.

- Почему студенты, даже в тех городах, где открыты свои вузы, предпочитают учиться в тусуровском филиале?

- Во-первых, в них нет специальности «Промышленная электроника», а, во-вторых, школа ТУСУРа более громкая, известная.

И еще. «Свои» вузы не покрывают потребностей предприятий региона. Например, только Сургутнефтегаз каждый год «берет» по 70 человек наших выпускников. Это очень большая цифра.

- Чем Вы помогаете студентам третьего курса, когда они приезжают на учебу в Томск?

- У нас есть куратор, который встречает и помогает каждому студенту. Предоставляется место в общежитии.

Группы формируем по желанию студентов, стараемся сохранить сложившийся студенческий коллектив филиала. Естественно, форма обучения отличается - после циклового, студент привыкает к тому, что он не весь день, не всю неделю занимается, например, только физикой, что у него по 3-4 разные дисциплины в день. Первое время не всем удобно, потом, ничего, включаются. К концу сентября третьекурсники «доходят до уровня» томских студентов и качество их подготовки на уровне бюджетных томских студентов не отличается. К примеру, в Томске вся группа студентов третьего курса Нижневартовского филиала сдала экзаменационную сессию без троек.

Конечно, у нас идет усиленное обучение физике и математике, мы должны их научить тем азам, которые необходимы для учебы на первом курсе. Вводится выравнивающий курс в объеме 80 часов на каждый предмет. Естественно каждый преподаватель вносит в него что-то свое, глубже дает знания в той области, где видит пробелы у студентов.

… Каждый год к нам приходят «звездочки», которые хорошо учились в школе и так же отлично успевают в филиале, они ведут за собой всю группу. Так что наша задача к концу учебы в филиале - всех без исключения довести до «среднестатистического» уровня студентов ТУСУРа. И это нам удается. К тому же, учеба студента в филиале мало чем отличается от жизни и учебы в головном вузе.

Учат здорово

«И как он все успевает?» - единственная мысль, которая не дает покоя, когда беседуешь с Антоном Лундовским. Учеба, спорт, работа - он умудряется все совместить. Как? И это при том, что в Томск он приехал из нижневартовского филиала чуть больше полугода назад. Казалось бы, трудностей и сложностей «вживания» в новую среду хоть отбавляй, ни на что больше времени не остается. Еще как остается - недавно Антон в составе тусуровской команды… Ладно, пусть лучше сам все расскажет. - Недавно проходил чемпионат Томской области - я выступал и занял второе третье место. Выступил вполне нормально, в силу того, что не тренеровался полгода.

- Но ведь спорт отнимает так много времени и сил. На учебу-то остается?

- В школе, можно сказать, я вообще не учился. Действительно начал заниматься только в филиале. Когда стал пропускать тренировки, тренеры ругали - ходить в секцию нужно было шесть дней в неделю, меня даже отчислили из команды. Потом снова приняли, но посещал тренировки свободно - чтобы не мешать учебе.

Команда у нас была сильная, мы хорошо выступали, тренеры мне предлагали пойти на спортфак, на бюджет - у нас, в Нижневартовске.

- Почему не пошел - все понятно: спортивная карьера, новые рекорды...

- Родители повлияли. Да и сам я никогда не жалел, что не связал жизнь со спортом - хотелось заниматься чем-то, что поближе к схемотехнике, к компьютерам.

- Поэтому выбрал ТУСУР?

- Первой мне порекомендовала ТУСУР моя тетя. К ней в компанию приходили люди, окончившие обучение в ТУСУРе, они отличались высокими способностями в своей сфере, спустя некоторое время этих специалистов направляли в разные города, в том числе и в Москву. Таких примеров я знаю много.

Все вокруг очень хорошо отзывались о ТУСУРе. И в филиале, и здесь, в Томске, я убедился, действительно - учат здорово.

- Многие говорят, что учиться в ТУСУРе не только «здорово», но и сложно…

- Да, конечно. Я уже говорил, что в школе почти не учился. И в филиале старался успевать везде, плавал, еще и подрабатывал. В Томске тоже учеба - только часть моей жизни. Действительно к первой сессии в Томске относился серьезно, думал, что будут задолженности по предметам, но все прошло успешно. Сегодня был у нашего декана Виктора Михайловича Герасимова, он выделил мне деньги на то, чтобы я мог бесплатно посещать бассейн.

- Что от образования тебе нужно прежде всего?

