Если же говорить о стоимости таких ездящих крепостей, то точного ответа здесь нет - вмонтируют любой каприз, дайте только денег. Директор по маркетингу известной фирмы, специализирующейся на бронировании, "Скалетта молони арморинг" Дон Трейнор лаконичен: "Верхней планки нет. Поставить пуленепробиваемые стекла можно и за 25 000 долларов, а сделать машину "неподрываемой" обойдется в миллион, а то и больше".

Президенты стран европейской большой семерки, как и лидер США, ездят исключительно на автомобилях национальных производителей. Герхард Шрёдер, отказавшись от традиционного для прежних лидеров Германии Мерседеса, пересел на Ауди-А8. Сообщали также, что канцлеру передали и один из первых «фольксвагенов-фаэтон», естественно, бронировав "народный" лимузин. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр передвигается на одном из трех "дэймлеров" - самой престижной версии "Ягуара-XJ 12" ценой более 300 тысяч фунтов стерлингов. Трехтонные "броневики" развивают 240 км/ч и оснащены сенсорами, засекающими попытку "чужого" проникнуть в салон.

В СССР генеральные секретари тоже ездили непременно на отечественных ЗИЛах. Но первый президент России пересел в «Мерседес-Бенц Пульман». Лимузин сделан не тюнинговой фирмой, а специалистами особого подразделения «Мерседес-Бенц».

Самолет для Блэра

Главе британского правительства совсем недавно купили новый, собственный самолет. До сих пор для полетов в соседние страны Тони Блэру приходилось одалживать небольшой лайнер у королевы Елизаветы II, а для всех остальных, более далеких маршрутов, премьеру фрахтуют у авиакомпании British Airways пассажирский "Боинг-777". В общем, у Блэра будет такая же игрушка, как и у президента США.

У последнего два самолета "Боинг-747 200В" с экипажем по 26 человек. В каждом - парадный и рабочий кабинеты, конференц-зал, столовая, гардеробная, ванная комната и две кухни. Президентский борт числится в военно-воздушных силах под номером 1, по-английски Air Force One.

Blair Force One - так уже прозвали летающий лимузин Тони Блэра - лет на 15 новее своего американского аналога и оснащен еще более современной электроникой. Он будет переоборудован из самолета-заправщика, задача которого - дозаправлять в полете истребители. 25 таких летающих танкеров поступят вскоре на вооружение королевских ВВС, а 26-му уготовано более почетное назначение.

Американский президент обычно пользуется для полетов авиабазой Эндрюс, а британский премьер - к недовольству своей охраны - отправляется из обычной VIP-секции лондонского аэропорта Хитроу, и возит его гражданский экипаж авиакомпании British Airways.

Все самолеты данного типа снабжены средствами защиты от зенитных ракет, а Тони Блэру приходится летать туда, где премьерский борт вполне могут попытаться сбить, например, на Ближний Восток или в Афганистан. Наземным террористам также будет труднее угрожать премьер-министру, самолет которого обслуживают военные. Кстати, у Романа Абрамовича самолет также оснащен такими системами.

Новый представительский самолет сможет покрывать расстояния порядка 10 тысяч километров. В связи с этим премьеру, видимо, придется делиться им с королевой. Недавно для полета в Австралию - государство, которое возглавляет Елизавета II - Ее Величеству пришлось довольствоваться первым классом регулярного рейса. Собственный, небольшой лайнер королевы Whisper jet имеет скромную максимальную дальность полета.

А вот пожизненному президенту республики Беларусь своим самолетом делиться ни с кем не придется - ему эту игрушку купили в прошлом году. Правда, у «батьки» по сравнению со своим американским коллегой, самолет более скромный - “Боинг” эксклюзивной модели “737 Бизнес-Джет”, построенный в Сиэтле. Хотя летающая гостиница стоимостью более 100 миллионов долларов вряд ли может считаться «более скромной». На борту белорусского борта номер один есть комфортные диваны, тренажерный зал, спальня, бестеневое освещение и еще много чего приятного. Правда, по некоторым политически обстоятельствам, на этом самолете президенту летать далее своих границ нельзя, но это мелочи.

Домик для Саддама

А вот учитывая, что бывшего руководителя Ирака уже давно никуда не пускали, а ездить ему далеко было незачем, он строил себе исключительно уютные бункеры.

По словам Эссера, архитектора, который проектировал один из бункеров в Центре Багдада, президентское убежище устоит, даже если ядерная бомба разорвется в 250 метрах от него. Бомбоубежище составляет пять этажей. Вход в него заслоняют трехтонные двери швейцарского производства. В бункере, в котором могут поместиться до 50 человек, есть несколько потайных выходов и тоннелей. Один из них ведет к берегу Тигра. Сверху убежище прикрыто президентским дворцом. Чтобы атаковать бункер, нужно к нему подойти и зайти внутрь.

Бункер "Абу махаби" ("Отец бомбоубежищ"), или "Аль-Фирдоус Аль-Ардый" ("Подземный сад"), построен был 1983 году. Строительство обошлось в 150 миллионов долларов. В нынешнем эквиваленте это около 550 миллионов. В бункере есть даже два бассейна - мужской и женский. Тогда Карл Эссер лично показывал его будущему хозяину, Саддам Хусейн остался доволен.

Известно имя еще одного архитектора, который 20 лет назад работал над будущим убежищем иракского диктатора - это австриец Лоренцо Альдо де Буффало. Недавно он признался, что в 80-х строил по специальному заказу Саддама Хусейна "гостиный двор с шикарно оборудованным бункером в центре Багдада". В беседе с журналистами де Буффало выразил сожаление, что у него не сохранились чертежи. По его словам, ему тогда слишком хорошо заплатили, чтобы нарушать контракт.

По сообщению CNN, бомбардировщики Б-52 американских ВВС прицельно сбрасывали на один из президентских бункеров (так называемые "проникающие" двухтонные бомбы). По мнению Эссера, они не способны причинить его творению и людям, которые в нем скрываются, никакого вреда. Такой вот «домик в Багдаде».

Автор: Влад Серов