В этом номере
Предыдущие выпуски
Обратная связь

Направления развития.

В рамках грантового конкурса программы социальных инвестиций «Родные города» компания «Газпромнефть-Восток» поддержала проект Центра профильного обучения Дворца творчества детей и молодежи (ДТДиМ) и ТУСУРа «АЗЫ конструирования - школьнику: от идеи до объекта», который направлен на решение приоритетных задач дополнительного образования для школьников.

– Сегодня существует проблема – отсутствие мотивированных и практически-ориентированных абитуриентов, – говорит куратор проекта, декан РКФ ТУСУРа Денис Витальевич Озеркин. – Современные первокурсники, приходя на факультет, имеют недостаточный уровень знаний в области конструирования и радиомонтажа, многие не понимают, где можно применить практические знания и навыки, закончив наш факультет. На базе ТУСУРа и ДТДиМ мы создали профильное обучение томских старшеклассников (8-10 класс), которое поможет поднять уровень базовых предметных знаний, таких как физика, математика, программирование.

Проект реализовывает развитие двух направлений – программное и аппаратное. Первое направление предполагает освоение школьниками программы трехмерного моделирования, поскольку для современной профессиональной деятельности радиоконструктора необходимо владение основами работ с вычислительной техникой. Школьники получают доступ к новому современному оборудованию для обучения школьников основам электроники и программированию на платформе Arduino, которое позволяет повысить уровень теоретико-технических знаний. Работа по второму направлению предполагает освоение практических работ. С помощью электро-радиоэлементов будущие конструкторы могут самостоятельно создавать проектные работы. Для образовательной программы применяются универсальные методические рекомендации, которые могут использоваться не только Центром профильного обучения, но и другими специализированными учреждениями.

Практический подход

Сейчас в Центре профильного обучения активно ведутся занятия для групп, состоящих из восьми человек. Малый состав групп обеспечивает индивидуальный подход к каждому участнику программы для достижения высоких результатов.

– Совместными усилиями мы решаем проблему самоопределения старшеклассников по профилирующим предметам, – говорит руководитель проекта, заведующая инновационным отделом, руководитель Центра профильного обучения Дворца творчества детей и молодежи Наталья Владимировна Михайлова. – У нас сформированы группы для занятий по направлениям «Программное и аппаратное конструирование» и «Микроэлектроника». К нам приходят школьники, мотивированные на конкретную деятельность. В группах нет «случайных» молодых людей, мы работаем с теми, кто действительно заинтересован в образовательном процессе, и после прохождения образовательной программы они получают те навыки и компетенции, которые необходимы при поступлении в лучшие технические вузы, в том числе и ТУСУР.

Занятия для школьников продолжаются на протяжении всего учебного года. Помимо основных практикумов – весеннего и осеннего, организована и летняя образовательная площадка на базе ДТДиМ. В рамках образовательной программы, в августе пройдут обучение 30 школьников младших, средних и старших классов. Для них будет проведена ставшая уже популярной в Томске площадка «Юный техник». По словам организаторов, такие практикумы – это профессиональные пробы, помогающие подросткам определиться с выбором будущей профессии, поскольку сегодня такие инженерные классы – одно из актуальных направлений в дополнительном образовании, успешный опыт которых демонстрирует работа ТУСУРа и ДТДиМ.

Со школьниками работают опытные наставники, в их числе аспирант Александр Литвинов (кафедра ПрЭ) и магистрант Артем Абрамов (кафедра КИПР).

– При составлении образовательной программы мы учитывали возраст школьников, для которых главное объяснить сложные вещи доступными средствами, – поясняет Денис Витальевич Озеркин. – Кадровый состав подобран таким образом, что преподаватели обладают достаточной квалификацией, чтобы объяснить детям сложные дисциплины, привить интерес к конструированию и инженерному делу, сформировать представление о трудовой деятельности после окончания вуза. Мы проводим профориентационную работу со школьниками, поскольку заинтересованы в том, чтобы на первый курс к нам приходили подготовленные студенты с пониманием будущей профессии.

Результаты успешного сотрудничества

Успешное сотрудничество ТУСУРа и ДТДиМ в области профориентационных инициатив реализуется и в подготовке команды школьников к международному молодежному чемпионату «Сфера» по программированию роботов и отработке синхронизированного управления их положением и переориентацией в условиях микрогравитации. В прошлом году томские школьники впервые стали участниками чемпионата, в их подготовке приняли участие ТУСУР и Центр профильного обучения ДТДиМ. Благодаря совместной работе команде новичков удалось выйти в финал, проходивший в Центре управления полетами в Голландии. В этом году Томскую команду к чемпионату 2016 готовит заведующий кафедрой ПрЭ Сергей Геннадьевич Михальченко.

Центр профильного обучения начал свою работу в 2013 году при активном участии ТУСУРа. С помощью центра университет решает одну из приоритетных задач дополнительного образования по возрождению технического творчества молодежи.