Виктор Михайлович Герасимов Виктор Михайлович Герасимов… Хм, даже не знаем, как правильно его представить, что вначале написать - декан ФЭТа или директор филиальной сети ТУСУРа. Хотя рассказывать и давать оценки он будет «один в двух лицах», но, наверняка, по некоторым вопросам мнения декана и директора могут не совпадать.

Ладно, об этом в следующий раз, а пока нас больше интересовали сами принципы построения филиальной сети университета, благодаря которым филиал ТУСУРа отличается от «просто филиала».

Учим на местах только два года.

Я отрицательно отношусь к филиалам, которые обособленно готовят студентов все пять лет. И вот почему: вузовский уровень подготовки создается не год-два (ТУСУРУ вот исполняется 45 лет, и не так уж и давно мы почувствовали свое «поднятие») и только гигантскими трудами. А теперь подумайте - как можно организовать на какой-то территории обособленное учебное заведение и учить в нем до получения диплома? Что из этого получается? Вообще говоря, ничего хорошего. Нужно вкладывать огромные деньги в дорогостоящее оборудование, которое в итоге будет использоваться малым количеством студентов, нужно постоянно «гонять» в этот город специалистов, которые могут качественно готовить инженеров.

Поэтому, прежде чем создавать филиалы ТУСУРа, мы многое обдумывали, решали. И в итоге прияли такую стратегию: учить два года на местах общим дисциплинам с минимальным лабораторным оборудованием, а после перевозить студентов сюда, в Томск, где они смогут поработать на уникальном современном оборудовании. Я напомню, что на новые лаборатории и аппаратуру только в этом году ТУСУР потратил около 300 миллионов рублей. Реально ли в каком-то обособленном месте вкладывать такие деньги? Нет, конечно.

Невозможно надолго отвлекать от своей работы преподавателей ТУСУРа. Здесь мы тоже разные подходы пробовали, пытались учить студентов по разной технологии. Вначале решили приглашать преподавателей (в общем-то, квалифицированных и знающих) с мест, чтобы они читали лекции в наших филиалах. Но результат был плохой. И причин тут много. Прежде всего эти преподаватели не были заинтересованы в качественном проведении занятий. Они были «чужими», просто «людьми со стороны». Поэтому мы практически отказались от «посторонних» - по крайней мере, в проведении основных дисциплин, таких как физика, математика, информатика. Наши преподаватели выезжают и отчитывают курс лекций сами. Конечно, это дорогой путь, но иначе нельзя.

Очень тщательно готовим учебно-методическое обеспечение для филиалов.

Сейчас вот нацелились переработать уже имеющиеся наработки по информатике, ТОЭ, чтобы представить каждому студенту такой конспект по занятию, чтобы он перемежался со школьной программой, был более понятным, доступным. Не секрет, что учебная литература, которая выпускается сегодня, становится более «заумной», написана непонятным для многих вчерашних школьников языком. Часто у студентов возникают проблемы, особенно у тех, кто имеет ослабленную начальную подготовку. Мы же хотим учить языком понятным, доступным, чтобы, изучая ее, каждый мог подтянуться до определенного уровня.

Наша цель по каждому занятию подготовить конкретный раздел, задачи, вопросы для самостоятельной работы, совместить их с работой в электронном тренажерном зале (благо, у насих достаточное количество). Пусть многие назовут это «натаскиванием на предмет». Мне достаточно все равно, как человек получил знания - сам или с помощью такого вот «натаскивания». Главное, что эти знания у него в голове есть. Этот метод показал очень хорошие результаты. Более того, те пособия, которые готовим для филиалов, мы решили использовать и здесь, в Томске - для тех, у кого возникают проблемы с учебой. Это ведь очень удобно - в конспекте каждой лекциипо полочкам все разложено, указано, что нужно прочитать, освоить, выучить. Вдобавок мы хотим создать соответствующее тренажеры и электронные учебники. Это полезная вещь! Многим студентам, не имея пространственного мышления, сложно понять, как, например, выглядит сфера - на доске ее не нарисуешь. А в электронном учебнике, в компьютере, сферу можно видеть в объемном виде - просто и очевидно. Так что технические средства действительно нам помогают учить.

Филиалы приближают образовательные услуги к населению и предприятиям.

Многие студенты, которые учатся в наших филиалах, уже со второго курса точно знают, куда пойдут работать. Они заключают договор с предприятием из своего города, которое обязуется оплачивать целевую подготовку. В итоге предприятие получает специалиста «под ключ», а выпускник возвращается в свой родной город и получает высокооплачиваемую работу. В контракте четко прописано, что получит выпускник после окончания вуза - начиная, от мест в детском садике, заканчивая суммой зарплаты. При этом, «наши» часто получают раза в два больше, чем их «коллеги» из других вузов. И объяснение тут простое. Предприятию выгоднее получить специалиста «под ключ». Что это значит? Студенту вычитываются все дисциплины из учебного плана, без изменений, как положено, но при этом, имея заявку предприятия, ему даются и специальные, узкие знания, вычитываются дополнительные курсы. На предприятии понимают, что «обычного» выпускника нужно еще поднять до того уровня, дать ему конкретную подготовку. А наш студент подготовку эту получил еще в вузе. Представьте теперь выпускника, который должен пройти весь этот путь самостоятельно - без лабораторных работ, выполнения проектов, без руководства преподавателей. Это сложно, трудоемко.

Еще плюс филиала, о котором мне постоянно говорят родители студентов - два года молодой человек учится и живет в своем городе (и платит в целом за учебу меньше, чем в Томске). Конечно, это выгодно для семейного бюджета. Но плюс этот деньгами не ограничивается. Родители нам благодарны за то, что эти два года их дети находятся под «приглядом», они могут их контролировать. После эти ребята меняются совершенно, становятся серьезнее, они уже готовы к той нагрузке, которая их здесь ждет.

Я, как декан, очень доволен теми студентами, которые к нам приезжают из филиалов. Дело в том, что они не зациклены только на учебе, они более раскрепощенные, успешно занимаются спортом, художественной самодеятельностью. Они подвижные, живые, им все интересно. А по знаниям они постепенно догоняют «здешних», со временем, смотрятся даже значительно лучше.

Это очень одаренные люди и с ними приятно работать.