Беленькая коробочка с экраном и мини-клавиатурой. Это «Символ» - прибор, из-за которого две страны включились в гонку - Россия и Казахстан. Кто первый официально введет его как элемент учебного процесса в средней школе? Идея и исполнение «яблока раздора» - наши, тусуровские.

«Символ», «Символ»... Чего им так тусуровцы гордятся? Поставь обычный компьютер перед школьником, ничего больше и не надо», - так говорят те, кто мельком слышал о приборе.

«Это гениально!» - так говорят те, кто видел прибор.

Я видел и нажимал кнопки. И сейчас расскажу, почему все, попользовавшись «Символом» хоть чуть-чуть, остаются в таком восторге.

Зачем?

Аппарат очень простой. Он нужен для проверки знаний. Школьников там, или студентов. Дают вопрос. Проверяемый набирает на приборе ответ. А прибор ему сразу в лоб: «правильно», или «давай, думай еще». Это если в режиме самоконтроля. Есть режим контроля. Это когда ответил, а прибор ничего не скажет. Учитель его заберет, прицепит к USB. И уже учитель на компьютере будет видеть: правильно ты задачку решил или нет.

Семь плюсов и восьмой плюсище.

Плюс первый. Игра. Учеба превращается в игру. Балбесы и умники, которые устают от долгих писаний в тетрадях, могут переключиться на другую деятельность. Нажимая кнопки - учиться интереснее. Значит, и полезнее.

Плюс второй. Скорость. В тетрадях не надо писать решение задачи. Писать вообще ничего не надо. Потому на задание времени тратится куда как меньше. И за один урок пройти успевают больше.

Плюс третий. Мгновенность результата. Не путайте, это не повтор второго плюса. Речь про то, что результат известен сразу. Сдают, к примеру, бедные дети ЕГЭ. Ответили на тесты и не надо им, несчастным, мучаться и ждать результата. Вот он, сразу готов.

Плюс четвертый. Учительское счастье. Представляете, как удобно учителю не проверять 30 тетрадей, а посмотреть на таблицу в компьютере. «Символ» - оценка каждому уже есть объективная и оперативная. Учитель должен теперь определить, какую тему с кем «подтянуть».

Плюс пятый. Объективность. Тут всё ясно. Любимчиков у машины нет. Ты или ответил или нет. Хорошо ученику - не будет пустых придирок от учителя. Хорошо учителю - никто не обвинит в симпатиях и антипатиях.

Плюс шестой. Компактность. И тут чего объяснять? Или компьютер стоит на каждом столе в классе. Или маленькая коробочка в руках. И работать удобнее, и хранить. Может проще взять КПК - карманный портативный компьютер. Нет, не проще, ведь есть…

…Плюс седьмой. Дешевизна. Вместо одного не самого лучшего компьютера школа может купить целый класс «Символов». КПК? Ну, хорошо. Десять «Символов» вместо «наладонника». Еще и представьте, сколько шпаргалок можно всунуть в КПК. См. Плюс пятый.

Плюсище. Подошли к самому главному. Главное, что вопросы можно задавать с помощью «Символа» любые. Не надо делать выбор между несколькими вариантами ответов. И нажимать A, B, C, D. Можно спросить: Первая строчка «Евгения Онегина»? И ответ надо будет набрать: «Мой дядя самых честных правил». Можно спросить: Имя императора Японии? И ответ надо будет набрать: Акихито. «Символ» знает ответы на миллионы, миллиарды вопросов. Как это возможно? Элементарно. В основе прибора лежит тусуровская гениальная в своей простоте идея.

«Символ» не знает ни одного ответа. Это железка. Тот, кто отвечает на вопрос, открывает учебник. Там написано. «GT5 Название газеты ТУСУРа». Отвечающий вводит написанный там код вопроса GT5 в «Символ». Теперь отвечает. «Радиоэлектроник». Жмет enter. Машина пишет: правильно! Браво. Бис. Секрет в том, что GT5 - это не код вопроса. Это не вопрос. Это ответ. Закодированный по специальному алгоритму. Секрет кодировки - это тайна. Закодировать ответ могут составители учебных пособий. И не в человеческих силах догадаться, что GT5 - это «Радиоэлектроник». Разгадать код, зная несколько ответов в нормальном и шифрованном виде, не под силу обычному компьютеру. Алгоритм разрабатывала кафедра высшей математики ТУСУРа. Заведующий кафедрой Л.И. Магазинников испытывал «Символ» на студентах. 19 приборов он забраковал. Только 20-й получил право на жизнь.

«Символ» постоянно совершенствуется в КБ «Импульс». Он обрел инфракрасный порт, сейчас готовится модель с радиосвязью, чтобы не нужен был учителю кабель USB. Для Казахстана разработана специальная модель с тремя языками, тремя алфавитами. Казахстан хочет быстрее России ввести «Символ» на официальном уровне, чтобы казахские школьники учились с его помощью и сдавали тамошний ЕГЭ. В России тоже к этому всё идет. Департамент образования Томской области проводит эксперимент в томских школах. Итоги пойдут в Москву, чтобы тусуровский «Символ» был скорее официально введен в России.

Тусуровская разработка, в основе которой гениальная идея, занимает свою точную, никем до сих пор не занятую нишу. А вы, компьютер, компьютер…