Полученные мною отклики читателей можно условно разделить на «заинтересованные» и «критикующие». С первыми все понятно, и я обещаю в дальнейшем затронуть темы, которые мне предлагают студенты ТУСУРа.

А вот на критике хочется остановиться поподробнее. Я не буду рассматривать каждое письмо в отдельности, но выделю общие моменты без ссылок на авторов, чтобы не нарушать их право на конфиденциальность переписки.

Первое. Почему-то некоторых читателей очень задела фраза о «загнивающем Западе» - одна девушка даже вполне серьезно стала мне объяснять, что, оказывается, на Западе тоже много хорошего и светлого. Спасибо, что проинформировали! Просто поражена тем, что кто-то может всерьез воспринимать фразу про «загнивание» и так на нее реагировать. Этот термин – распространенный штамп советской пропаганды, и не увидеть здесь стеба может только человек, мягко говоря, наивный. Не помню, кому именно принадлежит цитата: «Если у человека нет чувства юмора, у него должно быть хотя бы чувство, что у него нет чувства юмора» - как раз тот случай. К сожалению, многим людям сегодня нужно увидеть нарисованный смайлик или услышать смех за кадром, чтобы почувствовать иронию.

К вопросу о том, какие именно субкультуры пришли к нам с Запада – это те же фанаты, панки, металлисты, скинхеды, рэп, хип-хоп, R’n’B, клабберы, байкеры – достаточно?

Второе. Многие задавали мне вопрос: «Почему вначале вы эмо критикуете, а потом вроде как хвалите». Запомните: социолог не ставит себе задачу ругать или хвалить субкультуру. Мы можем, например, определить степень ее деструктивности или агрессивности и т.п. В этом отношении эмо социально безопасны: не воруют кошельки, не подсаживают подростков на иглу, не избивают представителей другой расы. Гопники часто отбирают деньги, иногда избивают представителей других субкультур. И что? Констатация этих фактов не говорит о моем хорошем или плохом отношении – это просто объективная реальность.

Кстати, я высылала свою статью про эмо моему очень близкому другу – представителю этой субкультуры – чтобы получить его замечания. Он, в отличие от девушки, которая пишет: «Я не эмо, но оскорблена за них», никакой обиды не высказал. На мой вопрос: «А вот ты, эмо, вены режешь, фотографируешься и ноешь?», получен был ответ: «Ною и фотографируюсь, а вены не режу». Самоирония – это признак зрелого человека (хотя лет ему не так много) с адекватной самооценкой (с другими не дружим). Трудно, наверное, жить на свете людям, принимающим ироничное отношение за оскорбление. И, по-моему, только ограниченные люди не видят разницы между критическим отношением, юмором и негативом. Ну, помочь тут нечем: нет чувства юмора – продолжайте обижаться на весь мир.

В общем, знакомый эмо-бой меня успокоил, что массового суицида среди эмо-кидов, прочитавших статью, ждать не стоит (специально для некоторых тут можно поставить двоеточие с одиночной закрывающей скобкой).

Если мы с юмором относимся к каким-либо чертами той или иной субкультуры, это ни в коем случае не говорит о негативном к ней отношении. А уж тем более мне трудно понять упрек, что я также «оскорбила панков и металлистов» - в изумлении перечитала статью, ничего похожего не увидела… Тем более что именно эти субкультуры мне наиболее знакомы и близки, как и многим людям, чья юность пришлась на 90-е, когда рок-движение ассоциировалось со стремлением к свободе в социуме, который едва избавившись от прессинга советской цензуры, стал регулироваться уголовно-бандидтскими «распонятками». Но это ведь не значит, что абсолютно каждый, кто называет себя байкером, панком или металлистом, должен быть выведен из зоны критики и, априори, рассчитывать на восхищенное к себе отношение.

Третье. Несколько человек возмутило утверждение о коммерциализации современной рок-музыки. Оказалось, есть люди, которые не видят разницы между не- и радиоформатным роком – похоже, представление о современной рок-музыке у них ограничено репертуаром «Нашего радио». Коммерциализация затронула не только музыку, но и вообще искусство в целом – большую прибыль приносят те проекты, которые ориентированы на массового читателя, слушателя, зрителя. Есть жесткие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы попасть «в телевизор» или «на радио». Знаю это от ребят из питерских и московских групп, которые очень талантливы, но никогда не станут популярными в массах – а им и не надо, деньги они зарабатывают другим способом, а творчество – только способ самореализации. Азы музыкального маркетинга – наполняемость залов и цена на билеты находятся в прямой связи со степенью «попсовости» музыки и текстов – мне казалось, что это известно всем. Не верите – спросите хотя бы в Интернете у представителей так называемого «некоммерческого рока».

Спасибо всем выразившим свое мнение!

Автор: Орлова Надежда