Хочется начать этот материал словами «интернет шагает по планете», но это будет неправильно. Он уже давно не «шагает», а плотно окутал весь наш маленький любимый шарик под названием Земля, своими проводами. И мало того, теперь еще и «поливает» поверхность планеты различными сигналами со спутника.

Но все это лирика - главное в другом: Интернет стремительно разоряет бизнесменов из совершенно разных отраслей! Газеты, телефонные компании и даже обычные розничные магазины терпят убытки из-за развития мировой сети. Человечество вступает в какую-то совершенно новую эпоху, и создается впечатление, что скоро пакет кефира можно будет заказать по проводам, и по этим же проводам получить.

Предпоследняя капля

Когда будет последняя капля, пока не ясно, но нехороший звоночек по поводу растущего могущества WWW уже прозвенел. Причем не раз, но самый свежий был совсем недавно. Онлайновый музыкальный магазин iTunes, торгующий музыкой в сжатом компьютерном формате, выбился в десятку наиболее популярных в США продавцов музыки. Об этом свидетельствуют данные исследования консалтингового агентства NPD Group, которое, в числе прочего, занимается исследованием музыкального рынка. И вот, по информации агентства, за последние три месяца продажи через iTunes, который недавно также начал торговать и видеоклипами, превысили объемы продаж розничных сетей по торговле компакт-дисками. Сразу три большие компании Tower Records, Sam Goody и Borders продали меньше, чем «какой-то» сайт.

Причем - сюрприз-сюрприз - первые по продажам в том же рейтинге идут вполне физические розничные сети Wal-Mart, Best Buy и Target, а за ними следует… интернет-магазин Amazon.com.

И, кстати, магазин iTunes принадлежит компании Apple, про которую РЭ уже писал.

Далее стоит сказать о том, как падают продажи печатных газет из-за глобальной сети. Все потому, что их читатели уходят в интернет. С октября прошлого года число уникальных пользователей сайтов американских газет выросло на 11 процентов. По мнению аналитиков, интернет-версии газет привлекают читателей оперативностью подачи материала и дополнительными интерактивными сервисами: дневниками, разделами с видеоинформацией, возможностью получить доступ к изданию с различных мобильных устройств.

К слову, чтобы далеко не ходить, можно рассказать о том, как недавно известное и авторитетное интернет-издание gazeta.ru, было продано за 5-10 миллионов долларов. Реальную цену ни продавец, ни покупатель не разглашают, но при этом эксперты оценивают сделку именно в такую сумму.

Подобные успехи доведут любого бизнесмена до нервного срыва. Даже самого богатого бизнесмена. Билла Гейтса, конечно.

Довели даже миллиардеров

Самый богатый человек мира и бывший генеральный директор компании Microsoft последние лет 8-10 пытается предсказывать будущее, думать о развитии информационных технологий и вообще вести образ жизни в соответствии со своим статусом. Однако последнюю пару лет ему это удается с трудом. Дело в том, что, по его (и не только) мнению, самый большой компании по производству и продаж компьютерных программ грозят убытки.

И хотя продажи операционных систем семейства Windows и программам для офисного использования MS Office ничего не угрожает, другие продукты компании никак не могут начать зарабатывать деньги.

Недавно во всю ту же глобальную сеть попала (!) внутренняя переписка топ-менеджеров Microsoft. Где, теперь уже председатель совета директоров компании Билл Гейтс и ее главный инженер Рэй Оззи, не стесняются в выражениях.

В своих обращениях к остальным менеджерам компании Гейтс и Оззи признают, что Microsoft не удалось занять лидирующее место на рынке компьютерных технологий, и если компания в ближайшее время не подстроится под изменения рынка, то весь ее бизнес может быть поставлен под вопрос.

Например, разговор идет о том, что Microsoft правила все свои проекты на рынке интернет-поисковиков. Там она по-прежнему уступает компаниям Google (об этой компании мы еще поговори отдельно) и Yahoo, которые предоставляет бесплатные услуги поиска информации и почты, но получают большие прибыли за счет рекламы

Письма Гейтса и Оззи своим подчиненным отличаются по объему и, следовательно, по детальности. Послание Билла Гейтса включает лишь 800 знаков, в то время как у Рэя Оззи их около 5 тысяч. Но по смыслу письма почти идентичны.

С первых слов опубликованных посланий становится ясно, что корпорация Microsoft находится в непростой ситуации. «Интернет-технологии за последние десять лет развивались стремительными темпами, и Microsoft приняла в этом процессе существенное участие, - пишет Рэй Оззи, - но предпринятых корпорацией усилий оказалось недостаточно». Примерно так же начинает и Билл Гейтс.

По словам Рэя Оззи, Microsoft разрабатывала целый ряд передовых программ, в том числе и поисковики, но все эти инициативы были провалены. «Со всеми нашими разработками мы должны были стать лидерами интернет-рынка. Мы знали, что поиск в интернете будет иметь большое значение, но услуги Google позволили этой компании занять невероятно сильные позиции. Созданная Google технология поиска обошла все созданные нами аналогичные программы, - возмущен Рэй Оззи.

В общем, есть от чего нервничать, тем более что все тот же Google уже увел из-под носа Microsoft несколько высококлассных специалистов. А теперь еще и богатеет на глазах.

Нехороший Google

Когда поисковик делал первые шаги и попутно зарабатывал первые миллионы, им все восхищались. Однако когда компания показала миру множество своих новых сервисов, а также выпустила акции на несколько миллиардов долларов, конкурентам стало не до снисходительных улыбок.

