Как и обещали в прошлом номере, возвращаемся к теме встречи ректора нашего университета Анатолия Кобзева со студентами (естественно, тоже нашего университета). Напоминаем, что проходило сие событие 27 октября, что каждый желающий мог задать свой вопрос ректору в режиме on line через интернет, что, зайдя на live.tusur.ru, можно было самому эту встречу увидеть.

Но как все-таки возникла идея проведения такой вот «беседы», почему с Анатолием Васильевичем лично встретиться смогли всего 15 человек – председатели профбюро и комиссий профкома, а не все, кто хотел? Лучше всех на этот вопрос, конечно, ответит председатель профкома студентов ТУСУРа Дмитрий Буинцев.


- Мы долго обсуждали те темы, которые могли бы заинтересовать студентов и те формы, с помощью которых они свои вопросы могли бы задать руководству нашего университета. Родилась идея встречи с Анатолием Васильевичем.

Предложений, как ее можно провести, было множество. Самое простое - собрать большую аудиторию человек 200-300, ректор бы им рассказать о том, что происходит сегодня в ТУСУРе, что у нас нового, а они бы задали ему свои вопросы.

Но от такого подхода мы отказались по одной простой причине. В этой форме общения обратная связь теряется, встреча неизбежно упрется в вопросы о частностях – из серии «почему у нас горячей воды нет?». Не хотелось бы, чтобы вместо обсуждения действительно важных проблем об инновационном развитии, мы снова ушли в мелочи.

Сегодня мы живем в переходном для ТУСУРа времени. Студентам просто необходимо обозначить свою позицию и роль в инновационном развитии вуза. Ректору нужно было задать действительно важные, решающие вопросы. Поэтому мы пришли к такому выводу, что эта встреча должна проходить в достаточно узком кругу, должна быть уютной (поэтому был выбран кабинет ректора). И Анатолий Васильевич согласился с этим предложением.

Мы поняли главное – студенчество должны представлять лидеры. Это председатели профбюро и комиссий профкома (всего 15 человек). За ними как раз и стоит активная часть студентов ТУСУРа.

Причем мы, руководство профкома, не хотели вмешиваться, полностью дали возможность им самим формулировать и задавать свои вопросы

Чаще всего они касались, конечно, группового проектного обучения. Выяснилось, что есть непонимание, что же это такое, как со стороны студентов, так и преподавателей. Каждый видит по-своему, что несет ему эта новая технология обучения. Поэтому нужно было определить позицию ректора по этому вопросу, понять, что же такое ГПО. Несмотря на то, что о групповом проектом обучении много пишется и говорится, студенты получают информацию через одностороннюю связь. Можно прочитать статью в газете, но невозможно сразу же ей возразить, получить уточнение. На встрече же с ректором можно было вставить свое слово, тут же обратить внимание на то, что непонятно.

Очень порадовало, что ребята задавали вопросы, показывающие их как лидеров. Они не спрашивали Анатолия Васильевича «сколько вам лет», «как вы живете». Их вопросы помогали раскрыть те проблемы, которые интересуют не их лично, а так же и людей, которые с ними учатся на одном факультете.

Подобные события - это первый шаг коммуникации между сообществом студентов и административным корпусом. Мне бы хотелось, и Анатолий Васильевич поддержал идею сделать такие встречи регулярными.

Да, у него есть интернет-«приемная». Недостаток один. Можно задать свой вопрос, но ответ на него часто вызывает вопросов еще больше. Диалога, который может возникнуть в режиме прямого общения, не получается. И в итоге - обрывочные, несвязанные друг с другом вопросы-ответы, нет простроенной беседы. При прямом общении ты к тому же видишь и реакцию, эмоции человека, которому задаешь вопросы. Это и психологически очень важно.

Понимая, что событие должно быть значимым для всех, что мы инновационный вуз, мы решили сделать прямую трансляцию встречи в Интернете, и в интерактивном режиме задать свои вопросы можно было каждому.

