Я сидела в шумном зале бизнес-инкубатора и придумывала начало для будущего материала: этому событию уже не подходят определения «впервые в Томске» или «премьера этого года»…. Да, похожую картину (нарисованные крылышки над столами жюри, куча суетящихся людей) я уже видела. «Сессия бизнес-ангелов» - эти слова уже не вызывали улыбку: каких таких ангелов, при чем тут бизнес?

В прошлом году такая «сессия» уже прошла в нашем СБИ, и мне теперь не нужно было объяснять, что это и зачем. Ну, и вам сейчас в двух словах объясню. Бизнес-ангелы - это такие люди, которые готовы вложить деньги в самые фантастические проекты (действительно, для многих проектов они просто ответ на молитвы о добром дяденьке с деньгами). Понятно, что лучшего места для проведения сессии бизнес-ангелов, чем СБИ - было просто не найти.

- Так, занимайте свои места в соответствии с купленными билетами, - один из ведущих «заседания» Сергей Мельченко (ведущий разработчик стратегии инновационной деятельности Томской области) решил упорядочить «броуновское движение» и начать сессию.

Александр Уваров (проректор по экономике ТУСУРа и научный руководитель СБИ «Дружба») решил добавить театральности:

- Третий звонок уже прозвенел.

Последовало представление жюри (пыталась записать их имена и должности, но просто запуталась, только уяснила для себя, что почти все - директора каких-то инновационных фондов и центров).

Действо продолжалось. Сергей Мельченко напомнил, что выбрать лучший проект теперь могут и зрители, поставив символическую сумму (10 рублей) на любой из них.

Александр Уваров заметил:

- Наше мероприятие неслучайно называется сессией - здесь студенты сдают своеобразный экзамен. Поэтому сессия бизнес-ангелов является элементом учебного процесса. Но оцениваться будут реальные проекты реальными деньгами.

И началось…. Нет, представление о всех трех проектах, представленных от бизнес-инкубаторов ТУСУРа, ТГУ и ТПУ, я уже имела: помните, зрителям предлагалось поставить на любой из них, поэтому перед началом сессии всем раздали яркие рекламки (своими кровными 10 рублями я, впрочем, не рискнула, но названия проектов, описание их характеристик очень даже пригодились).

Первыми выступали наши. «Как часто вам приходилось выстаивать длинную очередь в справочных ж/д и автовокзалов или в регистратуры больниц? Вы хотите быстро узнавать нужную вам информацию и при этом не терять время на простаивание в очередях? Тогда информационный терминал - это то, что вас нужно. Проект: «Разработка информационно-справочного комплекса с использованием интерактивных сенсорных терминалов», - прочитала я в рекламке.

Солидный молодой человек в не менее солидном костюме вышел к проектору:

- Как можно предоставить информацию о местоположении вашего офиса? Объявления, Интернет, реклама, буклеты? Но эти способы имеют свои недостатки - локальность, статичность. Наш проект - «два в одном» - самодостаточно устроенный компьютер с сенсорным экраном.

Далее все по плану - шел рассказ об этом чудо-экране. И не только рассказ - молодой человек продемонстрировал все его плюсы на конкретном примере - показал созданный специально для бизнес-инкубатора «Дружба» терминал, «зашел» с его помощью во все офисы. В общем, аудитория оживилась.

- Наш проект находится на стадии разработки. Но мы провели исследование рынка и выяснили, что рынок в сегменте сенсорных экранов активно развивается.

…Объем необходимых инвестиций: 4 миллиона. Срок реализации - 2,5 года, рентабельность 37,5 процентов, - подвел итог «объект ангельского внимания».

Секундное молчание и…

- А вы знаете, что подобные проекты уже создавались?

- Идея провальная, вы не учли своих ближайших конкурентов!

Защищающийся, впрочем, не растерялся и бойко парировал.

- Да, мы знаем, о том, что конкурентов хватает, ну и что? Люди уже привыкли к сенсорным экранам и рост этого рынка, например, в США составляет - 20-40 процентов в год.

Вопросы все продолжали сыпаться. Что-то (по крайней мере, мне так показалось) «ангелы» показали свое неангельское лицо. Напоминали они скорее суровых лекторов на экзамене, гоняющих студента по теме.

- Вы не уяснили для себя, что такое конкурентное преимущество!

Сергею Мельченко пришлось даже заступиться:

- Давайте сделаем скидку на то, что это проект бизнес-инкубатора, что ребята еще учатся.

- А я не согласен - этому проекту не нужны скидки, - возразил тут Александр Уваров. - Ребята выходят в открытое плавание и им нужно знать, какие трудности их ждут. Но мы верим в их победу, видим в их боевой задор - все у них получится. Кстати, наш бизнес-инкубатор уже заказал один такой терминал.

Но самой «убойной» оказалась реплика из зала:

- Я приехал из Нового Уренгоя. У нас там недавно построен Деловой центр. Так вот, мы хотим заказать для себя такой экран.

