Первые люди (или очень богатые люди) всегда пользовались особым спросом у двух частей населения своей страны - простых граждан и, как это теперь принято говорить, террористов. Если перечислять всех более-менее видных исторических деятелей, кто погиб от рук злоумышленников, то этой газеты не хватит точно. Самым, пожалуй, показательным примером отвратительной работы спецслужб будет убийство президента США Джона Ф. Кеннеди. Но, впрочем, возвращаясь к нашим помпеям, можно вспомнить покушения на генерального секретаря Союза ССР Леонида Ильича Брежнева. Правда, народу после того раза скажут, что злоумышленник стрелял в машину с космонавтами.

Так или иначе, с тех пор как появилось разделение среди людей на начальников и подчиненных, первые начали придумывать себе дополнительные способы защиты. Не будет гадать, были ли это бронированные слоны в Индии, или скоростные олени на Чукотке - поговорим о современных «первых» и их взрослых игрушках.

Машинка для Буша

Кадиллак президента Кеннеди, в котором он проезжал в свой последний раз по улицам Далласа, был открытым. Это противоречило всевозможным инструкциям безопасности. Например, на недавней инаугурации Джорджа Буша Младшего, даже вокруг трибуны, с которой он принимал присягу, был сделан «чехол» из пуленепробиваемого (а, вообще говоря, наверное, и ракетоустойчивого) стекла и таких же плит.

Что же касается авто для первых лиц страны, то они появились еще в 1930-м году. С тех пор моттобезопасность, разумеется, шагнула далеко вперед, но принципы остались прежними - уберечь пассажиров от дерзкого покушения.

Каждая поездка президента США больше напоминает военную операцию. Вместе с «автомобилем номер один» парк главы Америки содержит еще порядка двадцати авто для персонала - это и внедорожники охраны, и специальная карета скорой помощи. Но, конечно, наибольший интерес представляет именно президентский «Кадиллак-Де Виль». Правда, от серийной машины длиной 4,8 м и массой 1,5 т осталось разве что название.

Принципы постройки VIP-экипажей едины для всех, независимо от цвета кожи и волос. Но первый авто Белого дома - один из самых ярких примеров такой реализации.

Почти пятиметровая крепость на колесах одета в мощнейшую броню, точный рецепт которой, конечно же, строжайший секрет. Некоторые фото позволяют оценить толщину дверей лимузина - под 120 миллиметров. Каждая такая дверка весит более 100 килограммов. Разумеется, открывается все это дело с помощью гидравлики - вряд ли президент каждый день ходит в тренажерный зал. Кстати, все остальные кузовные детали весят не меньше.

Пол президентомобиля тоже укреплен, и больше напоминает днище танка. Как правило, он дополнительно усилен противоосколочным армированным волокном. Такая защита позволяет противостоять взрыву трехкилограммовой тротиловой шашки непосредственно под машиной. Даже взрыв нескольких гранат, в крайнем случае, выкинет автомобиль с дороги, но его пассажиры вряд ли получат серьезные травмы.

Боковые панели в разрезе - своего рода бутерброд из листов высокопрочной стали и пластика, соединенных стальными усилителями. В Кадиллаке президента США нашли применение также титановые сплавы и композитные материалы.

Пули не опасны также и для окон автомобиля. Они - десятислойные, толщиной 60 миллиметров, с внутренним поликарбонатным покрытием для защиты от осколков и выдерживают обстрел с нескольких метров из автоматического оружия и знаменитого "Магнума" 44-го калибра.

Стекла лимузина не опускаются, а несанкционированно открыть двери снаружи невозможно. Для общения с внешним миром служит интерком "салон-улица", такое же устройство позволяет VIP-пассажирам общаться с водителем через 30-миллиметровую стеклянную перегородку.

Стрелять по колесам такого авто тоже бесполезно. Из специальной конструкции дисков и шин трехтонный автомобиль «не скрипя» проедет на спущенных колесах дополнительно 100 километров с такой же скоростью в час. Больше для обеспечения безопасности вряд ли и понадобится.

Специальное герметизирующее наполнение бензобака не допустит утечки паров топлива. Под капотом - система пожаротушения - на всякий пожарный.

Конструкторы-параноики предусмотрели даже возможность биологической или химической атаки. Автомобиль можно опечатать и воздух извне не проникнет в салон. Баллоны с кислородом обеспечивают полную автономность в течение нескольких десятков минут. Кроме того, в "Автомобиле № 1" хранится запас донорской крови.

Из президентского Кадиллака нетрудно связаться с Белым домом, самолетом и вертолетом президента, да и с любой точкой мира. Кстати, пресловутая "красная кнопка" может быть тоже нажата именно здесь, в салоне президентского "Де Виля".

Если же говорить о стоимости таких ездящих крепостей, то точного ответа здесь нет - вмонтируют любой каприз, дайте только денег. Директор по маркетингу известной фирмы, специализирующейся на бронировании, "Скалетта молони арморинг" Дон Трейнор лаконичен: "Верхней планки нет. Поставить пуленепробиваемые стекла можно и за 25 000 долларов, а сделать машину "неподрываемой" обойдется в миллион, а то и больше".

Президенты стран европейской большой семерки, как и лидер США, ездят исключительно на автомобилях национальных производителей. Герхард Шрёдер, отказавшись от традиционного для прежних лидеров Германии Мерседеса, пересел на Ауди-А8. Сообщали также, что канцлеру передали и один из первых «фольксвагенов-фаэтон», естественно, бронировав "народный" лимузин. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр передвигается на одном из трех "дэймлеров" - самой престижной версии "Ягуара-XJ 12" ценой более 300 тысяч фунтов стерлингов. Трехтонные "броневики" развивают 240 км/ч и оснащены сенсорами, засекающими попытку "чужого" проникнуть в салон.

В СССР генеральные секретари тоже ездили непременно на отечественных ЗИЛах. Но первый президент России пересел в «Мерседес-Бенц Пульман». Лимузин сделан не тюнинговой фирмой, а специалистами особого подразделения Мерседес-Бенц».

Автор: Влад Серов