На сайт заходили и смотрели встречу в on line режиме 180 уникальных IP адресов (а за одним компьютером могли собраться сразу несколько человек), вопросов было меньше – 20-25. Виноваты в этом и технические проблемы- связь то появлялась, то исчезала.

Но ведь это был только первый опыт, обкатка. Да и о том, что встреча пройдет именно в этот день, мы узнали меньше чем за сутки до самого события. Мы не могли, например, за неделю, оповестить студентов, что по такому-то адресу будет транслироваться встреча с ректором. В следующий раз мы будем готовиться серьезнее.

Когда будет этот «следующий раз»? Дмитрий Буинцев уверил, что решено подобные встречи устраивать не реже раза в квартал.

А пока, если интересно, публикуем самые интересные вопросы и ответы из встречи.

Вопрос: Анатолий Васильевич, что для вас значит творческая атмосфера?
Ответ: Творческая атмосфера – атмосфера постоянного поиска, поиска нового. В том числе в технологиях и решениях. Изъяны нашего российского образования, в первую очередь, состоят в том, что мы мало учим и тренируем принимать самостоятельные решения.

Вопрос: К кому необходимо обратиться со своей идеей на начальном этапе?
Ответ: На каждой кафедре есть человек, отвечающий за ГПО, есть центр ГПО, который возглавляет Лев Алексеевич Боков – декан РТФ. Конечно, такие проекты приветствуются.

Вопрос: Существует проблема необъективной оценки тематики, которую хотят разрабатывать студенты по ГПО. Планируется ли создание центрального органа, который бы объективно рассматривал тему, выбранную студентом?
Ответ: Когда речь идет об объективной оценке людьми, то надо понимать, что всякая оценка субъективна. Структура такая есть - центр группового проектного обучения, естественно. Будут формироваться комиссии для защиты ГПО по принципу государственных экзаменационных комиссий. Что касается отбора перспективности проектов, то она ложится в первую очередь на плечи кафедр.

Вопрос: Например, предлагается кафедрой тема для ГПО, студент в течение полутора лет ее изучает, вникает, занимается по индивидуальному плану, но потом в какой-то момент он понимает, что другой проект ему более интересен. Есть ли возможность заняться им?
Ответ: Перейти можно и все можно исправлять и поправлять. Одна из сложностей сейчас состоит в том, чтобы умело разбить общую задачу на этапы, и каждый этап, чтобы можно было защитить.

Вопрос: Студент в проекте работал над какой-то составляющей, в итоге при выходе из университета он разбирается только в какой-то одной теме. Не возникнет ли такой проблемы, что у выпускника ТУСУРа не будет такого комплекса знаний, который был у выпускников предшествующих поколений?
Ответ: Во-первых, все базовые курсы не изымаются, а остаются. Во-вторых, в рамках проектов планируется и защита теории, только она должна быть не просто теорией, а теорией, привязанной к объекту.

Главное – это самостоятельная работа. Эти слова нашими студентами воспринимаются как отдых. На самом деле, если вы возьмете ведущие университеты мира, у них загрузка составляет 14-15 часов в неделю, у нас загрузка была 41 час, кое-как вышли на 36 часов. Как ни странно, они не воспринимают самостоятельную работу как отдых, а пашут по-настоящему.

Но не только на лекциях профессоров рождаются знания, мало того, часто они просто прослушаны и забыты через несколько дней после сдачи экзамена. А вот западает в голову и потом всю жизнь пригождается и эффективно используется то, что человек добыл сам.

В общем, надо добывать знания самому. Добыл – твоё, а если тебе рассказали и нигде не пригодилось – забылось.

Вопрос: После базового курса двухлетнего обучения студент предлагает свой проект, который несколько отличается от профиля его кафедры. Имеет ли он возможность перейти на другой факультет?
Ответ: Если это близкие факультеты и первые два года сильно не отличаются, то да.

