Вячеслав Михайлович Дмитриев, заведующий кафедрой ТОЭ, декан ОФО, директор ВКИЭМ один из немногих в нашем вузе людей, с которым нам, журналистам, работать - одно удовольствие. И информаций разных, когда ни обратись, у него много, и к общению этот человек всегда открыт. Скажем больше, многое он просто предвосхищает. Только захотели мы к его юбилею материал написать (24 апреля Вячеславу Михайловичу исполнилось 60 лет), позвонили с просьбой о встрече, как он сам прислал «интервью с собой». И нам оно показалось настолько законченным, что добавлять что-нибудь от себя не захотелось.

- Кем Вы себя видели в юности и насколько у Вас совпали реальность и мечты?

- Поначалу хотел стать геологом. Рос в Бийске, на Алтае, где много красивых горных маршрутов. Начало 60-х - это время исканий и романтики для молодежи той поры. Затем наступило 12 апреля - полет Гагарина и родители очень захотели, чтобы их сын поступил в авиатехническое училище и пошел по стопам первого космонавта. Но потом я увидел телепередачу из Томска, где веселые МИПовцы из политехнического звали ребят заниматься кибернетикой. Название меня заинтриговало, и через год я уже поступил в Томский политехнический институт на факультет автоматики и вычислительной техники, о чем до сих пор и не жалею.

- Что дали Вам студенческие годы?

- Они пришлись на знаменитые 60-е. Это время Хрущевской оттепели, физиков и лириков, мощного взлета поэзии и прорыва в космос. Был дан глоток свободы, правда, еще не рыночной, освободилось большое количество творческой энергии, направленной на преодоление высоких рубежей, особенно в науке. Повсюду были научные коллективы со своими яркими лидерами, гласное и негласное соревнование различных школ, создавались лаборатории и институты. И конечно, в такой атмосфере всеобщего научного творчества невозможно было остаться в стороне от научных исследований. Уже с первого курса я поступил работать лаборантом на свою кафедру (тогда было такое понятие как рабочие студенты) и начал заниматься исследованиями в области автоматики и систем управления. Направление по тем временам молодое и наши учителя были чуть старше нас.

- А каково на Ваш взгляд отношение современного студента к научным исследованиям.

- Современный студент весьма прагматичен и прежде чем-либо заняться задается вопросом, а что от этого я буду иметь? С таких позиций лучше заниматься бизнесом, а наука имеет другой вектор развития личности. Здесь самоограничение и большая увлеченность делом, страсть к исследованиями и умение терпеливо добиваться результата. Наука, даже фундаментальная, это заказ государства или общества. Сейчас этот заказ весьма скромен и это чувствуют студенты. Однако положение понемногу меняется, и появляются заказчики в лице крупных компаний. Государство сейчас выделяет больше грантов на науку. В аспирантуры появился конкурс и не только из желающих откосить от армии. Но блеск в глазах, который зажигают красивые научные идеи, доводится видеть, увы, не часто.

- Каким должен быть современный ученый, считаете ли вы себя таковым?

- Современная отечественная наука старается идти в ногу с западной. Поэтому приоритет имеют разработки, актуальные на сегодняшний день, имеющие инновационный характер. Работы ведутся под конкретный заказ по четко спланированным проектам под руководством опытных менеджеров и разработчиков. Наука здесь как отдельная материя исчезает и присутствует в неких модельных формах на каждом этапе разработки, включая организацию и управление проектами. В этой новой реальности абстрактные научные изыскания сродни хобби и мало кому интересны, кроме самого автора. Сейчас, грубо говоря, к сгенерированной научной идее мало приделать голову, нужны еще руки и ноги, чтобы она научилась ходить, то есть была внедрена на рынке. Вот таким ученым - менеджером нового типа я и стараюсь стать, подчиняясь веяниям времени, хотя это и очень сложный и трудный процесс.

- Как получилось, что Вы оказались в ТУСУРе? Часто ли Вам приходилось менять свои привязанности.

- Вся моя профессиональная жизнь проходит в Томске. ТПУ мне дал хорошее образование. ТГУ привил любовь к науке и научным исследованиям, там я защитил кандидатскую и докторскую диссертации, там произошло своеобразное завершение этапа учебы. ТУСУР уже стал местом приложения накопленных знаний, сил и способностей. Здесь я возглавил кафедру теоретических основ электротехники, создал Высший колледж информатики и в команде нового ректора образовал и руковожу отделением фундаментального образования. Но научные исследования остаются все равно любимым детищем. Это как в известном анекдоте, что бы ни делал, все равно пулемет получается.

- У Вас большой опыт преподавательской деятельности и научного руководства. Что, на Ваш взгляд, основное и важное в работе преподавателя?

- Помимо глубоких знаний предмета, уважение к студенту и терпение. Считаю, что преподаватель должен работать в малых аудиториях и иметь возможность дойти до каждого студента, тогда они будут друг другу взаимно полезны. Кроме того, по настоящему ценны те преподаватели, которые помимо трансляции учебника могут поделиться и своими научными познаниями в данной области. Студенты тонко отличают преподавателя- ученого от преподавателя-транслятора и перестают посещать его занятия, справедливо полагая, что прочитать материал они смогут и сами. Именно таких преподавателей в первую очередь и вытеснит набирающее обороты электронное образование, где студенты основную часть знаний будут получать самостоятельно.

