Уроки французского (На фото в центре, в окружении студентов - Николай Замятин и Дмитрий Племенос) Дмитрий Племенос живет и работает во Франции, а точнее - в Лиможе, еще точнее - в Лиможском университете. Да-да именно в там, где уже прошли практику многие наши студенты и откуда к нам в ТУСУР этой весной приезжали трое преддипломников научные исследования проводить. Так что связь у ТУСУРа с Лиможем прочная - чего там говорить. Приезд Дмитрия Племеноса стал еще одним «звеном» в сотрудничестве наших университетов. Мы встретились с ним уже после того, как он прочитал свои лекции для наших студентов и преподавателей и, конечно, задали несколько вопросов (причем, не на французском или английском, а на самом что ни на есть русском языке).

- Я уже давно беру уроки русского языка. В Лиможе у меня есть свой преподаватель.

- Откуда такая любовь?

- Началась она 40 лет назад. Просто я хотел говорить по-русски, мне этот язык очень нравился. И еще... Я всегда хотел съездить в Россию. В вашей стране я был уже 15 раз: 12 - в Москве, был и в Санкт-Перербурге, Нижнем Новгороде и в Новосибирске.

- С чего началась идея этой поездки?

- В Лиможе я познакомился с Николаем Владимировичем Замятиным и Татьяной Ивановной Сусловой - деканами двух ваших факультетов, а потом встретился со студентами из ТУСУРа, которые проходили стажировку в нашем университете. Так что у меня в Томске уже было много друзей и мне было интересно прочитать здесь несколько лекций, рассказать об исследованиях во Франции, о том, как устроена система образования в нашей стране.

- Студенты много вопросов задавали? О чем спрашивали прежде всего?

- Сколько надо платить за обучение в Лиможе (смеется).

- И сколько?

- Меньше чем здесь - 300 евро в год. Позже я беседовал с вашими профессорами, они тоже хотели знать, сколько их французские коллеги зарабатывают. Оказалось - больше, чем в Томске.

…Мне было интересно читать свои лекции в ТУСУРе, я думаю, что и студентам они понравились.

- А понравились ли вам наши студенты?

- Я считаю, что российские студенты во многом отличаются от французских. У нас в стране нет вступительных экзаменов в университет - учатся все, кто хочет того. Часто в университет приходят те, кто просто не хочет учиться, им больше нравится сидеть в кафе, общаться. Им это интереснее, чем ходить на лекции.

- Вы думаете, что российские студенты к занятиям относятся серьезнее?

- Сложно так сразу ответить. Но за эти дни я увидел очень много молодых людей открытых для знаний, для чего-то нового.

- Планируете ли приехать к нам еще?

- Мне бы очень хотелось вернуться сюда - в Россию, мне нравится быть здесь и пытаться говорить по-русски.

Подробнее о цели визита Дмитрия Племеноса мы решили узнать у Николая Владимировича Замятина, декана ФСУ, который и выступил инициатором визита своего французского коллеги.

- Профессор Дмитрий Племенос близок нам по своему уровню, по роду деятельности и самое главное - он немного знает русский. Поэтому мы и решили его пригласить в ТУСУР. За эту неделю он прочитал достаточно лекций, консультировал, много общался с преподавателями и студентами. Касались они трех направлений: развития искусственного интеллекта, компьютерной графики, распознавания ображов а еще он рассказывал о системе высшего образования во Франции. Основная цель этой поездки - повышение квалификации наших преподавателей. На своих лекциях Дмитрий Племенос демонстрировал приемы обучения в своей стране, уровень развития некоторых дисциплин. Было очень полезно оценить его уровень и методику преподавания.

- И в чем же вы увидели основное различие в наших системах преподавания?

- Самое главное - на западе у студента очень много времени отводится для самостоятельной работы. В год у французского профессора не более 192 часов лекций. И читаются они не как у нас - все подробно объясняется, на доске выводятся формулы... Даются просто программные установочные лекции, которые призваны отметить вехи, по которым студенты должны отчитаться. Ну и плюс, не забывайте, что во Франции принята система кредитов, цель которой не просто заставить студента учится, он должен самостоятельно уметь решать какие-то конкретные проблемы.

- Вы интересовались реакцией наших студентов на «французские» лекции?

- Им было очень интересно послушать его, послушать английскую речь (начинал он говорить на русском, но потом все равно переходил на английский - все-таки названия терминов на нашем языке он знает плохо). Было столько вопросов и по системе образования во Франции, и по состоянию дел в некоторых областях знаний. То же касается и наших преподавателей: они собирались, слушали, учились.

- Что планируется дальше в «лиможском» направлении?

- Согласно договору между нашими университетами, теперь наши профессора поедут читать лекции во Францию. А что касается обмена студентами, то идет он полным ходом.

Сразу же по возвращению Дмитрий Племенос прислал мне восторженное письмо. Пишет, что все ему в Томске понравилось (особенно - «Сибирский бальзам»), что успел полюбить Томск и ТУСУР и хотел бы сюда вернуться.

Автор: Оксана Коновалова