Вопрос: То есть в дипломе у него будет написан именно тот факультет, на который он перейдет?
Ответ: Конечно, тот, на котором получает диплом, тот и будет. Но надо понимать, что здесь есть некоторые ограничения, и пока о них рано говорить, потому что это явление еще не приняло широкого масштаба. Если оно будет массовым, возникнут перекосы, надо будет думать, что делать.

Но я не успел сказать, что наш университет участвует еще в одном очень серьезном российском эксперименте по введению кредитной системы. И в этой кредитной системе студент может двигаться межфакультетски, межвузовски вплоть до выпуска.

Вопрос: Существует такая проблема: выпускники вуза зачастую устраиваются не по специальности – нет стажа работы. Возможно ли в рамках ГПО включение времени, которое затрачено на проект, в стаж работы, либо внесения соответствующей записи в трудовую книжку выдача сертификата?
Ответ: Во-первых, к ТУСУРу проблема «нетрудоустройства» не относится. Главная гарантия - это имидж университета. Но уверяю вас, что стаж сейчас - не главное. Наоборот, чем «свежее» выпускник, тем лучше.

Вопрос: Какая основная идея, на ваш взгляд, сейчас может связать или уже связывает и студентов, и преподавателей, и администрацию университета, и выпускников в том числе?
Ответ: Большая идея реализации проекта.

Вопрос: Что именно в нашем университете в этом проекте заложено, чтобы развить командные качества в группах проектного обучения, чтобы студенты слаженно работали, но вместе с тем, чтобы они проявляли свою инициативу.
Ответ: Во-первых, мы планируем так: если научным руководителем является тот, кто сформулировал задачу, преподаватель, например, то ответственным исполнителем в группе все равно будет студент. Затем мы хотим, чтобы кафедры заключали контракты на работу. Те кафедры, которые имеют возможность (а это где-то две трети от общего числа) смогут по этим контрактам платить - это дисциплинирует. В бригаде появится ответственный исполнитель. Если группа будет плохо работать, то претензии в первую очередь будут к нему, он может быть заменен и так далее. Сама психология работы в группах - это новый для нас совершенно вопрос. Специальных психологов у нас нет, поэтому придется методом проб и ошибок разбираться внутри бригад. Арбитрами будут преподаватели.

Вопрос: То, что у нас сейчас создаются группы проектного обучения, соревнования между ними в том же вступлении в бизнес-инкубатор, соревнования между факультетами, между кафедрами, те конкурсы, которые сейчас проводятся - все это порождает свободный дух конкуренции и соперничества. Не может ли быть потеряно какое-то творческое единство университета в целом?
Ответ: В целом – нет. Потому что в ТУСУРе есть много объединяющих моментов, это элементы корпоративной культуры в первую очередь: День первокурсника, Радио BOOM, спорт, как единое целое. Много таких фактов.

Учеба всегда индивидуальна, в ГПО есть опасность, что некоторые меркантильные студенты начнут прятаться за спины других, в этом смысле здоровый индивидуализм должен помочь.

Вопрос: Планируется ли какое-нибудь стимулирование ГПО?
Ответ: Этот вопрос мы вынуждены передать кафедрам. Заключать контракт и оплачивать работу студентов, как я уже сказал, могут две трети кафедр, а как быть с оставшейся третью, мы еще не знаем.

Вопрос: Вы говорите о кредитной системе и необходимости перехода к индивидуальному обучению. Не кажется ли вам, что теперь в ГПО возникнет проблема того, что люди не будут знать о проекте, как вы говорите, «практически все». Они не будут знакомы с деятельностью друг друга, так как один учится на одной специальности другой - на смежной. В итоге не создастся группа как таковая.
Ответ: Все начинается с того, что ответственный исполнитель стремится озаботить всех общим виденьем проекта, а потом уже выясняется, кто каким разделом занимается. Нет, я этого не боюсь. Тут опыт есть. Вопрос другой - как выйти на такой уровень, чтобы в работе были мотивация и стимулирование?