Когда несколько месяцев назад Google выставила для продажи на фондовом рынке США вторую партию своих акций, ее расхватали в первый же день. Это при том что количество акций равнялось 14,16 миллионов, и каждая изначально стоила 295 долларов. Сегодня, кстати, они оцениваются уже в 400 долларов - рекордный результат для интернет-компаний.

К слову, на данный момент Google оценивается примерно в 89 миллиардов, а это значит, что она уже обогнала по своей стоимости гиганта Time Warner. Но дальше - больше. Поговорим о причинах, которые заставляют пусть немного, относительно остального, но все же нервничать Билла Гейста и других миллиардеров.

Google при размещении акции продала не просто 14,16 миллионов, а 14159265 штук - что, вообще говоря, является восемью цифрами числа "Пи" после запятой, и, вероятно, является своеобразной шуткой основателей Google, окончивших Стэнфордский университет. А заодно неплохим пиар-ходом. Теперь все заголовки газет блистают фразой: «Google продаст число "Пи" за 4 миллиарда долларов».

И это, кстати, не единственный «привет от Google». Первичное размещение акций компании в прошлом году планировалось с таким расчетом, чтобы их общая стоимость составила 2,718281828 миллиарда долларов. А это, математики знают, является так называемым числом е или основанием натурального логарифма.

Что наша жизнь? Интернет-игра.

Однако, все эти миллиарды, которые обычный человек может представить с трудом, меркнут после одного интересного сообщения: «Несуществующий остров куплен за 26,5 тысяч долларов». Все дело в том, что один из участников сетевой ролевой игры Project Entropia приобрел на интернет-аукционе eBay остров, заплатив за него 26,5 тысяч вполне реальных долларов. А ведь этот самый остров не существует физически - он нарисован лишь в рамках виртуального игрового мира.

Правда, при этом остров считался очень привлекательным среди игроков Project Entropia: он был пуст, на нем находился лишь заброшенный замок, однако территория обладала богатым экономическим потенциалом - богатые дичью леса, горы и привлекательные пляжи. Заметьте, речь идет о виртуальном мире. Другой разговор, что все виртуальные деньги в этой игре можно менять на реальные. И вот недавно было объявлено, что остров окупился.

Тот самый покупатель вернул свои деньги менее чем за год. Он сдавал части острова в аренду другим игрокам и получал отчисления за работу на нём различных коммерческих предприятий!

И, кстати, группа американских ученых давно изучает рынок несуществующих вещей. Накануне ведущий специалист в этой области Эдвард Кастронова из университета штата Индиана пришел к выводу, что глобальный оборот этого рынка составляет 100 миллионов американских долларов. Ну, чем не деньги из воздуха?

Наши в сети

Томск, как крайне интернетизированный город (хотя есть куда стремиться), тоже не отстает от мировых тенденций. Хочется даже сказать, что опережает, и это будет недалеко от истины. Дело, правда, не в технологиях, а в появлении электронных магазинов. Сегодня их на просторах городской сети столько, что считать надоедает, и при этом все время появляются новые. А когда родился на свет самый первый, уже трудно вспомнить.

И, кстати, об этом РЭ тоже уже писал, есть в сети и наши, университетские представители. Причем всех пород е-коммерции.

Первый сайт, который входит в десятку самых популярных интернет-ресурсов Томска, это поисковик seek.tomsk.ru, который был создан несколько лет назад студентами, а ныне выпускниками и состоявшимися инженерами Евгением Дунаевым и Станиславом Елисеевым. Они полтора года назад окончили кафедру АСУ факультета систем управления. Это, так сказать, к вопросу о нашем Googl’е.

Далее можно и нужно упомянуть поисковую или единую справочную систему, как называет ее сам автор, работающую строго по направлению «компьютерная и цифровая техника». Она находится по адресу ess.tomsk.ru.

Причем при тестировании выясняются очень интересные детали: механизм поиска ESS понимает самые изощренные запросы. Такие, что его ближайший конкурент, сайт beta.tomsk.ru, не переваривает вовсе.

Автора сайта зовут Андрей Панин, он студент четвертого курса ФЭТа.

Ну и последний, вполне работоспособный и полноценный интернет-магазин создал выпускник ТУСУРа, экономист по специальности, Константин Налимов. Его сайт находится по адресу wg.tomsk.ru - это е-магазин по продаже книг.

В свое время Константин устал искать и не находить книги в обычных магазинах города, а потому решил создать виртуальное место, где найти можно если не все, то почти все. Так появился магазин, и сегодня в нем можно найти более 100 тысяч наименований, которые можно смело заказывать. Ну, и цена, в силу виртуальности заведения, будет ниже, чем обычно.

Разумеется, будет справедливо упомянуть о том, что все эти сайты не смогут составить хоть какую-то ощутимую конкуренцию их физическим аналогам. Google никогда не узнает о существовании Seek, система ESS является узконаправленным примером своего прототипа системы Яndex Market от известной компании, а книжная сеть КнигоМир имеет такие обороты, что WG и не снились.

Но при этом не стоит забывать - над Google тоже все долго хихикали. Что получилось, мы теперь знаем.

А пока, независимо от чьего либо желания, электронная коммерция продолжает расти. В Томске, например, интернет-магазины цифровой техники уже заставляют снижать цены большие компании. Про сотовые телефоны даже говорить не будем.

В качестве эпилога еще немного данных: объем розничных интернет-продаж в США в 2003 году составил 96 миллиардов долларов. То есть он был равен трети годового бюджета России того времени. На сегодня подобных данных нет, но не вызывает сомнений, что на убыль эта тенденция не пошла.