Ответом были громкие аплодисменты.

Вторым вышел пред строгие очи жюри проект бизнес-инкубатора ТГУ. И снова я обратилась к рекламке: «Вам надоело набирать текст на компьютере вручную? Вам часто приходится конспектировать и на это уходит уйма времени? Тогда программное обеспечение для распознавания речи - это то, что вам нужно!

Проект: «Программное обеспечение для распознавания непрерывной речи для РС и мобильных устройств».

Если говорить про меня, то я бы с удовольствием приобрела подобное устройство. Приходишь на интервью, задаешь вопросы, «сливаешь» полученный файл в компьютер и получаешь почти готовый текст - красота!

Докладчик (не знаю я, как еще назвать «объекта ангельского внимания») описывал достоинства своей системы, ее преимущества перед конкурентами:

- Вот я, как вы слышите, не выговариваю звук «р». Так наша система спокойно работает с людьми, имеющими дефекты речи, и это нисколько не мешает ей правильно распознавать текст.

Но лучше всех слов и графиков, по-моему, убедил аудиторию ролик, снятый группой разработчиков. Вот сидит молодой человек и под спокойную музыку набивает нужный текст. Музыка меняется, «набивальщик» берет в руки что-то наподобие микрофона и превращается в «говорильщика». Буквы, которые он произносит, появляются самым волшебным образом в «вордовском» экране.

- Мы понимаем, что цена - не самое главное конкурентное преимущество, но, тем не менее, цена нашего прибора значительно меньше, чем у конкурентов, - продолжал свой рассказ представитель бизнес-инкубатора ТГУ.

Последовали еще какие-то цифры, графики, демонстрирующие, насколько нужной и ожидаемой эта разработка будет на рынке - индекс доходности, срок окупаемости…

У «ангелов» нашлись свои вопросы.

- Если ваше устройство такое уж прекрасное, почему до сих пор не нашлось инвестора?

- А вы не видели в магазинах диктофон «Sony» с подобной функцией?

В общем, пусть и не с таким ожесточенным накалом, как предыдущее, это обсуждение тоже прошло достаточно жестко.

На очереди был проект бизнес-инкубатора политехнического университета.

«Вы хотите иметь крепкий иммунитет, чувствовать себя бодро, быть активным? Тогда диагностика содержания микроэлементов - это то, что вам нужно! Проект: «Диагностика содержания микроэлементов в организме человека по волосам».

Девушка-«защитник» и ее помощники вынесли какую-то непонятную коробочку, и начался рассказ о том, насколько опасен для человека дисбаланс микроэлементов. Гиперавитаминоз, анализ субстратов - в общем, я не очень-то и вникала в эти тонкости. Главное - идея. Вместо крови и разных там других жидкостей у вас берут волосок, что-то с ним «химичат», и через некоторое время говорят, каких элементов в вашем организме не хватает. В общем, здорово.

- Мы уже обследовали 500 человек в школах и детских садах Томска. Результаты: у 70 процентов детей обнаружен дисбаланс в организме - дефицит или переизбыток микроэлементов.

Снова последовал рассказ о преимуществах методики и прибора перед конкурентами, оценка объема рынка, оглашение суммы «требуемых инвестиций».

- Нам нужно 1200 тысяч рублей.

- Всего? - не удержался один из «ангелов».

Последовало обсуждение.

- Так что вы продаете - прибор или услугу?

- На что вам нужны эти деньги - на производство?

- Инвестиции, которые вы просите, это всего 30 приборов. Так, может, проще обойтись без денег извне?

Соригинальничал кто-то из зала:

- А как вы будете убеждать лысых инвесторов?

В общем, потихоньку сессия бизнес-ангелов подходила к концу, приближалось оглашение итогов, то есть сумм, которые эти самые ангелы готовы потратить на каждый из проектов.

Но перед этим некоторые из них не удержались и снова превратились в грозных преподавателей, обсуждая ошибки, которые делали докладчики сегодня.

- Надо так рассказывать о своем проекте, чтобы вам поверили, чтобы от вас шла такая энергетика, чтобы зал был «вашим».

Рекомендации все продолжались, но я толком их не слушала. Нет, я все понимаю - это мероприятие во многом обучающее и все такое, но все-таки…. По-моему, тон некоторых «ангелов» был чересчур «самоупивающимся», из серии: «ребятки, сейчас я расскажу, как надо».

Вот и объявление итогов. Первое место (просили 10 миллионов, получили 7) занял проект с распознаванием текста, второе (им дали 0,56 млн. вместо 1,2) - «волосатый» проект, третье (с результатом 1,56 млн.) - информационный терминал.

Ну, а уж в заключение заключения подвели итоги ставок. Опять-таки победили «распознаватели», и каждый, кто поставил на них свою десятку, запросто мог получить теперь 27 рублей. Черт, вот и тут проморгала возможность выгодной инвестиции!

Автор: Оксана Коновалова