- Знаю, что многие поступают в университеты, чтобы получить диплом. Я шел в ТУСУР за знаниями, навыками в области электроники. Вот сейчас я включился в один проект - в рамках ГПО (группового проектного обучения) мы занимаемся разными интересными проектами. Под руководством Михаила Юрьевича Шевелева я сейчас участвую в разработке цифрового тахометра.

- Интересно?

- Да, очень. Главное, что я на практике могу воплотить все свои идеи, то, о чем только задумывался. В филиале я мог только мечтать, а здесь, в Томске, все это можно сделать, для этого есть все, начиная с паяльников, заканчивая микроконтроллерами, транзисторами.

Так что сейчас, когда уже прошло какое-то время моего «жития» в ТУСУРе, на вопрос - хотел бы я все пять лет отучиться в Нижневартовске? - отвечу «нет». Конечно, уезжать в чужой город сложно - и по финансам, и по разным другим причинам, но только здесь, в Томске, я могу на практике осуществить свои задумки.

- Ты остался на «промэлектронике»?

- Да, но некоторые мои одногруппники перевелись.

Первый месяц учебы казался очень сложным - пришлось решать сразу много проблем. Но, ничего, разобрался. В учебе помогает рейтинговая система. …Конечно, затягивают развлечения. В Томске много красивых, старинных мест, где можно погулять, отдохнуть, это старинный и очень красивый город.

- Хочешь здесь остаться после получения диплома?

- Пока не знаю. Куда пойду работать? Начиная с четвертого курса многие предприятия сами «заинтересовывают» выпускников ТУСУРа идти к ним, вот тогда и посмотрю. Сейчас нет времени задумываться - и учеба, и работа, и спорт. Вот сейчас, например, готовлюсь к региональным соревнованиям, которые будут проходить в Омске.

- Почему спорт ты оставил в своей жизни? Мне кажется одной учебы уже хватит, чтобы «загрузиться» по полной.

- Мне просто нравится плавать, я получаю от этого удовольствие. Да и пока удается тренироваться без ущерба учебе. Бросать спорт я не хочу, может, после того, как окончу университет и устроюсь на работу, что-нибудь изменится, хотя… думаю, что раз в неделю время будет.

Алексей Голубчиков

Покажите себя!

Алексей Голубчиков (4 курс. ФЭТ)

- Я приехал из Сургута. Пошел в филиал не сразу - сначала окончил училище №40 по специальности «средства контрольно-измерительной аппаратуры и автоматики».

Учился неплохо, даже «красный» диплом получил. Ну и, конечно, захотел продолжить свое обучение, получить высшее образование.

Была возможность пойти в другие вузы, но я везде слышал о том, что именно в ТУСУРе преподают наиболее подготовленные кадры, что здесь еще с советских времен осталась система, когда действительно готовят специалистов, а не так: пришел, деньги отдал и получил диплом.

- Остались какие-то воспоминания от первых дней учебы в филиале?

Я сразу понял, что школа-училище - это на ступеньку ниже по сравнению с университетом (а с ТУСУРом, может, на две ступеньки).

Мне нравилась система обучения в филиале: приехал преподаватель, отчитал предмет - ты не отвлекаешься на другие. Здесь в Томске надо успевать сразу по многим дисциплинам, плюс курсовые.

Но, в общем-то, в плане учебы у меня всегда все шло нормально - сдавал предметы без долгов.

-Какие воспоминания остались от первых дней учебы в Томске?

- 1 сентября нас всех собрали вместе и каждый декан пришел, чтобы рассказать о своем факультете. Нам предлагали: если «промышленная электроника» не устраивает или долги имеются, перейти на другую специальность, кафедру. Я остался на промэлектронике.

- В Томске стал лучше или хуже учиться?

- На третьем курсе немного подкачал - учился на «три-четыре», но потом решил «взять себя в руки». Сейчас все нормально, надеюсь и дальше буду не хуже успевать.

- Есть какие-то мысли по дальнейшему трудоустройству?

- Хочу вернуться в Сургут. Есть несколько мест, куда меня возьмут без проблем (в Сургутнефтегаз, Тюменьэнерго…). Могу и инженером пойти, и второе высшее экономическое получить, стать экономистом.

- Что пожелаешь студентам, которые только-только решили поступить в филиал ТУСУРа в своем городе?

- Постарайтесь «показать» себя на первом курсе - тогда желание перевестись на бюджетное место будет более достижимым.

Владимир Варавка

Учимся не для мамы

Владимир Варавка (4 курс, ФЭТ)

- Поступил в сургутский филиал ТУСУРа сразу после школы. Даже не могу точно вам ответить - почему сюда. Выбирал из нескольких вузов, хотел даже уехать из города, но потом остановился на ТУСУРе.