Вопросы, которые задавали студенты в ходе акции «Задай вопрос Ректору»

Вопрос: Повысится ли стипендия в ближайшее время?
Ответ: Повышение стипендии планируется с 1 сентября 2007г.

Вопрос: Планируется ли создать в ближайшее время программу поддержки в приобретении жилья студентов и аспирантов ТУСУРа?
Ответ: Нам это категорически запрещено, как бюджетному учреждению, то есть мы не можем давать кредитов и вступать какие-либо отношения с банками. Мы бьемся с этими запретами, но не можем ничего сделать. Поэтому остается только одно - помочь заработать денег.

Вопрос: Почему при университете (в общежитиях и корпусах) нет пунктов медицинского обслуживания?
Ответ: Во-первых, это дорого стоит. Мы уже многократно этот вопрос обсуждали, в общем, несколько миллионов надо, причем только на эксплуатацию. Пока руки не доходят, откровенно говоря, но возможно, мы подойдем к созданию таких пунктов.

Вопрос: Проблема смесителей в кубовых общежитий…
Ответ: По мебели: у нас вопрос решается практически полностью. Сейчас на закупку выделено порядка 5 млн. руб. И, как мне говорят, проблема с мебелью снята будет полностью. Что касается смесителей, это никакая не проблема, это просто недоработка технического обслуживания. Необходимо давать сигналы О.Е.Трояну, А.В.Хомушкину, так как они могут и не знать о всех проблемах. Что касается модернизации кубовых, то часть их, уже почти половина, переоснащена, но это не быстрый процесс. Надо понимать, что из инновационной программы нам не разрешено использовать деньги на ремонты, на общежития.

Вопрос: Планируется ли ремонт аудиторий корпусов ФЭТ и РКФ? Например, в некоторых аудиториях радиотехнического корпуса в место окон - целлофан.
Ответ: Сейчас там почти не осталось неотремонтированных аудиторий. И сейчас в рамках подготовки будет отремонтировано 35 аудиторий, в том числе и в РК. Целлофан там введен как третий тепловой контур. С реки дует, корпус железобетонный, несмотря на все усилия, тепло очень плохо держится. Установка пластиковых окон с тройным стеклопакетом решает проблему, но это дорого. Я думаю, за пару лет мы эту проблему решим. Ограничение одно – средства. Вы должны понимать, что государство на ремонт денег нам практически не выделяет.

Вопрос: В инновационном вузе существует проблема: в общежитии зачастую каждый второй студент имеет компьютер, но ему некуда его установить - в комнате одна розетка. А мы должны понимать, что сейчас пять электрических приборов просто необходимы.
Ответ: Просто установка новой розетки проблему не решает, нужна переделка всей электропроводки. Если прикинуть, миллионов 30 необходимо на эти цели. Их сейчас нет. Есть возможность установки дополнительных розеток, но надо тогда решать, кто это будет оплачивать.

Вопрос: Почему бы в ТУСУРе не создать факультет защиты информации или информационной безопасности? Что вы думаете по поводу объединения кафедр КИБЭВС на ФВС и РЗИ. Таким образом ТУСУР может открыть новую специальность, а также выйти на новый уровень подготовки специалистов по защите информации.
Ответ: Сразу хочу сказать, что я категорический противник объединений, перестановок и ликвидаций. Прежде всего у нас на четырех кафедрах занимаются информационной безопасностью всего пять специальностей. Межфакультетские перестановки вообще взрывают университетское сообщество, и выигрыш будет мизерный, а ущерб от такого перетаскивания будет колоссальный. Выбьем сразу два факультета и две кафедры из нормальной работы на год – точно. Только кажется, что переставил и тут же повысилось качество. Взаимообогащение - вот это идея хорошая.

В кредитной системе перемещение станет простым делом: если хотите, записывайтесь, слушайте курс лекций. В рамках существующих технологий это невозможно, я думаю, что со временем этот вопрос решится.