Лет пятнадцать-двадцать назад мало кто из простых людей мог позволить себе мобильный телефон и уж тем более - считать его незаменимым предметом пользования. Тогда мобильные телефоны были большими, нескладными устройствами, а тарифы на абонентское обслуживание запредельно высокими.

С тех пор сотовые телефоны сделались маленькими и удобными, а тарифные планы – общедоступными. По оценке аналитической компании iSuppli, сегодня в мире насчитывается около 2,6 миллиардов абонентов сотовой связи, и примерно к 2008 году количество мобильных абонентов достигнет 4 миллиардов. По данным Ассоциации GSM (GSM Association), каждую секунду в мире подписывается около 18 новых абонентских контрактов.

Тем временем, количество пользователей Интернета растет по экспоненте. По данным статистической службы Internet World Stats, в настоящее время Интернетом пользуется около 1 миллиарда 93 миллионов жителей нашей планеты – на 200 с лишним процентов больше, чем в 2000 году. На волне популярности сотовой связи и Интернета, появился мобильный Интернет. По сути дела, мобильный Интернет представляет собой продолжение сотовой сети. Помимо голосовой связи, он обеспечивает пользователям беспроводный доступ к электронной почте, службе мгновенного обмена сообщениями и другим сетевым ресурсам и приложениям, причем практически из любого места и в любое время.

Так же как в свое время сотовая телефония, мобильный Интернет не успел еще полностью завладеть сердцами потребителей. Некоторые из них, включая многих жителей США, по-прежнему воспринимают Интернет как нечто фиксированное, доступное только на работе или дома. Другие полагают, что к услугам мобильного Интернета трудно подключиться или не видят в них никаких преимуществ.

Тем не менее, восприятие этого явления меняется. И хотя не будет ошибкой сказать, что строительство Интернета не завершится никогда. Можно смело утверждать, что сегодня Интернет вступает в следующую важную фазу своего развития – фазу мобильности. Стремление полнее реализовать потенциал мобильного Интернета создает новые потрясающие приложения и услуги, чье появление притормаживается лишь творческим воображением участников рынка. И если еще вчера эти приложения и услуги были доступны лишь избранным профессионалам, то сегодня их популярность среди рядовых потребителей стремительно растет.

Создание технологической базы

Перефразируя известное выражение Уинстона Черчилля, можно сказать, что мы переживаем «конец начала» развития мобильного Интернета. Три технологические составляющие мобильного Интернета: беспроводные сети, беспроводные устройства и глобальная межсетевая инфраструктура, на базе которой они работают, – сближаются.

Технологии для беспроводных глобальных сетей третьего поколения, такие как HSDPA и EV-DO, обеспечивают повсеместный мобильный доступ в Интернет на скоростях, сопоставимых со скоростями широкополосных каналов связи. Технология Wi-Fi обеспечивает еще большую скорость при доступе через локальную сеть. Появляются первые сети WiMAX, отличающиеся от сетей Wi-Fi большей зоной обслуживания. Появляются и первые абонентские терминалы, способные незаметно переключаться с сотовой сети на сеть Wi-Fi и наоборот.

В то же время на рынке представлен целый ряд мобильных устройств доступа в Интернет разного назначения. Так, например, коммуникатор Palm Treo позволяет бизнесмену осуществлять голосовую телефонную связь, обмениваться сообщениями по электронной почте, вести личный календарь и просматривать информацию о заказчиках своей компании, тогда как подросток может закачивать и слушать музыку с помощью современного мобильного телефона.

Теперь, когда все составляющие мобильного Интернета присутствуют, прокладывают свой путь к потребителю и новые прикладные услуги. Так, благодаря мобильному Интернету, водители могут обращаться в службы типа OnStar, специализирующиеся на оказании помощи на дорогах. Автомобильные навигационные системы могут в режиме реального времени принимать информацию об изменении дорожной ситуации, а абоненты сотовых сетей могут просматривать видеопрограммы на дисплеях своих мобильных телефонов.

Путь к массовому потребителю

Когда-то сотовые телефоны были преимуществом элиты бизнеса. С развитием техники они сделались достоянием массового потребителя. То же самое происходит с мобильным Интернетом: первые пользователи – профессионалы от бизнеса с устройствами BlackBerry в руках – дали толчок его развитию. Сегодня все потребители, особенно молодежь, проявляют растущий интерес к использованию мобильных устройств для просмотра потокового видео, загрузки музыки и т.д. И теперь они влияют на развитие мобильного Интернета не в меньшей степени, чем пользователи из мира бизнеса.

В свою очередь, мобильный Интернет оказывает колоссальное влияние на то, как мы работаем и развлекаемся. Так, благодаря мобильному Интернету, гораздо более благодарным делом стало оперативное взаимодействие с коллегами. Сегодня, находясь где-нибудь в аэропорту, вы можете участвовать в сеансе конференц-связи и одновременно просматривать презентацию, которая будет передаваться на экран вашего абонентского устройства в реальном масштабе времени. В поездке вы можете запросить информацию, относящуюся к месту вашего пребывания (например, список ближайших ресторанов), и она будет передана на ваше абонентское устройство.

Продолжение в следующем номере