В этом номере
Предыдущие выпуски
Обратная связь

Как работает машина, которая хранит банковские карточки.

Коллектив СКБ «Смена» ТУСУРа совместно с ООО «Картомат технологии» разработали новое решение в сфере банковского обслуживания – устройство учета и хранения пластиковых карт «Картомат К-2000».

Разработанное устройство позволяет хранить до 2000 карточек одновременно, каждая из которых обработана информационной системой и занесена в реестр. Первый картомат уже благополучно испытан на практике: более полугода он используется в центральном отделении Сбербанка Томска. И монотонную работу по подсчету и систематизации банковских карт теперь там выполняет машина.

Проблемы каменного века

– Когда настает момент сменить старую банковскую карту на новую, вы приходите в банк, называете свою фамилию сотруднику, и он уходит. Иногда на 10 минут, иногда на 15, а иногда возвращается через 30 минут ни с чем и просит вас прийти на следующий день, – начинает свой рассказ о картомате Антон Лощилов, руководитель СКБ «Смена» ТУСУРа.

Зачастую поиски одной пластиковой карточки в хранилище банка сродни выискиванию иголки в стоге сена. Проблема связана с тем, что в обычном филиале банка в среднем хранится около двух тысяч карт. Они представляют собой огромною картотеку, в которой сотрудники вручную ищут карточку с вашей фамилией. А если процедура хранения была случайно нарушена, и карточку с фамилией «Петров» положили в ячейку под буквой «М», ее поиски могут затянуться на целую вечность.

При этом каждая банковская карточка представляет собой материальную ценность, и в конце каждого рабочего дня сотрудникам филиала необходимо пересчитать оставшиеся карты. Но даже пересчет карточек не дает полной уверенности в том, что каждая из них находится на своем месте. Остается вероятность подмены или ошибки.

«Вручную пересчитывать карточки – это же такой каменный век!», – улыбается Антон Лощилов.

Хранилище внутри банкомата

Когда сотрудники СКБ «Смена» узнали о существующей проблеме, они решили предложить банкам свое решение – создать автоматизированное устройство учета и хранения пластиковых карточек. Внешне устройство похоже на обычный банкомат, но работает он не с одной пластиковой карточкой, а с двумя тысячами одновременно. Внутри картомата находится одна или, при необходимости, несколько кассет для хранения карточек и различные электронные схемы, о важности которых известно лишь их создателям.

Алгоритм работы с картоматом простой: достаточно ввести данные владельца карты, и устройство автоматически находит ее в установленных кассетах и выдает. Добавить новую карточку в хранилище картомата тоже не сложно: необходимо лишь вставить ее в устройство приема, программа прочтет данные карты и сама отыщет для нее подходящее место.

Томская инновация

Идея создания устройства пришла в голову разработчикам около двух лет назад. Основной трудностью на начальном этапе было убедить банки в том, что создание такого устройства более чем реально. И не где-нибудь за рубежом, а здесь – в Томске – силами местных инженеров.

– Нам очень повезло: одним из первых представителей банковской среды, которому мы представили макет будущего устройства, был управляющий Томским отделением Сбербанка Михаил Львович Гребенников – человек неравнодушный к технике и в прошлом успешный рационализатор. Это

случилось полтора года назад. Тогда потенциальному заказчику был представлен макет будущего устройства, весьма отдаленно напоминающий то, что получилось в результате. Но свою главную функцию картомат-прототип выполнил на отлично – продемонстрировал алгоритм работы будущего устройства и развеял всяческие сомнения в том, что местным инженерам под силу изготовить такой аппарат, – поделился Антон Лощилов.

Спустя полгода в центральном отделении Сбербанка появился первый опытный образец устройства хранения на тысячу карт. В процессе использования сотрудники банка пришли к выводу, что необходимо увеличивать полезный объем хранения, чтобы вместить максимально большое количество банковских карт, хранящихся в этом отделении. В ноябре прошлого года была установлена система с обновленным функционалом и возможностью хранения до двух тысяч банковских карточек. Теперь каждый томич, оформивший карту в центральном отделении Сбербанка, получает ее с помощью картомата.

– Многие считают, что робототехника развивается где угодно: в Японии, США или Германии, но только не у нас. И любые более-менее сложные разработки в этой сфере обречены на провал. Наш опыт говорит об обратном. За небольшое время нам удалось пройти путь от идеи до технического воплощения, удовлетворяющего потребности банковской отрасли, – говорит Антон Лощилов.

Перспективы серийного производства

Следующий этап работы над картоматом связан с началом его серийного производства. Разработчики уверены, что этот аппарат может занять свою нишу на рынке банковской техники:

– Мы не хотим, чтобы картомат стал игрушкой одного филиала. Эта система могла бы быть установлена в каждом отделении банка, и мы в этом заинтересованы. Потому что заниматься разработкой ради разработки – глупо.

Кроме «Сбербанка», картоматы могут быть установлены и в других банках Томска. Представители шести банков г. Томска познакомились с технологией картомата в рамках выставки UNOVUS, участие в которой принесло разработчикам второе место. В июне система была установлена в главном отделении «Газпромбанка» в г. Томск.

Человек внутри машины

После первой презентации аппарата многие шутили, что внутри картомата сидит человек, который распределяет и выдает карты.

– Да, а сзади дверца, через которую ему передают чашку с рисом, – смеется Антон Лощилов.

Автомат действительно способен заменить собой человека. По подсчетам специалистов, работа картомата равнозначна трудозатратам примерно двух сотрудников, а срок окупаемости устройства составляет год и три месяца.

– Надо понимать, что эта работа никак не связана с интеллектуальным трудом. Когда квалифицированные сотрудники занимаются перетаскиванием тяжестей, монотонным перебиранием или бесконечным поиском карт, это неправильно, – говорит Антон Лощилов.

По его словам, картомат выполняет еще и социальную функцию – нормализует климат внутри коллектива. Теперь никому не приходится выяснять, на чью долю выпала участь перебирания пластиковых карточек в подсобном хранилище банка. Возможно, именно в этом и заключена главная функция робота-картомата – помочь нам остаться людьми.

Автор: Екатерина Мороко