- И как же должно быть устроено образование студента, чтобы на выходе из вуза он был компетентным специалистом?

- Вопрос конечно для целой академии педагогических наук, но рядом наблюдений из жизни можно поделиться. Берусь утверждать, что «Учеба» это такая же профессиональная деятельность как и все остальное. Поэтому сначала надо научиться учиться. Недаром отсев на первых курсах самый большой. И здесь важную роль играют преподаватели, которые и должны на начальном этапе помочь студентам овладеть не только физикой и математикой, но и технологией обучения. Далее на старших курсах студенты могут большую часть знаний приобретать и самостоятельно. Но в современной высшей школе как раз самые большие проблемы касаются, во- первых, отсутствия у молодых преподавателей знаний и навыков в психолого-педагогической сфере обучения, а у опытных преподавателей старшего поколения зачастую нет возможностей для быстрого овладения методиками и средствами электронного образования, чтобы научить этому студентов. К тому же сильно отстает от западных университетов и оборудование наших лабораторий, где студенты могут приобрести глубокие практические навыки.

Поэтому университет будущего мне представляется с сильным отделением общеобразовательной подготовки, где работают преподаватели-педагоги, многоуровневой схемой обучения - для предоставления студентам того уровня образования, которому соответствуют их способности. Также он должен обладать мощными современными лабораториями, которые не обязательно расположены в учебных корпусах, но могут быть и в составе фирм, образующих научно- производственный пояс университета и где работают преподаватели-специалисты.

- 60-летие - важный рубеж в жизни человека. Какие собственные достижения Вы для себя выделяете?

- Особо важным для себя, считаю то, что еще есть мечты и планы что-то делать. Достижения лучше оценивать со стороны, но за последние семь лет в команде ректора удалось реализовать кое-что из того, что я вкладываю в понятие «университет будущего».

Было создано отделение фундаментального образования (ОФО), для которого были разработаны и введены в учебный процесс реально-виртуальные автоматизированные компьютерные лаборатории и компьютерные классы, значительно улучшилось качество учебно-методического материала, интенсивно ведется информатизация и автоматизация основных и организационных форм процесса обучения, открываются новые специальности. Продолжает развиваться Высший колледж, в котором учится уже шесть студенческих групп и созданный на его базе Школьный университет, построивший сеть профильного обучения информационным технологиям для 400 школ страны. Все эти звенья образуют новые технологии непрерывного многоуровневого образования, которые в ближайшие годы предстоит развивать уже на всех факультетах университета. Здесь мы выступаем в роли испытательного полигона для накопления опыта для себя и для других. Ну и конечно научные исследования. Недавно удалось завершить построение универсальной расчетно-моделирующей среды для широкого класса технических устройств и систем, ввести такое понятие как реально-виртуальные структуры и воплотить его во многих реально-виртуальных лабораториях, которые созданы нашей научной группой РЕВИКОМ и успешно работают во всех ведущих вузах Томска, а также и в других городах.

- Расскажете о Ваших дальнейших профессиональных планах?

- Они весьма обширны. Как говорят, поделись своими планами, чтобы насмешить бога, но с другой стороны мечтать, говорят, не вредно. Поэтому можно сказать о главном, которое касается создания института в составе нашего университета с функциями научно-образовательного учреждения. В задачи института прежде всего входит развитие и совершенствование многоуровневого образования, которое будет начинаться в профильных классах лицеев и школ и заканчиваться в магистратуре и аспирантуре. Так как современное образование невозможно без сильной научной и лабораторной базы, то другой задачей института будет развитие научных исследований, связанных с созданием и применением компьютерных систем моделирования и проектирования, а также с разработкой программно-аппаратных комплексов для автоматизации образования и управления сложными техническими системами. Все эти исследования уже активно ведутся в рамках научной лаборатории РЕВИКОМ кафедры ТОЭ и в СКБ ПАРУС, которое входит в состав Высшего колледжа информатики. Объединяя усилия, мы надеемся получить значительный эффект.

- Насколько разделены в Вашей жизни работа и семья?

- Стараюсь органично объединить эти два понятия в своей жизни. Моя жена всегда поддерживала меня и особенно в трудные моменты нашей жизни, создавая все условия для того, чтобы быт не отбивал желание работать. Сейчас, когда многие вопросы решены, я постарался создать такие же условия и для нее. Мой сын и невестка руководят Школьным университетом в ТУСУРе и продолжают начатое дело. Зачастую обсуждение планов и текущих проблем происходит в семейной обстановке, бывает спорим и серьезно, но это на мой взгляд только укрепляет и объединяет семью.

- Ваша мечта.

- Хотелось, чтобы сохранялись возможности для реализации намеченных планов, чтобы оставаться на солнечной стороне жизни.

- У Вас интересное хобби - ироническая поэзия…

- Да я сочиняю эпиграммы, шутливые поэтические портреты на друзей, а иногда и на самого себя.

- Ну, например.

- Пришла весна, сосульки тают,
Звучит весенняя капель
Пусть годы жизни пролетают
Но все равно я жду апрель!