«Школа образовательного ориентирования». Так называлось образовательное событие, проведенное 9-10 сентября для студентов дистанционной формы обучения первого курса ТУСУР. Разработчиками и организаторами Школы выступали участники Инициативного образовательного движения «Нужное действие» при поддержке учебного отдела ТМЦДО и Кафедры культурологии и социологиии ТУСУР, объединенные во временный творческий коллектив.

Школа явилась одним из первых шагов по разработке группового проектного обучения для студентов - дистантников и их тьюторского сопровождения.

При подготовке Школы организаторами выбирались и ставились разные задачи.

Задача минимум - познакомить студентов и создать пространство для их взаимоузнавания (они впервые были в Томске и видели друг друга) - была достигнута самим способом организации Школы: работой в микрогруппах, выступлениями от групп, групповой экспедицией. Знакомить, действительно, надо не «в упор», а через совместную деятельность.

Более сложная задача состояла в том, чтобы студенты смогли ощутить свое образование шире, чем просто процесс получения знаний, умений и навыков в вузе. Чтобы они могли понять и назвать, в каких событиях их жизни тоже происходило образование. Трудность состояла в том, что студенты воспринимают такие события отдельно от понятия «образование» и не понимают, как возможно их учитывать при построении собственной образовательной траектории.

Следующая задача и следующая трудность: схематизация наработанного содержания. Навык схематизации очень ценен как умение оформлять свои мысли и идеи, свое понимание предмета. Работа в группе показала примитивное понимание принципов схематизации и полную неготовность упаковывать свои мысли в продукт, который могут использовать и другие люди.

Большим плюсом явилось то, что большинство студентов имели среднее специальное образование и опыт работы, что делало их гораздо менее инфантильными по сравнению с первокурсниками - очниками. Однако эта же причина имеет результатом другую специфику этих студентов: отсутствие у подавляющего большинства из них настоящих амбиций и зацикленность на финансовом факторе и индикаторе успеха. При этом, кроме денег, эти студенты больше ничем не умеют мерить успешность, только деньги они видят основным условием достижения успеха. К сожалению, подобная стереотипность мышления наблюдается практически повсеместно: за «мечтой» скрывается удовлетворение бытовых потребностей (дом, машина, комфортный отдых). А появившееся в ходе дискуссии понятие «свое дело» как основную ценность содержало, как оказалось, все те же деньги.

Вообще же, выявившиеся в ходе разговора ценности студентов не характеризуют их как готовых к предпринимательской активности, кооперации, риску, принятию ответственности и управленческих решений.

Презентация Томска в качестве ТВЗ, рассказ о перспективах развития региона и последующее их обсуждение во второй день выявили отсутствие у студентов масштабности мышления и умения соотносить себя с большими перспективами и тенденциями развития территории. Полученная информация не была принята к сведению и не отразилась на видении своей ситуации. Однако здесь важен сам прецедент демонстрации иных по масштабу горизонтов деятельности и их обсуждение. Поэтому проведенная работа направлена, скорее, на эффекты, чем на прямые результаты.

Еще один способ смены масштаба мышления - это соотнесение себя с городской средой другого города (Томска), в котором большинство студентов были впервые. Результат Экспедиции по городу, которая состоялась во второй день Школы, для меня неоднозначен: часть студентов, думается мне, смогла уловить смысл этого действия, хоть и не смогла внятно его объяснить. Другая часть студентов «выпала» из Экспедиции, формально присутствуя, но фактически своим поведением показывая свои обыденные способы «городского поведения» и не улавливая значения формата образовательного события. Но все-таки примерно половина группы сумела через ощущения иной городской среды почувствовать другие способы жизни и деятельности.

Что касается финальной сборки Школы, то здесь, как и ожидалось, студентами мало чего было сказано содержательно и по существу: отчасти из-за отсутствия у первокурсников развитого аналитического словаря, отчасти из-за непривычности самого формата Школы, но главное, из-за того, что в самых своих сложных задачах Школа явилась все-таки таким образовательным мероприятием, которое направлено больше на эффекты, чем на прямые результаты, а эффекты возможны лишь при программном действии, предусматривающем сложность, системность и определенную длительность.