Фото: tv2.tomsk.ru

Как в ТУСУРе работает программа инклюзивного образования.

В начале октября делегация кафедры истории и социальной работы гуманитарного факультета вернулась из Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (Казахстан), где состоялась «Осенняя» школа» по вопросам социальной работы вузов. ТУСУР представил свой практический опыт развития программы инклюзивного обучения, который вызвал большой интерес научного сообщества. Над уникальным проектом по созданию комфортных условий обучения для студентов с ограниченными возможностями в ТУСУРе работают около десяти лет.

Помощь в социальной адаптации

С 2006 года в ТУСУРе на кафедре истории и социальной работы проводятся исследования в области инклюзивного образования. Инициаторами выступили сами студенты гуманитарного факультета, которые работали по технологии группового проектного обучения. Со временем некоторые проекты получали новое развитие, приходили новые участники, преподаватели и студенты знакомились с опытом других вузов, появлялись новые темы для исследований, что послужило крепкой платформой для формирования в университете доступной среды образовательных услуг. В 2010 году в ТУСУРе образовали Центр сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ).

– Наш Центр создан для улучшения в университете условий для социальной адаптации и комфортного обучения студентов с разной степенью инвалидности, – говорит доцент кафедры истории и социальной работы, руководитель ЦеССИ Валентина Ивановна Зиновьева. – Сегодня в университет поступают молодые люди с разной формой инвалидности, и каждый требует индивидуального подхода для адаптации в университетской среде. В каждом случае мы применяем подходящую форму работы: индивидуальную, групповую, а также проводим информационные площадки по пропаганде идей инклюзивного обучения в учебных корпусах вуза. В нашей работе определяющими являются методы системного и экосоциального подходов, которые акцентируют внимание на отношениях в малых социальных группах и преодолении социального исключения при помощи роста общественной ответственности.

В ЦеССИ распространена практика закрепления сопровождающего для студентов, которым сложно передвигаться по корпусам университета. Сопровождающим, как и в западной практике, начисляется небольшая заработная плата за помощь. Однако большую работу по адаптации студентов с ограниченными возможностями проводят волонтеры и кураторы ЦеССИ.

Волонтеры – студентам

Андрей Алтаев – студент 4 курса гуманитарного факультета работает в ЦеССИ второй год. Он стал участником проекта по социализации студентов с ограниченными возможностями.

– Вместе с другими студентами-волонтерами мы стали участниками организации в ТУСУРе историко-патриотического клуба, в котором проводятся мероприятия для всех студентов университета, –& amp; amp; amp; amp; amp; #160;говорит Андрей. – В клубе мы помогаем адаптироваться студентам с ограниченными возможностями и привлекаем внимание в целом к проблемам инвалидов. В рамках декады инвалидов мы традиционно устраиваем акции «Почувствуй на себе», когда погружаем участников в среду, типичную для людей с ограниченными возможностями: предлагаем передвигаться на колясках, пройти несколько шагов с завязанными глазами. Как правило, такие будничные условия для инвалидов становятся серьезным препятствием для участников акции. Люди начинают чувствовать, что такое доступная среда и почему она так необходима. Для студентов с ограниченными возможностями мы организовываем культурно-массовые мероприятия: тренинги, кинопросмотры, мастер-классы. 

Проводить студента с ограниченными возможностями до аудитории, помочь справиться с лекционным материалом, даже оказать психологическую помощь – задачи, которые выполняют волонтеры ЦеССИ. По возможности они помогают не только студентам ТУСУРа, но и будущим абитуриентам. В практике Андрея есть опыт подготовки абитуриента к вступительным экзаменам, который сейчас стал студентом факультета безопасности.

– Мы работаем со всеми студентами. Некоторые отказываются от кураторства, но мы все равно продолжаем интересоваться, насколько комфортно студенту учиться. К нам всегда можно обратиться за помощью, – говорит Андрей.

Социальная адаптация студентов и создание для них безбарьерной среды в университете работает не только для тусуровцев. Центр одним из первых появился в городе и продолжает создавать и совершенствовать свои методы работы, в том числе с разными целевыми группами. Даже после окончания университета сюда приходят выпускники за советом и поддержкой, а некоторые сами становятся тренерами. Татьяна Чуржакова закончила ТУСУР в 2015 году по специальности «Социальная работа», но до сих пор приходит в ЦеССИ, чтобы поучаствовать в мероприятиях, помочь новым студентам. По словам Татьяны, в ТУСУРе ей помогли курсы психологической помощи: она стала более уверенной в себе. Сейчас она сама проводит тренинги и мастер-классы в ЦеССИ.

– Именно в ТУСУРе я поняла, что смогу обрести самостоятельность, а теперь я делюсь с другими информацией о том, как стать активным, как развиваться и понять, что можно вести полноценную жизнь даже с заболеванием ДЦП. Я рассказываю, как адаптироваться людям с ограниченными возможностями в социальной среде, как не бояться пробовать что-то новое. Я сама прошла через это, и сейчас могу вести полноценную активную жизнь: работаю; участвую в спортивных соревнованиях; скоро состоятся показы «Особой моды» – единственной в России школы моделей для инвалидов, где я буду выступать на подиуме. Главное – не отказываться от помощи и работать над собой.

Дальнейшие планы

Инклюзивное образование в ТУСУРе развивается за счет привлечения в проекты студентов группового обучения. Старшекурсниками ТУСУРа была разработана программа сопровождения студентов с ограниченными возможностями, которая и заинтересовала представителей Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева и Казахского университета экономики, финансов и международной торговли. Кроме того, привлекла внимание и сама технология группового проектного обучения, разработанная в ТУСУРе. По итогам конференции были разработаны совместные планы дальнейшего сотрудничества. В том числе проведение совместных семинаров на базе ТУСУРа.

– В работе по направлениям инклюзивного образования у нас сложился свой опыт и практика. В рамках выигранного гранта Правительства РФ, в течение нескольких лет у сотрудников и студентов Центра появилась возможность знакомиться с опытом российских и западно-европейских вузов. Сегодня мы сами можем инструктировать представителей различных организаций, поскольку сотрудники ЦеССИ обладают необходимыми компетенциями и квалификациями. С помощью нашей работы мы сможем повысить рост общественной ответственности, – уверена Валентина Ивановна Зиновьева.