Валерий Николаевич Давыдов Валерий Николаевич Давыдов (здесь он нас интересует не как профессор, доктор наук и начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУРа, а как один из преподавателей филиала своей кафедры) часто повторяет: «Ну почему людям хочется видеть в первую очередь плохое, а хорошее не замечать? Я уверен, что филиальную систему обучения ругают те, кто не увидел плюсы обучения в филиальной системе ТУСУРа».

- По моему мнению, филиальная система ТУСУРа имеет ряд положительных элементов в системе подготовки, которые расширяют возможности получения образования за счет совершенствования технологии обучения. Эти элементы мною были, что называется, воочию увидены. И я хочу их выделить.

В первый раз я побывал в филиале нашей кафедры три года назад - приехал как преподаватель кафедры читать свою дисциплину. Предмет мой достаточно «мудрый» и здесь, в ТУСУРе, даже подготовленным студентам он дается нелегко. То, что в филиалах ребята подготовлены слабее, для меня не было неожиданностью. Поэтому в глубине души настороженность по поводу целесообразности филиалов и их влияния на уровень подготовки, конечно, имелась. Но через неделю преподавания был что называется «приятно удивлен». Ребята явно заинтересовались предметом, много спрашивали, уточняли, а главное – я видел в их глазах искренний интерес.

Естественно, на первый курс в филиалы поступает высокий процент «слабых» студентов - в том, что касается школьной подготовки. Но кто сказал, что они слабее психологически бюджетных студентов? Они пришли учиться, они хотят учиться (я не беру в расчет «случайных» людей – они есть и в Томске). По этому параметру они даже превосходят многих студентов, которые поступили в Томске на дневную форму обучения. А плата за обучение заставляет их по-взрослому смотреть и на свое настоящее (я плачу, чтобы учиться), и на будущее (как выучусь, так и буду оценен работодателем). Как в подтверждение этого расскажу об одном случае. Закончили мы лекцию на десять минут раньше, и я хотел всех отпустить. Так мне студентами было сказано: «У нас же занятие по времени еще не закончилось». Пришлось продолжить. А если есть это искреннее желание учиться, то при определенном усердии результатов добиться можно.

Второй набор в филиале был более «обстоятельным», нас уже не поджимали сроки по приему студентов. Этот поток мне запомнился еще больше. Например, училась там одна студентка, которая сдала ЕГЭ на «отлично», могла поехать в Томск, но она предпочла остаться в городе, поступить в филиал. Следующая группа была побольше и посложнее, но общий настрой в ней также оставался самым положительным.

И сейчас, наблюдая эти группы в университете, (я продолжаю у них читать лекции), могу сказать: многие из них не отличаются от тех, кто учился в Томске с первого курса, и даже порой превосходят. Могу назвать некоторых из наиболее запомнившихся «выходцев филиала»: Александр Сурцев, Валентина Кляйн, Полина Бесхлебная, Виталий Баландин, Юля Петрова и другие. Так что филиальная система при хорошей ее реализации не просто не уступает, а где-то даже и показывает свои преимущества перед «обычной».

Таким образом, филиалы позволяют получать высшее профессиональное образование в «глубинке» как хорошо подготовленным молодым людям, так и имеющим проблемы в знаниях и психологической подготовке. Это выгодно тем и другим.

- Многие студенты говорят, что им очень сложно изо дня в день заниматься одним и тем же предметом. А Вам трудно читать весь курс целиком?

- Конечно. Но в этой сложности есть еще и положительное зерно. Студентам не надо вспоминать, что им говорили на прошлой лекции неделю назад - она вот только десять минут назад закончилась. Кратковременная память увязывает куски лекций воедино, следовательно, весть курс преподносится им в более целостном виде. Это я как преподаватель могу сказать.

…Мы все большие мастера видеть недостатки, а вот видеть достоинства - это сложно. Но, поверьте, это во много раз ценнее. Критиковать легко, делать конкретное дело – тяжело. В филиальной системе я вижу много хорошего.

- Что, например?

- Начнем с того, что студент живет дома. Ему не надо «тянуть» бытовые проблемы, думать о том, в чем пойти и что приготовить на ужин. Это не такие уж мелочи.

…Далее. Часто у нас на Ученом совете возникал вопрос: почему много иногородних студентов отсеиваются на первом курсе? Процент же томичей, тех, кто живет с родителями, среди троечников невысок. Набираем плохих? Приходится объяснять, что набираем мы хороших ребят. Но к вступительным экзаменам они готовятся в одних условиях, а, приехав в Томск уже учиться, проявляют свои знания в совершенно других областях. В общежитии кто-то в соседней комнате шумит, тут друзья пришли к соседу... А еще надо думать, где поесть, как постирать, как прожить на сумму, которая у него имеется. Все эти факторы влияют на молодого человека, и, как видим, очень сильно влияют.

А в филиале они сняты полностью. И этот трудный период вживания в новую систему обучения студенты проходят в «своей» социальной среде. Есть у них и психологическая поддержка (и папа подойдет, успокоит, и мама утешит, если что-то не получается) и финансовая. Считаю, что это первый и, наверное, самый большой плюс филиальной системы.

Второй плюс - тут я хочу сказать «спасибо» генераторам нашей «филиальной идеи» - обучение в филиале не «размазывается» на все пять лет как это делается в других вузах. В филиалах ТУСУРа учат только два года, изучая общие дисциплины.

В системе обучения в филиале кроется ее третий плюс: на занятия по физико-математическим дисциплинам отведено больше времени, чем в Томске. Проще говоря, их лучше готовят. При этом вести основные дисциплины приезжают преподаватели ТУСУРа, второстепенные могут преподавать местные специалисты. Держим уровень!

Только после двухлетнего обучения мы ребят, как из инкубатора, везем в Томск. Здесь они по-настоящему познают дух студенчества, изучают специальные дисциплины, набираются знаниям.

Следующий пятый плюс филиального обучения таков. Выходит молодой человек из школы, где ему все 11 лет учителя только и твердили: «Ты лодырь, ты никуда не поступишь, ничего не знаешь и ничего не добьешься в жизни» (думаю, что не открою секрета, рассказав о таком вот «подходе»). Конечно, он никуда не поедет поступать - его «запрограммировали». И тут этот молодой человек узнает, что в его родном городе через две улицы открыт филиал, где учат хорошо. Его друг, который туда поступил, говорит, что там «нормально». В общем, иди и попробуй, ничего для этого серьезно делать не нужно - только перейти улицу и отдать документы, результаты ЕГЭ. Психологическая атмосфера вокруг технологии поступления оказывается гораздо легче, чем, когда абитуриенту приходится ехать в Томск, садиться в большую аудиторию, где ходят строгие дяденьки и тетеньки, следят, чтобы он никуда не повернулся. А умные мальчики в очках и девочки с медалями и стопкой грамот, дипломов осаждают все отборочные комиссии факультетов.

И последнее. Не надо забывать, что наличие подготовленного контингента студентов платной формы обучения повышает успеваемость бюджетных студентов. Бюджетника, не справляющегося с университетской программой, теперь можно заменить на успевающего студента платной формы, например, из филиала. Поэтому бюджетнику не приходится расслабляться – в миг окажешься в «внебюджетником».

Вот сколько положительных качеств принесла филиальная система обучения в технологию вузовского обучения. Если посмотреть на этот даже неполный список указанных выше плюсов, то, на мой взгляд, эта схема достойна не только того, чтобы существовать, но и дальше развиваться и совершенствоваться.