- Сложно было после школы привыкать к другой системе учебы?

- Сложнее было отвыкать от того, что за тобой, как в школе, не «бегают», что хорошо учиться - это нужно прежде всего тебе самому.

Перестраиваться пришлось и в системе преподавания. Учеба стала на порядок серьезнее и сложнее, на ступеньку «выше».

- Почему не поехал поступать сразу в Томск, в ТУСУР?

- На первом курсе просто хотел «присмотреться», а потом решил не дергаться и поехать, как все, на третий курс.

- Где учился лучше в Томске или в Сургуте?

- Первый курс - «по-серенькому», второй - получше. Когда приехал в Томск, учеба еще легче даваться стала. Получается, что я учусь по нарастающей.

- Почему так?

- Наверное, стал более внимательно относиться к учебе, понял - «это очень надо». Учимся ведь не для мамы с папой, а для себя.

Все сравнялись окончательно

Ксения и Анастасия вместе учились в филиале в Сургуте, теперь, уже скоро, свои дипломы будут защищать.

О том, куда хотят пойти работать, пока не рассказывают - секрет, наверное...

Ксения Балуева

Ксения Балуева

- Хотела сначала в нефтегазовый институт пойти, потом передумала. Все-таки технологии развиваются, везде нужны высококлассные специалисты… И потом, я всегда знала, что выберу профессию, связанную с техникой.

В филиал ТУСУРа поступила достаточно легко – на основе централизованного тестирования. Так началось мое студенчество.

Каких-то «сюрпризов», неожиданностей от учебы в филиале особо назвать не могу. Но учиться было достаточно просто – занимаешься одной дисциплиной, потом ее сдаешь (ну и забываешь сразу, конечно (шутка)).

- Многие говорят, что такой «вахтовый метод» давался сложнее, чем обычная технология обучения...

- Не знаю, мне лично было сложнее вжиться в эту «обычную технологию» здесь, в Томске. В филиале не надо было делать индивидуальные задания по десяти предметам одновременно. Правда, не хочу сказать, что с учебой у меня в Томске сразу стало хуже – нет, привыкаешь ко всему, просто надо время.

- Какой-то из предметов давался сложнее остальных?

- Когда учились на младших курсах, «старшенькие» нас пугали преподавателями и предметами – мол, вот это ни в жизнь не сдадите. А получилось так, что ни один предмет особых сложностей не вызвал. Все проходило спокойно, мирно.

- Что привнес в жизнь переезд в Томск?

- Самостоятельность – везде и во всем. Начиная с решения бытовых проблем, заканчивая самой учебой.

- Как, по-твоему, здесь к вам, приехавшим из филиалов, как-то по-другому относятся, чем к тем студентам, что учились в Томске с первого курса?

- Отношение ко всем одинаковое, пожаловаться не могу. Если поначалу я еще чувствовала, что наши знания немножко различались (в Томске какие-то дисциплины давались шире), то теперь и тут никаких проблем нет – все «сравнялись» окончательно.

Терпение прежде всего

Анастасия Миеева

Анастасия Миеева, 5 курс

- Я училась в той школе, где наш университет арендовал помещение под свой филиал, так что название – ТУСУР – услышала достаточно давно.

- С чего началась учеба?

- Пришли, нам выдали зачетки-студенчекие и сразу же началась первая лекция – длиннющая и сложная.

- Тяжело было?

- Непривычно – так отвечу.

- А как обычно проходит день студента в филиале?

- Начну с того, что в филиале нет такого понятия как «пары». Учишься «до обеда» и «после обеда» –< < < < < < < < < < < с перерывами, конечно. Четыре часа лекции, а через день – четыре часа практика.

- Боялись родители отпускать в Томск?

-В принципе, на третий курс - уже нет, а вот на первый не хотели из дома отпускать, поэтому и выбрали филиал. Это как «затяжной прыжок» - есть возможность «приземлиться» не сразу…

- Как Томск встретил?

- Здесь все было по-новому. Новые люди, совсем другой ритм. Здесь интереснее.

- Как учеба?

- В принципе, результатами довольна, больше сказать нечего.

- По-твоему, какие качества нужны, чтобы учиться в филиале?

- Ну, наверное, прежде всего – терпение – не каждый может вынести три недели подряд каждый день учить математику. А так – ничего такого особенного «проявлять» не дало, просто заниматься как следует.